Маррею могут поставить новый тазобедренный сустав на основе титана – чтобы нормально жить
В спорт с таким он уже вряд ли вернется.
Энди Маррей объявил, что в этом году завершит карьеру. В 31 год его мучают постоянные боли в правом бедре, из-за которых играть уже невыносимо.
Для бедер теннис – очень жестокий вид спорта. Специалисты говорят, что все из-за специфики движения на корте: резкие торможения и смены направления постоянно нагружают тазобедренный сустав и мягкие ткани. А поскольку кинетическая цепь, по которой энергия передается из ног в мяч, проходит через бедро, мышцы постоянно напрягаются, разжимаются и скручиваются.
В итоге среди теннисистов распространены бедренные грыжи, травмы приводящих мышц и разгибателей, воспаления сухожилий и различные повреждения тазобедренного сустава.
Что именно беспокоит Маррея?
Энди не играл с «Уимблдона»-2017, но никогда не называл конкретную проблему. В январе прошлого года, когда он только снялся с Australian Open, британский хирург Пол Джарджай в интервью ESPN предполагал, что у Маррея как раз проблемы с суставом – разрыв хрящевого ободка, который находится в месте крепления таза и бедренной кости. «Почему? Потому что в 90 процентах случаев именно эта проблема не дает спортсменам соревноваться. Может ли что-то еще выбить на полгода? Вряд ли», – говорил хирург.
Через несколько дней после этой статьи Маррей сделал операцию, которая вроде бы подтвердила гипотезу Джарджая. Во-первых, на это указывало фото из инстаграма, где зафиксирован именно сустав.
Во-вторых, в интервью олимпийский чемпион восхищался достижениями артроскопической хирургии, которая позволяет добраться до сустава с минимальными повреждениями мягких тканей: «Шрамы очень, очень маленькие, и после операции мне почти не было больно. Я провел два дня на костылях, а потом начал потихоньку двигаться. Это меня очень удивило. Я ждал, что после операции мне будет очень больно, но уже через двое-трое суток я ходил.
Сейчас восстановление после операций проходит быстрее, потому что раньше приходилось 4-6 недель ходить на костылях. В итоге ты терял мышечную массу, и нужно было ее заново наращивать перед возвращением к нормальным тренировкам. А тут я уже через 10 дней работал на велотренажере».
Кроме того, стало понятно, что проблемы у Маррея уже давно. Он рассказал, что операцию делал один из ведущих мировых специалистов по бедру Джон О’Дорнелл, а познакомились они еще в 2008-м.
В чем проблема сейчас?
Трехкратный чемпион «Шлемов» вернулся на корт прошлым летом, но в итоге сезон закончил в сентябре и поехал дальше восстанавливаться. Он работал с физиотерапевтом Биллом Ноулзом – специалистом по бедру, который помогал Марио Балотелли (он в 2015-м перенес операцию на мышце-сгибателе) и Тайгеру Вудсу.
Но оказалось, что операция была слишком консервативной и бедро по-прежнему болит: «Все видят, что на корте я испытываю дискомфорт. Но есть еще разные бытовые вещи, которые тоже даются с трудом. Было бы здорово, если бы я мог безболезненно обуться, надеть носки – такого рода вещи», – сказал плачущий Маррей на сегодняшней пресс-конференции.
Теперь Маррей всерьез думает об эндопротезировании – полной замене тазобедренного сустава. Новый сустав делают из биосовместимого сплава на основе титана, который организм не отторгает. Во время операции его либо вколачивают в кость, либо просто плотно прижимают, и со временем кость в него прорастает. Кроме того, возможна фиксация на специальный полимерный цемент – такую обычно советуют пожилым пациентам с поврежденными костями.
По словам Маррея, шансы на возвращение в спорт после этого минимальны: «Это позволит мне избавиться от боли в повседневной жизни, повысить ее качество. Ее делают не чтобы вернуться на корт, а чтобы жить нормально».
Конечно, есть исключения. Сейчас в парном туре после эндопротезирования выступает 40-летний Боб Брайан. На этой неделе они с Майком дошли до полуфинала турнира в Окленде. После стартового матча Майк смеялся над братом: «Это его первая победа с железным бедром. По-моему, он первый, кому это удалось». Маррей с ним общался, но склоняется к тому, что ему этот вариант не подходит, потому что в одиночке другие нагрузки, а играть пару он не хочет.
Специалисты говорят, что Маррей и в прошлом году неохотно ложился под нож как раз потому, что почти никому не удается вернуться на прежний уровень после операции на бедре.
Энди преодолел очень многое, но с такой жестокой травмой, кажется, не справился и он.
«Немного сумасшедший, но просто легенда». Теннис готовится к уходу Маррея
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill; Instagram/andymurray
Сейчас вспоминаю ликующие вопли Виландера после прошлой Австралии: "А давайте сделаем мячи и корты ещё быстрей, чтоб Роджер продолжал играть!!!". Это замечательно, конечно, но вот такая оборотная сторона у всей этой истории - Энди, Рафа, Новак, Вавр, Кеи, Гоффен - все они стали в последние годы испытывать колоссальные проблемы со здоровьем. Все большие теннисисты, строящие игру от задней линии, периодически вылетают кто на пару месяцев, кто на полгода, а кто теперь и насовсем. Понятно, что это не вина Федерера, но всё же тенденция наметилась плохая, и это ещё не конец, судя по всему.
Момент, дамы и господа, извините, сейчас запах уйдёт.
Пшшш