Главная волшебница тенниса ушла в 29 лет. Она убила ноги, но так и не взяла «Шлем»
Проникновенный трибьют Стива Тиньора Агнешке Радванской – самой стильной теннисистке поколения.
«Про большинство игроков, даже легендарных, я не помню, когда впервые увидел их на корте. Но с Агнешкой Радванской, бывшей второй ракеткой мира и финалисткой «Уимблдона»-2012, завершившей карьеру на прошлой неделе в 29 лет, история другая.
Прекрасно помню, как впервые увидел эту волшебницу из Кракова. Осенью-2005 или 2006 Tennis Channel показывал мелкий европейский турнир на крытых кортах. Это было не то соревнование, которое обычно приклеивает меня к экрану телевизора, но что-то в этой девочке-подростке меня зацепило. Было что-то в ее манере бить по мячу.
Радванска, у которой тогда щеки были пухлее, а волосы – волнистее, не напоминала никого из тогдашних звезд WTA. Она не лупила по мячу с высоты своего роста, внушая соперницам ужас, как это уже делала другая девочка-подросток, Мария Шарапова. Она не кружилась по корту безустанно, как динамо-машина, в манере тогдашней первой ракетки мира Жюстин Энен. Ее удары даже не были какими-то особенно выразительными, они не слишком цепляли взгляд. Она била по мячу коротко, почти без замаха, и часто делала это как хоккейный вратарь, из полуприседа, так что смотреть было больно.
Но это все было неважно, потому что главным оружием этой девочки была не техника ее ударов, а все те невообразимые вещи, которые она могла делать с мячом, те безумные направления, которые она могла ему задавать. Ее замах был компактный, но контакт – всегда точный, а результат – почти всегда неожиданный.
И вот я стал за ней следить и узнал, что на корте она держится так же необычно и приятно, как играет. Как правило, Радванска просто спокойно переходила от одного очка к другому. Ниндзя ее прозвали позже, но уже тогда она умела усыплять бдительность соперниц своей невозмутимостью. Когда же Радванска все-таки злилась, она выражала это так же непритязательно и своеобразно: допустив ошибку, она морщила нос и притоптывала. Дальше она шла начинать следующий розыгрыш, чтобы выдать бедной сопернице очередную чертовщину.
Вскоре я узнал, что Радванска выиграла юниорский «Уимблдон» в 2005-м и «Ролан Гаррос» – в 2006-м. Агнешку и ее младшую сестру Урсулу (Агу и Улу) тренировал их отец Роберт, и они были пионерами польского тенниса. В 2007-м Ага станет первой чемпионкой турнира WTA из Польши. Маленьких Агу и Улу Роберт учил играть воздушными шарами, что во многом объясняет ее тончайшее чувство мяча.
И все же тогда еще было трудно предположить, что Ага добьется успеха в профессионалах. Она весила 55 килограммов, а ее вторая подача летела еле за 120 км/ч. Ее теннис, полагавшийся на стабильность и изобретательность, казалось, вышел из моды вместе с Мартиной Хингис. Можно было предвидеть, как Радванска станет такой инди-звездой, любимым игроков гиков, секретом посвященных. Так что я сделал то, что сделал бы любой теннисный гик, которому везет ездить по турнирам: пошел на один из тех дальних кортов, где она играла. И там-то я увидел, сколько атлетизма и голых физических усилий уходило на ее игру. По телевизору теннис Аги смотрелся легко, но на самом деле это был изнурительный труд.
Еще быстро стало понятно, что секретом Радванска долго не останется. Она владела сверхъестественным умением контролировать розыгрыши, не лупя по мячу со всей дури, и быстро поднялась в рейтинге: сначала из-за пределов топ-50 в топ-30, а к 2008-му – в топ-10, где почти беспрерывно оставалась до 2017-го. Когда Радванка дошла до десятки, ее фан-клуб включал уже более-менее всех, кто любил теннис. Она становилась любимицей болельщиков WTA с 2011-го по 2016-й, а ее удары признавались лучшими в сезонах с 2013-го по 2017-й.
Этим она и стала знаменита: ударами. У нее были укороченные, которые она на ходу кидала по диагонали в сторону, противоположную своему движению. Были свечи, выполненные с полулета, которые в ее исполнении из циркового удара превратились в надежное оружие. Были виннерсы, выкопанные из-под самой сетки, или виннерсы, которые она пробивала из-за спины, доставая мяч из ниоткуда. Бывали замаскированные укороченные, которые ложились в угол корта, и те самые удары от земли, которые она выполняла практически на корточках. Ни один игрок не давал нам столько поводов качать головой и смеяться. Сама же Радванска встречала такие удары в характерной сдержанной манере: она тоже смеялась, поднимала ракетку над головой и шла играть следующее очко.
Смеялась она и по жизни. Однажды у меня было назначено интервью с ней в Индиан-Уэллсе. Перед ним она играла матч и проиграла неожиданно разгромно. Я думал, что интервью отменяется, но вместо этого она встретила меня усталой кроткой улыбкой и говорила очень даже охотно. Радванска была художницей, но еще она была странствующим воином. У нее были подруги вроде Каролин Возняцки и Анжелик Кербер, которые в прошлом году были у нее на свадьбе. Но она и не боялась критиковать коллег – например, Марию Шарапову и Викторию Азаренко, – когда считала, что для этого есть повод.
Ее карьера достигла пика и предела на «Уимблдоне» в 2012-м и 2013-м. В первом случае она дошла до финала и там в трех сетах проиграла Серене Уильямс. В том месяце она поднялась на рекордное второе место рейтинга. Но ее лучший шанс на титул «Большого шлема» пришел на «Уимблдоне»-2013 и обернулся самым горьким ее поражением.
Большинство фаворитов, включая Серену, в тот год проиграли рано. Радванска выстояла и, проведя несколько трехсетовых матчей, вышла в полуфинал. Там она играла с Сабин Лисицки, которую в их последнюю встречу легко обыграла. В финале она шла на Марион Бартоли, которую обыграла во всех семи предыдущих встречах. Когда в третьем сете против Лисицки Радванска повела с брейком, она, должно быть, уже чувствовала себя чемпионкой «Уимблдона». Но преимущество она не удержала, а после матча не смогла даже посмотреть Лисицки в глаза, походя пожав ей руку.
В конечном счете Радванска выиграет 20 титулов WTA, включая итоговый турнир-2015. Но пока другие игроки после 30 продолжают покорять вершины, она знала, что ее время вышло в 29.
«К сожалению, я уже не могу тренироваться и играть так, как привыкла, – написала она в своем заявлении о завершении карьеры. – В последнее время организм не оправдывает мои ожидания. Вынуждена признать, что не могу вывести организм на нужный уровень».
Радванска не войдет в историю как чемпионка на все времена, и вряд ли ее примут в Зал славы. Ее запомнят как один из тех идиосинкразических талантов, что сделали теннис богаче и удивительнее. Не так много было игроков: мужчин или женщин, – которые поражали своей изобретательностью так, как она. Радванска довела свой организм до предела его возможностей, но ее удары пределов возможного не знали».
Источник: Tennis.com
Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Matthew Stockman, Clive Brunskill; instagram.com/aradwanska
Здоровья и успехов в жизни после тенисса,чмок)