5 мин.

Пуй – главный рывок Australian Open: провалил прошлый год, переманил Моресмо и вышел в 1/2

Хотя раньше не бывал даже во 2-м круге.

24-летний француз Люка Пуй – один из самых талантливых молодых игроков мира, но прошлый сезон он завалил. Ударно проведя февраль (титул в Монпелье и финалы в Дубае и Марселе, за счет которых он дебютировал в топ-10), он почти ничего не добился на крупных турнирах: из элитных соревнований он только на «Ролан Гаррос» и US Open выиграл по два матча, а на шести вообще вылетел в первом круге.

Люка закончил 2018-й серией из трех поражений, последнее из которых потерпел в финале Кубка Дэвиса. Позже он рассказал The New York Times, что вообще хотел досрочно завершить год, но не сделал этого только ради сборной: «Я потерял уверенность в себе и не получал удовольствия на корте и в туре. Мне не хотелось играть в теннис».

На Australian Open француз приехал, проиграв все одиночки на Кубке Хопмана и первый круг Сиднея. Ситуацию усугубляло то, что до этого он за всю жизнь выиграл в Мельбурне ровно один матч: в первом круге квалификации в 2013 году. Потом он попадал в основу напрямую, но пять раз уезжал домой после первого раунда.

В этом году Пуй уже в полуфинале, причем последние три матча получились очень сложными. Сначала он в пяти сетах обыграл 19-летнего австралийца Алексея Попырина, который показывал сумасшедшую игру на волне болельщицкой любви. В четвертом круге Люка победил стабильно прогрессирующего Борну Чорича (12-ю ракетку мира). А в 1/4 разобрался с набравшим прекрасную форму Милошем Раоничем, который на этом турнире вынес Кириоса, переборол Вавринку и очень помог Звереву самоуничтожиться.

***

По игре Пуй тоже красавец, и в Австралии показывает разные стороны своего тенниса. С Чоричем он разобрался за счет стабильности: он держал мяч в игре, провоцировал хорвата на обострения и вскрыл то, что тот начал сезон в нелучшей игровой форме (Борна поздно закончил 2018-й победой на Кубке Дэвиса, провел компактную предсезонку и до Australian Open ничего не играл).

С Раоничем получился совершенно другой матч. Канадец на этом турнире прекрасно подавал и пользовался преимуществами, которые это создает: выходил к сетке, постоянно атаковал с задней линии и не боялся рисковать на приеме, потому что уверенно брал свои геймы. Даже великий Род Лэйвер в твиттере призывал обратить на него внимание.

Но Люка просто задавил Раонича умной агрессией: например, даже с подачи не пускал его к сетке за счет неудобных, низко стелящихся ударов, с которых Милош не мог нормально атаковать слета. В итоге Пуй получал возможность его обвести. На задней линии он просто пугающе мощно играл с форхенда (особенно хороши были обводящие удары), а в нужные моменты находил и бэкхенд.

При этом подавал он эффективнее Раонича: чаще попадал первым мячом, стабильнее его выигрывал и лучше защищал вторую подачу. В итоге у канадца был всего один брейк-пойнт, а француз создал себе 14. Правда, реализовал только три – потому что почти во всех случаях Раонич реагировал на них пушкой с первой подачи.

Но по ходу матча Пуй был стабильно активнее, играл намного чище, и это видно даже по статистике. У него 62 виннерса против 59 у Раонича, но ситуация усугубляется, если вычесть из них эйсы – тогда у Люки остается 48 ударов навылет, а у канадца всего 34. По ошибкам Раонич обошел соперника на 10 штук.

Если добавить к этому неожиданно появившийся крепкий характер, то становится понятно, почему Пуй заглянул в топ-10 и почему он может подняться намного выше.

Многие связывают такое возрождение с его новым тренером – Амели Моресмо.

***

Одним из редких игроков ATP с тренером-женщиной Пуй стал в конце прошлого сезона, и ради него Моресмо отказалась от поста капитана сборной в ненастоящем обновленном Кубке Дэвиса. Причем сотрудничество Люка предложил, когда Момо пришла знакомиться с новой командой.

«Несколько часов разговора с ним заставили меня задуматься. Он убедил меня в том, что готов полностью выкладываться, чтобы оказаться на вершине», – рассказывала Амели The New York Times. Кроме красноречия Люки на нее повлияла и реформа турнира, которая снижает роль капитана.

Как тренера для мужского тура Моресмо полностью раскрыл главный феминист в теннисе Энди Маррей (до него она еще в 2010-м консультировала Микаэля Ллодра, но британец был первым большим клиентом). Он позвал ее в команду в середине 2014 года, когда возвращался после операции на спине, и с ее помощью выиграл первые титулы на грунте (в финале Мадрида обыграв Надаля) и дошел до финала на двух Australian Open.

На первых порах шотландцу доставалось за это назначение. Например, один из теннисистов вообще посчитал, что это шутка, и посоветовал объявить, что его новым тренером будет собака. Многих очень интересовало, как она – женщина! – будет заходить в мужскую раздевалку. (Но никого не смущает то, что в WTA подавляющее большинство тренеров – мужчины).

«Невозможно сравнивать то, как критиковали ее и любого мужчину, с которым я работал. Когда я сейчас проигрываю, винят меня. Когда я работал с ней, виновата всегда была она», – рассказывал Маррей после прекращения сотрудничества с двукратной чемпионкой «Шлемов» в 2016-м.

Многие и после ухода Моресмо не считали ее хорошим тренером для мужчины. Главный аргумент: вернулся Лендл, и Маррей сразу выиграл «Уимблдон». Но Амели в прошлом году благодарила британца: «Он был уверен во мне, когда другие считали меня каким-то отклонением от нормы». Возможно, это повлияло и на Пуя, который теперь рассказывает: «Она знает о теннисе все. А пол не имеет никакого значения».

Пока рано оценивать их работу по сути, ведь за месяц мало что можно поменять. Но эмоциональный всплеск от смены тренера французу уже помог. И он верит, что в долгосрочной перспективе Амели сделает его лучше.

В пятницу увидим, что они придумают на матч с Джоковичем.

Фото: globallookpress.com/Panoramic