9 мин.

«Вся раздевалка была в шоке». Взгляд Кириоса, Эрбера и другие комментарии после инцидента с судьей

Участники поединка и представители тура поделились своим мнением о ситуации в матче второго круга US Open

1

При счете 6-4, 3-0 в пользу французского теннисиста Пьера-Юга Эрбера судья на вышке Мохаммед Лайани решил поговорить с австралийцем Ником Кириосом. Арбитр общался с теннисистом около минуты, большую часть его фраз разобрать нельзя, кроме нескольких реплик ("Я хочу тебе помочь", "Я видел твои матчи, ты отличный игрок для тенниса", "Я это вижу, я знаю, что это не ты").

Первым на пресс-конференции побывал Ник Кириос. "Лайани просто переживал за то, как я играю, мол, Ник, ты в порядке? (после первого круга теннисист рассказал журналистам, что его продолжает беспокоить травма бедра и каждые два дня он получает уколы кортизона в колени).

Австралиец также сказал, что не рассматривает разговор с Лайани как коучинг, это было просто предупреждение, похожее на те, которые он уже слышал от других арбитров, чтобы он не сачковал во время игры.

Имел ли этот разговор какое-то влияние, чтобы повернуть ход поединка? "Вовсе нет. То же самое было в Шанхае, мы знаем этот момент, тогда судья сказал мне то же самое: "Для целостности спорта это не выглядит хорошо". Я не уверен, что он меня подбадривал. Он сказал, что я ему нравлюсь. Не уверен, что это подбадривание. Он просто сказал, что это не выглядит хорошо. Я его сильно-то и не слушал, но я и так знал, что это не смотрелось здорово. Это мне совсем не помогло".

После этого общения Кириос прервал свою серию из пяти проигранных геймов, а далее до конца сета и потом в третьей партии на его подаче соперник получил лишь один брейкпоинт. Напомним, что согласно "правилу жары", которое также было в силе и в четверг, теннисисты имели 10 минут перерыва между третьей и четвертой партиями. После возвращения на корта австралиец выиграл шесть геймов подряд.

2

Должны ли быть введены санкции в адрес арбитра? "Такое уже случалось со мной, вот и две недели назад в Цинциннати, когда я играл с дель Потро. С моей стороны это было не лучшее выступление. Как и сегодня. Судья сказал, мол, Ник, ты не можешь это делать, это плохо выглядит. Я буду разочарован, если за это будут санкции".В первом своем заявлении USTA от лица рефери турнира описала ситуацию так, что арбитр спустился с вышки, поскольку имел опасения за здоровье игрока, а из-за шума на стадионе он не мог спросить его со своего места ("должен был убедиться в эффективности их общения"). Позднее по рекомендации судьи теннисист вызывал физиотерапевта. Также судья сообщил игроку, что если то, что кажется отсутствием интереса к матчу, будет продолжаться, то он примет меры. Затем в федерации объяснили, что инцидент все еще находится на рассмотрении у официальных лиц и итоги не подведены.

Соперник австралийца в том матче, Пьер-Юг Эрбер, очевидно, был расстроен, что не смог удержать свое преимущество в счете.

"На корте я стараюсь фокусироваться на себе. Я просто видел, что Мохаммед спустился с вышки. Я был немного удивлен. Он пошел с ним разговаривать. Я не слушал их разговор, потому что старался сфокусироваться на себе. Это нелегко делать в матче против кого-то, кто то играет, то не играет, понимаете. Я не видел, что там случилось. Просто отметил, что с того момента Ник действительно заиграл, на 100%. Потом уже после игры я увидел, что произошло".

Эрбер винит себя в поражении, однако считает, что Лайани перешел черту. "Я не знаю, что и думать. Я не могу знать, что бы было, если бы Мохаммед ничего не говорил, изменило бы это что-то или нет. Не могу сказать. Могу лишь сказать, что с того момента Ник заиграл гораздо лучше. Вообще-то, судья не должен вот так с ним общаться. Единственное, что он мог ему сказать, это мол, будь внимателен, потому что если так продолжишь, то я сделаю тебе предупреждение, что-то в таком духе. Это можно сказать и со своего места. Нет необходимости спускаться вниз. И он не должен произносить те слова, которые он сказал на видео.

Думаю, это не его работа. Я не думаю, что он наставник. Он судья и должен оставаться на своем месте, чтобы исполнять свои обязанности. Не думаю, что он должен спускаться и брать на себя роль тренера, как мы это видим в женском туре. Я так и не знаю, изменило ли это что-то. Я просто знаю, что он не должен был так поступать.

3

Мохаммед вообще-то действительно хороший судья. Думаю, он знает каждого, он беспокоится о Нике, он также беспокоится за шоу, потому что люди стали уходить после первого сета. Все были на местах с самого начала. Потом они увидели Ника в плохом настроении, я бы так сказал, на протяжении двух сетов, и они стали уходить. Как и все, я считаю, что Ник может быть потрясающим игроком. Просто иногда он ментально находится не на корте. Не знаю, где он был эти два сета. Но потом я уже знал, что он на корте, он заиграл и надрал мне зад, он был гораздо лучше меня".

