Тони НАДАЛЬ: «Вокруг тенниса стало слишком много людей, у которых дома нет зеркала»
Интервью обозревателя El Diario Vasco Алексиса Альгабы с экс-наставником 17-кратного чемпиона турниров "Большого шлема Рафаэля Надаля Тони Надалем.
- Прошел ровно год с того момента, как официально перестали быть тренером вашего племянника. Какие изменения в вашу жизнь, как личную, так и профессиональную, внес этот шаг?
- Моя жизнь заметно изменилась, Если раньше тем, что мне действительно нравилось и что приносило удовлетворение, была жизнь в профессиональном туре, путешествия, удача, улыбнувшаяся мне в виде возможности тренировать такого парня, как Рафаэль, то сейчас я занят другими делами, которые мне тоже нравятся. Работать в Академии Рафаэля - и говорить по-испански! Раньше у меня никогда не возникало четкого ощущения, что я именно работаю, потому что месяц в Австралии, месяц в Нью-Йорке - ото всего этого не было ощущения работы, я просто делал то, что мне нравилось. Сейчас я все-таки больше чувствую, что я именно работаю.
- А как вам кажется . жизнь Рафаэля после этого тоже изменилась?
- Рафаэль по-прежнему занят тем же, чем раньше. Правда, мы немного меньше общаемся и разговариваем, но это нормально и правильно, ведь он теперь работает с другим тренером. И работает хорошо.
- Вы не жалеете о решение прекратить тренировать своего племянника?
- Это решение было моим и я его ни с кем не обсуждал и не согласовывал. Просто в какой-то момент я осознал, что пришло время отступить в сторону, потому что Рафаэль был к этому готов и больше не нуждался в моем постоянном присутствии.
- И все-таки - в течение сезона вы ни разу не пожалели об этом?
- Нет. Хотя, когда я смотрел за моим племянником в Австралии, я чувствовал, что хотел бы быть там, чтобы поддержать, но в жизни, когда наступает время уйти, всегда нужно уметь решаться на такие шаги.
- Кто по кому больше скучал в этом году - Тони по Рафе или наоборот?
- Не думаю, что Рафаэль очень уж сильно скучал по мне, мне же в какой-то степени действительно не хватало всех этих перелетов-переездов. Ведь это всегда было удовольствием - приезжать в Париж, Нью-Йорк или Рим, я люблю эти места, а теперь должен оставаться в Манакоре. Но и здесь я занимаюсь тем, что приносит много удовольствия, что мне интересно, что меня занимает - я снова вернулся к работе и общению с ребятами из Академии, я вернулся к возможности тренировать молодых игроков, помогать им, ну и проводить намного больше времени с семьей.
- Рафаэль закончил год с наибольшим числом побед в турнирах среди всех соперников, хотя этих побед - пять - было чуть не вдвое меньше, чем в его самых показательных сезонах. Какую оценку вы дадите этому сезону?
- Год был очень хорошим, исключая, конечно, травмы, вынудившие его сняться с двух ТБШ, в Австралии и Штатах. Если бы ему чуть-чуть улыбнулась удача, сезон мог стать великолепным. Возможно, он смог бы снова выиграть Уимблдон... В Мельбурне и Нью-Йорке до травмы он играл хорошо, эти травмы, конечно, бросили тень на весь сезон, но если говорить о теннисе, то эта кампания была действительно очень хороша.
- Как дела у Рафы? Успеет ли он вернуться к Австралии во всем блеске?
- Рафаэль прислушался к рекомендациям врачей и принял решение прооперировать травму, мешавшую ему уже некоторое время. Из разговора с ним я понял, что он намерен вернуться к тренировкам 4-5 декабря, так что для того, чтобы набрать форму к Австралии, у него будет больше месяца.
- В преддверии сезона-2019 было бы интересно узнать вашу точку зрения на перспективы, особенно на конкуренцию среди лидеров рейтинга. Казалось, что прошедший сезон снова пройдет под знаком Рафы и Роджера как главных фаворитов...
- Я постоянно, с самого начала говорил, что Джокович снова будет на вершине, как только сам этого по-настоящему захочет, потому что его класс слишком велик для того, чтобы списывать со счетов. Меня всегда изумляло и шокировало, когда люди так быстро начинали его хоронить.Вполне возможно, что в 2019-м произойдет окончательна смена поколений, ведь в этом сезоне молодые сумели сделать важные шаги - Карен Хачанов выиграл у Джоковича в Париже, Александр Зверев победил Ноле в Лондоне, Шаповалов, самый молодой из них, но вполне способен продолжить поступательное движение... Есть еще группа во главе с Чоричем и Тимом, готовая совершить финальный рывок. Рафаэль, Джокович, Федерер и компания прекрасно отдают себе отчет в том, что им придется противостоять этим молодым ребятам.
- Вы не забыли о ДельПо и Маррее?
- Дель Потро - ее один из тех, у кого постоянно возникают проблемы, и иногда мы забываем о нем, потому что ему не хватает стабильности и постоянства в результатах. Очень тяжело играть, имея столько проблем. Но и он, и Маррей, если смогут восстановиться, будут оппонентами, которых очень трудно победить.
- В своей колонке в El Pais на прошлой неделе вы написали, что вам трудно представить Роджера Федерера снова поднимающим над головой трофей ТБШ. Вы настаиваете на этом мнении?
