Теннисистка из Беларуси, которая называет себя машиной для убийств, взяла первый титул
Всем бояться Арину Соболенко.
В июне в Голландии 20-летняя Арина Соболенко назвала ровесника Стефаноса Циципаса будущим №1. Два месяца спустя, пока грек рвал канадский «Мастерс», Соболенко с тренером обсуждали параллель между их успехами. А уже через неделю в Цинциннати сама Арина стала сенсацией: обыграла трех теннисисток топ-15 и, как и Циципас, уступила только первой ракетке мира.
Еще через неделю в Нью-Хейвене Арина в четвертый раз в карьере вышла в финал WTA, а потом и выиграла первый титул. По итогам турнира она дебютирует в топ-20.
Как и Циципас, Соболенко решительна на корте и обаятельна за его пределами, и ее североамериканский прорыв тоже назревал. Они оба быстро учатся, готовы вкалывать и вышли на новый уровень как раз вовремя – накануне US Open.
***
Уроженка Минска Соболенко занимается теннисом с шести лет. По легенде, папа Сергей, в молодости профессиональный хоккеист, завез ее на корт практически случайно, когда тот попался на пути. Арина рассказывает, что первый кризис наступил у нее после пары лет тренировок, но она перетерпела его, чтобы не расстраивать родителей, и с тех пор назад не оглядывалась.
По юниорам Соболенко играла мало и не слишком успешно (не поднималась в топ-200), так что в 16 лет с подачи тогдашнего босса белорусского тенниса Александра Шакутина начала переход в профессионалы. В конце 2015-го Арина взяла первые титулы ITF, в 2016-м – первые 50-тысячники и дебютировала в квалификации «Шлема».
Большинство теннисных болельщиков узнали о ней в 2017-м, когда она впервые сыграла в основе «Шлема» (на «Уимблдоне» прошла квалификацию и один круг основы), чуть не привела Беларусь к Кубку Федерации и чуть не остановила Марию Шарапову на пути к ее первому постмельдониевому титулу. В конце года Соболенко выиграла свой крупнейший титул на 125-тысячнике WTA в Индии и меньше, чем через три года после дебюта в мировом рейтинге закончила сезон 78-й ракеткой мира.
В 2018-м Соболенко стала звездой ютуба и продолжила прогрессировать: напрямую попадая в основы большинства турниров, она быстро набирала очки и опыт и уже весной сыграла в финале на не очевидном для себя грунте (в Лугано проиграла Мертенс), а летом лишь на четвертом травяном старте WTA в карьере обыграла соперницу из десятки и снова дошла до финала (с шансами проиграла Возняцки).
Судьбоносная американская серия началась для Соболенко комом: заявиться в основу турнира в Сан-Хосе она забыла, а в квалификации проиграла Марии Санчес, экс-чемпионке университетского первенства США. Но именно после этого досадного поражения Арина пошла вразнос: в Монреале с трех матчболов поквиталась с Возняцки, а в Цинциннати со счетом 7:5 в решающем обыграла Плишкову и Гарсию, впервые за три месяца одержала двухсетовую победу (над Киз), сыграла в своем крупнейшем полуфинале, обеспечила себе дебют в посеве «Шлема» и покорила кучу сердец.
***
В игре Соболенко подкупают искренность и бесстрашие; играет она скорее сердцем, чем головой. Стабильность, которой ей пока не хватает (привет, три месяца без двухсетовых побед), она компенсирует желанием. «Арина умеет выигрывать абсолютно безнадежные матчи», – еще два года назад расхваливал Соболенко покровитель белорусского тенниса Шакутин.
В ее матчах случаются и провалы внимания, и ошибки нетерпения – все типичные проблемы молодости, – но ее готовность усваивать новые знания делает эти косяки не напрасными. После проигранного финала Истбурна (5:7, 6:7), например, Арина рассказывала, что ей влетело от тренера за неправильный настрой, – и следующие же шесть матчей, в которых Соболенко проиграла первый сет, она в итоге взяла.
Работоспособность Соболенко отмечают, кажется, все специалисты, с которыми она сотрудничала. Тренер по физподготовке Вадим Сашурин, который, по словам теннисистки, превратил ее в «машину для убийств», зимой рассказывал: «В нее вброшено много работы. Очень пунктуальный человек. Я бы даже сказал, что гиперпунктуальная. У Арины есть четкое понимание того, что она хочет».
В Цинциннати Соболенко много говорила о поисках спокойствия на корте. Оно и понятно: ее атакующий теннис в сочетании с подвижной нервной системой чреваты катастрофой. Источником дзена для Арины довольно внезапно оказался Дмитрий Турсунов – человек, которого его непростая игровая карьера и живой ум, судя по всему, превратили в отличный тренерский материал.
35-летний Турсунов, в начале сезона помогавший Елене Весниной, в команде Соболенко этим летом сменил двух Магнусов: Тидемана и Нормана (так что у WTA TV еще есть на его счет сомнения). Перед американскими турнирами он рассказывал, как пытается отучить Арину бить навылет с каждого мяча, потому что на топ-уровне это не работает:
«Так можно играть на 15-тысячниках, где девочки не могут добежать до этого мяча, а здесь ты играешь против Кербер, которая может не только добежать и отыграть, но и отыграть по месту. Арине для этого нужно стать лучше в физподготовке, и важно, чтобы она понимала, почему мы тренируем, например, не удар навылет, а более нейтральный удар, которым она может разыгрывать».
Смена игровой философии, понятно, происходит не за три месяца, но уже сейчас виден мощный терапевтический эффект, который Турсунов оказывает на Соболенко во время матчей. Его тайм-ауты не так строги, как у Сумика, и не так поэтичны, как у Дехаса. В них иногда фигурирует важный теннисный термин на букву «х», но Соболенко рассказывает, что ей передается его спокойствие, и она перестает «сходить с ума». А потом шкодно добавляет про свои бесконечные трехсетовые матчи: «Только вот я его так состарю».
***
Вне матчей Соболенко как раз такая, какой хочется видеть свежее лицо элитного тенниса: живая, открытая, улыбчивая (неплохая шутка с TennisForum: если Соболенко водит машину так же, как играет в теннис, то это выглядит вот так).
Первые призовые она потратила на одежду, прошлой осенью хлопала нарощенными ресницами и размахивала сине-зеленым хвостом в финале Кубка Федерации, а в межсезонье набила на предплечье тигра («Родилась в год тигра и по характеру тигр»). Недавно она щеголяла в Louis Vuitton x Supreme и поощряла себя в Cartier. Еще она почитывает классику (на бумаге) и «звереет» без сладкого, а больше всего в жизни любит «находиться на корте».
На вопрос о своих целях Соболенко несколько недель назад с улыбкой сказала: «Это так очевидно, что даже отвечать не хочу». Очевидно и то, что в свои 20 Арина Соболенко еще сама не знает, на что способна. Но лето-2018 уже показало: узнать это вместе с ней будет очень интересно.
Фото: globallookpress.com/AFP7/ZUMAPRESS.com, Mao Siqian/Xinhua; instagram.com/sabalenka_aryna