В 2016 году Мохаммед Лайани оказался в похожей ситуации с другим австралийцем Бернардом Томичем, когда тот явно сачковал в поединке в Сиднее против Теймураза Габашвили. Тогда Томич объяснил свое поведение тем, что он-то уже знает свою сетку Открытого чемпионата Австралии, которая оказалась довольно хорошей.

Позднее Пьер-Юг Эрбер опубликовал официальное заявление, где также добавил, что злится на арбитра, но не винит Кириоса, так как тот ничего не просил. "Я даже еще больше расстроен тем ответом, которое дала USTA, будто держит нас за дураков. Мы все слышали на видео, что сказал судья Нику, и это выходит за рамки его полномочий. Он тоже человек, но я жду объяснений. Когда мы игроки делаем ошибки на корте, то нас за это наказывают".

История перешла и в социальные сети, где Донна Векич, которая оказалась вовлечена в другую ситуацию, созданную Ником Кириосом, процитировала видео эпизод словами "Не знала, что судьи могу давать напутствия". От теннисиста последовала череда ответов, которые он затем удалил ("Не нужно раздражаться, что ты выбыла с US Open" и "хахах ИРОНИЧНО слышать от кого-то, кого наставляет тренер каждую неделю в году, и она уже выбыла с US Open"). Бойфренд хорватки Стэн Вавринка в свою очередь явно намекнул австралийцу, что ему стоит помолчать. Позднее Кириос процитировал твит Векич написав, что он не должен был публиковать твит сразу после матча, каждый может составить свое мнение, но он заверяет нас, что это не был коучинг.

В интервью австралиец также заявил прессе, что в следующем матче (третий круг против Роджера Федерера), который вероятно пройдет в прайм-тайм на центральном корте, он будет совсем в другом настроении. "Я точно не буду фаворитом зрителей, я буду подходить к этой игре с нулевыми ожиданиями. Я верю, что могу его обыграть. Я это уже делал в прошлом. Мы повеселимся. На корте я буду рвать задницу".

Сам Федерер на просьбу прокомментировать инцидент ответил, что "это не роль арбитра, когда ты вот так берешь и спускаешься с вышки поговорить". "Я понимаю, какие мотивы им двигали. Игрок ведет себя так, как он себя ведет. И ты как судья принимаешь решение, нравится тебе это поведение или нет, сидя в своем кресле. Но ты не идешь вот так с ним поговорить. Для меня не важно, что он там конкретно сказал, потому что это не было, мол, "как ты себя чувствуешь", и в ответ "я не слишком хорошо себя чувствую", и ты возвращаешься на свое место. Он пробыл там слишком долго для такой ситуации. Это было общение. А общение может изменить твое психологическое состояние. Не важно с кем ты говоришь, будь-то физио, доктор или судья".

Позднее Федерер в Твиттере сделал репост комментария Энди Роддика, когда экс-теннисиста также попросили озвучить свое мнение. "Во-первых, Лайани - хороший парень, который искренне беспокоится о людях. Он мне и вправду нравится как человек… он сделал то, чего не должен был делать. Это то поведение, которое нам бы стоило встречать почаще в эти дни. К сожалению, это было неправильное время и место для него. С эгоистичной точки зрения, я надеюсь, что к нему отнесутся благосклонно".

А известный тренер Рикардо Пьятти был более категоричен: "Я был в раздевалке, когда всё это дело Лайани/Кириоса произошло, и мы все были в шоке. Я думаю, что такое поведение судьи на вышке абсолютно неприемлемо. Если игроку нужна помощь, он знает, к кому нужно обратиться. Также жалкое заявление от USTA".

Ричард Ингс, бывший исполнительный директор Australian Sports Anti Doping Authority и вице-президент департамента Правил и Соревнований в ATP (2001-2005), так оценил произошедшее: "Я ломаю голову, пытаясь вспомнить такую ситуацию, когда бы судье нужно было так общаться с одним из игроков. Я судил тысячу матчей, я был руководителем в АТР, я не могу вспоминать ни одной.

Ты никогда не встретишь более приятного парня, чем Мо Лайани. В АТР он работал на меня годы. Он судья мирового класса. Но его вмешательство в матч сегодня - это за пределами мягкого предупреждения. Это было слишком. Судьи не должны быть советниками. Арбитры должны быть осторожны, когда хотят сделать мягкое предупреждение. Один раз в моей практике это не сработало так уж хорошо. Игрок сказал мне, скорее в нелестной форме, оставить его одного и просто объявить нарушение, если я считаю это нужным. Так и я сделал.

По поводу заявления Пьер-Юга Эрбера, в котором он переживает о вмешательстве арбитра, то там все верно сказано. Судьи должны всегда помнить, что в одиночном матче на корте находятся двое игроков. Предположения, что Мо Лайани должен быть уволен, очень, очень далеки от реальности. Он должен вынести урок и быть менее странным, когда будет двигаться дальше. Я на корте допускал ошибки и похуже, на следующей день работал снова. Так ты и учишься".

Других заявлений от USTA на данный момент не последовало. Ник Кириос в третьем круге проведет свой первый очный матч против Роджера Федерера на Больших Шлемах, а Пьер-Юг Эрбер продолжает участие в парной сетке US Open вместе с Николя Маю.

 

По материалам Sport360 Фото: Getty Images