- Со всем уважением повторяю - в 38 лет очень тяжело выиграть турнир, матчи в котором проводятся в пятисетовом формате. Шанс, возможно, представится на Уимблдоне, но с каждым годом эта задача становится все более и более сложной. То же, как мне кажется, касается и Рафаэля.
- Рафа и Роджер сыграли между собой 48 матчей, но в 2018-м, второй раз за 15 лет, не сыграли друг с другом ни разу. Эта дуэль уже становится достоянием прошлого?
- Рано или поздно любое противостояние подходит к концу. Раньше в больших финалах почти всегда играли Роджер, Новак или Рафаэль, но чем больше проходит времени, чем большее число вероятных кандидатов выходит на свет, тем больше становится шанс, что кто-то из них проиграет. Это закон жизни. Думаю, что мы еще увидим их схватки, но с каждым годом это будет все более и более сложным.
- Об их соперничестве написаны книги. Как вы думаете, в будущем оно может лечь в основу фильма, как схватка Борга и Макинроя?
- Борг и Макинрой тоже были представителями разных стилей, один основанный на импульсе и инстинктах, другой - больше на стабильности, постоянстве, один - весь правильный, а другой - нет. Думаю, что в случае с Федерером и Надалем присутствует то же противопоставление. С одной стороны - классический и элегантный теннис, с другой - теннис, основанный на смелости и страсти. Очень не похожие стили, и да, я думаю, что такое было бы интересно увидеть на большом экране.
- Есть ли срок годности у Надаля?
- У всего в жизни есть срок годности. И Рафаэль, когда почувствует, что он подошел, покинет тур.
- Но еще не подошел?
- Насколько я знаю, Рафаэль настроен продолжать играть еще несколько лет. Если, конечно, позволит организм.
- После 80 титулов, двух золотых олимпийских медалей, десятках недель в ранге первой ракетки мира - что, по вашему, мотивирует Рафу продолжать соревноваться каждую неделю?
- Во-первых, личный вызов - продолжать играть и доказывать себе, что по-прежнему можешь побеждать. Все любят выигрывать, это мощнейший стимул, и шанс снова и снова поднимать над головой трофеи Монте-Карло, Барселоны, Ролан Гаррос, Уимблдона или ЮСО мотивируют Рафаэля. И не только его.
- Олимпиада-2020 в Токио является целью?
- Сегодня - нет, потому что есть более близкие цели, но существует желание, мечта снова пережить Олимпийские игры. Мне кажется, ему бы этого очень хотелось.
- То и дело мы становимся свидетелями конфликтов между игроками и тренерами, жестких разговоров между ними. самый последний пример - Гарбинье Мугуруса и ее наставник Сэм Сьюмик. У вас с Рафой когда-нибудь происходило что-то подобное?
- Никогда. Никогда не было даже самого мимолетного мгновения в жизни, когда я ощущал бы неуважение со стороны Рафаэля.
- А если бы такое случилось?
- Я ушел бы в туже секунду. Это неприемлемо. Жизнь - это вопрос уважения. Если бы Рафаэль повел себя так, меня рядом с ним не было бы. У Рафаэля никогда не было недостатка в уважении ко мне или любому другому члену команды. Дело в воспитании, в понимании и восприятии жизни. Да, иногда игроки срываются, нервничают, но они должны учиться управлять своими эмоциями и темпераментом
. - В последнее время стало популярным обсуждать и осуждать поведение игроков в отношении болл боев, мячи, полотенца...
- Не желаю влезать в эту тему. Такое ощущение, что вокруг тенниса стало слишком много людей, у которых дома нет зеркала и которые никогда в эти зеркала не смотрели, эдакие спасители мира, считающие себя незапятнанными и требующие того же от других. Но штука в том, что эти самые спасители отнюдь не жаждут сделать мир лучше, они просто хотят продемонстрировать свою исключительность, свое превосходство. Я видел сюжет с Фернандо Вердаско в интернете, читал все эти комментарии, но ситуация-то на самом деле простая - человек торопился, стараясь уложиться в лимит времени, и ни в коем случае не желал проявить неуважение к болл бою или что-то такое. Сейчас стало модно раздувать некоторые вещи, искусственно придавать им слишком много значения.
- Недавно мы видели, как Рафа помогла справляться с последствиями наводнения на Майорке, это фото было на обложке The Times. Большинство оценило поступок, но были и такие, кто назвал все это постановкой и дешевым пиаром. Как он отнесся к такой глупой критике?
- Многие люди любят критиковать. Я всегда старался не придавать значения таким мнениям. Люди, которые готовы говорить гадости о других, судят по себе, это они на самом деле способны на гадости, это в них сидит дьявол. Все, что делал Рафаэль, шло от сердца. Я тоже помогал, чем мог, в этом нет ничего необычного ни для меня, ни для вас. То же самое, что и Рафаэль, делала масса других людей. Многие почему-то считают, что, коли Рафаэля показывают по телевизору или печатают его фото в газетах, то он не может искренне совершать какие-то поступки. Это большая ошибка. Рафаэлю не нужны все эти фото в газетах, он хочет быть нормальным, он хочет, чтобы все происходило естественно, поэтому в Академии существует строгий запрет на общение студентов и сотрудников с прессой, дабы не искушать кого-то рассказами о том, чем он там занят. Мы прекрасно знаем, как устроен мир, и не можем ото всех ждать, что они будут корректны и тактичны. Если на свете живут идиоты, то приходится с этим смириться.
https://www.diariovasco.com/deportes/tenis/toni-nadal-tenis-20181122001200-ntvo.html