5 мин.

Серена считает, что ее необоснованно часто проверяют на допинг. Ей устроили фактчек

Спойлер: она не права.

На прошлой неделе Серена Уильямс твитнула: «И вот снова для «случайной» проверки на допинг выбрали только Серену. Уже было показано, что из всех игроков меня проверяют чаще всех. Дискриминация? Я считаю, что да. Но по крайней мере, благодаря мне спорт будет чистым. Для этого я готова на все, так что вперед. Я только за».

Это кульминация ее высказываний за последние несколько месяцев, которые коротко можно свести к двум тезисам:

1. Серену Уильямс на допинг проверяют чаще всех.

2. Это делают несправедливо и необоснованно.

За прошедшую неделю журналисты оценили истинность этих тезисов, и оказалось, что Серена не совсем права.

Тезис 1. Серену проверяют больше остальных

Такое мнение у американки и ее болельщиков сложилось после статьи Deadspin, в которой упоминалось, что Антидопинговое агентство США (USADA) устроило Серене пять тестов в этом году – больше, чем кому-либо другому из американских топ-игроков. О неполноте этой цифры еще в начале июля (после статьи Deadspin, но до твитов американки) писала Алисса Реник из ESPN.

В теннисе основное антидопинговое агентство – это Международная федерация тенниса (ITF). Если не учитывать их статистику по допинг-пробам, то картина получится не просто искаженной, а ее может не получиться вообще никакой. А по данным ITF за прошлые годы (за 2018-й они появятся только в конце сезона), у Серены цифры «практические идентичны ее американским коллегам, а также топ-игрокам вроде Роджера Федерера, Рафаэля Надаля и Каролин Возняцки».

Большое количество проб, в этом году взятых у Уильямс USADA, Реник тоже объясняет: «ITF стремится сотрудничать с национальными организациями, как USADA, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы и избегать накладок. Когда спортсмен выступает на международных соревнованиях или находится за пределами домашней страны, юрисдикцией обладает ITF. Исходя из этих инструкций, Серену, которая провела большую часть первой половины 2018 года в США, USADA будет проверять чаще, чем игрока, который это время провел в основном за границей, где за тесты отвечает ITF».

И даже если смотреть на цифры USADA, то получится, что особая ненависть к Уильямс появилась только в этом году. Как показал Тумаини Карайол, Серена далеко не самый проверяемый игрок: за все годы она сдала 41 пробу, и ее обходят Джон Изнер (42), Винус Уильямс (43), Майк Брайан (43) и Боб Брайан (56). По поводу своего лидерства Боб Брайан написал: «Привет моему агенту USADA Джону, который бывал у меня дома чаще моих родителей и видел мои яйца чаще, чем моя жена!».

До этого года Серена всего один раз возглавляла список самых проверяемых: в 2014-м, когда они с Винус, Бобом Брайаном и Уэйном Одесником сдали по 10 анализов. (Для конкретно этой статистики Карайол учитывает данные только с 2013 года, потому что до этого из USADA к теннисистам почти не ходили – бывали только по паре раз в год).

Кроме того, в этом сезоне Серена тоже больше не единоличный лидер, потому что недавно USADA взяло пятую пробу у Джона Изнера, и он ее догнал.

Тезис 2. Серена – жертва дискриминации

На самом деле того, что Серену проверяют не чаще остальных топ-игроков, достаточно для окончания спора о дискриминации. Но на одну важную деталь все же стоит обратить внимание.

В своем твите Серена выделила кавычками слово «случайной», намекая на то, что ее проверки вовсе не такие. А после статьи Deadspin она требовала, чтобы всех проверяли одинаково. Профессор спортивного менеджмента из Технологического университета Сиднея Дэрил Адэир изучил документы, и оказалось, что решение взять допинг-пробу не обязано быть случайным, а некоторые спортсмены должны сдавать их чаще остальных.

В конце 2016 года WADA опубликовало «Международные стандарты тестирования и расследований». На 33-й странице этого документа написано, что таргетированое тестирование конкретных спортсменов имеет приоритет над случайным (грубо говоря, когда из большого списка их выбирают методом тыка). Это позволяет более эффективно использовать ресурсы и почаще проверять тех, кого нужно.

Адэир пишет: «Инструкция WADA выделяет разные факторы, которые могут привести к таргетированому тестированию со стороны национальных антидопинговых агентств, как USADA. Несколько из них относятся к Уильямс: спортсмены самого высокого уровня (23 титула «Большого шлема» в одиночном разряде), спортсмены после травмы (проблемы с плечом), спортсмены на поздних этапах карьеры (36 лет) и спортсмены, возвращающие после ухода из спорта (в данном случае – длительного перерыва, связанного с декретом)».

Глава антидопинговой программы ITF Стюарт Миллер тоже говорил, что пользуется дополнительной информацией и специальными критериями, иначе он бы впустую растрачивал ресурсы. Вероятность победы на турнире, которая у Серены всегда высокая, – один из таких критериев.

Все это отвечает на другие претензии Серены, которые она выдвигала еще перед «Ролан Гаррос»: «И опять пришел антидопинг – второй раз за неделю. Я горжусь тем, что помогаю делать спорт чистым. Даже если меня и проверяют, когда я 454-я ракетка мира. Два раза в неделю».

***

Короткий личный вывод.

Либо Серена за почти 23 года в профессиональном теннисе так и не поняла, как работает антидопинг.

Либо она не понимает, что даже 280 знаков в твиттере – это недостаточно для взвешенного освещения тонкостей антидопинговой системы.

Либо она зачем-то сознательно использует эти обвинения, чтобы надавить на проверяющих и заставить их ходить к ней пореже.

Серена Уильямс обвиняет антидопинг в дискриминации и меняет теннис

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw