Теннис отошел в мир клонов
Том Косински, 14 апреля 2011
В субботу мы с приятелем смотрели финал Family Circle Cup. Мне он показался типично-занудливым, так же как кажутся занудливыми большинство турниров ВТА. Многие из моих читателей знают, что я большой поклонник женского тенниса, учитывая то, что был там тренером более десяти лет и писал о нем еще дольше.
В процессе матча мой приятель упомянул, что видел статью об академии Джона Макинроя в Нью-Йорке. Было очень интересно услышать, что мой приятель может сказать об этом, так как я знаю, что теннисная академия Джона Макинроя имеет совсем другой подход, отличающийся от любой другой академии.
Мой приятель был предсказуем и сразу стал ныть, что ничего не получится, и что Джон соперничает со всеми академии по типу Флориды и Испании с «доказанными» достижениями. Я стал говорить своему приятелю, что он не прав, и что Джонни Мак сможет подготовить игрока первой десятки быстрее, чем любая академия в мире.
Думаю, что мое мнение в настоящее время еще более значимо.
В последний уикенд мы видели как Виктория Азаренко и Каролин Возняцки выиграли еще два финала турниров ВТА. Самое смешное, если бы я не знал разницы в стилях одежды этих игроков, я бы не смог сказать кто из них кто.
Теннис, и особенно женский теннис, становится спортом клонов. Я должен поблагодарить и в то же время проклясть за это моего соотечественника Ника Боллитьери.
Западный хват, форхенды из открытой стойки. Высокий бэкхенд с сильным топспином. Почти механические движения при подаче. Практически отсутствующая игра у сетки. Черт побери, у них у всех даже стоны одинаковые.
Джон Макинрой создает свой подход, возвращаясь к истокам, когда происходило становление его самого, когда теннис рождал плодотворных и интересных чемпионов. Макинрой тратит свое время не на то, чтобы добиться одинаковых ударов и одинаковых движений, вместо этого он работает над тем, как развить естественные навыки и стиль пришедших к нему игроков. Джон Макинрой учился этому у одного из величайших, у Гарри Хопмана. Именно Хопман содействовал удивительному доминированию австралийского мужского и женского тенниса с конца 50-х до конца 70-х, и лично содействует Макинрою.
Я просмотрел первую десятку теннисисток, которые играют сейчас. Из всего списка только трое обладают, я бы сказал, собственным стилем игры, причем разница между ними не такая большая. Ким Кляйстер, которая много бьет свой форхенд плоско и с подрезкой, Мария Шарапова, которая опять-таки бьет плоско (спасибо, Роберт Лансдорп), и Франческа Скьявоне, обладающая традиционным итальянским стилем игры на грунте. Все остальные, вообще говоря, являются клонами. Это проявляется даже в ментальных стереотипах. Ну сколько можно сжимать кулачки и трясти ими после каждого розыгрыша?
Никто не будет спорить с тем, что у Джона Макинроя не было особой уникальности в игре и стиле. С этой подачей подрезкой, искусной игрой у сетки, ударами по восходящему мячу после подачи теннис не был таким уж хорошим. И было всегда удивительно наблюдать как Макинрой идет ноздря в ноздрю с совершенным игроком на задней линии Бьерном Боргом. Эти два контрастных стиля сделали запоминающимися много матчей.
Что делало эти матчи такими замечательными и этих игроков такими великолепными, так это то, что они били по мячу неповторимо, то, что манера их игры позволяла развить уникальные способности каждого игрока. Ты мог сразу сказать, кто был на корте. Илие Настасе не был похож на Джимми Коннорса, который не был похож на Артура Эша, который бил не так, как Джон Ньюкомб, который не подавал как Род Левер. Всего лишь по одному замаху ракетки ты уже знал, кто с кем играет.
Не один лишь теннис страдает от этого клонирования. Когда-то мне нравилась Высшая бейсбольная лига . Ты мог узнать каждого баттера по его стойке и по его замаху. Род Карю, с его почти горизонтальной битой. Карл Ястржемский, с битой направленной прямо на питчера. Вилли Мейс и его качем правой руки.
А потом пришел Чарли Лау и его создание – Роялисты из Канзас Сити. Каждый тренер по отбиванию мяча вдруг выскочил и стал клонировать этот подход и стиль. Теперь практически у каждый баттера та же стойка, тот же замах и тем же стилем. Во многих отношениях это сделало бейсбол однообразным, по крайней мере для меня.
Теннис стал таким же. Все тренируют и учат одному стилю, используют одинаковые методы, клонируя теннисный поселок Ника Боллитьери миллион раз.
Теннису это не нужно. Теннис нуждается в том, чтобы было больше «стилей», и я не имею в виду стиль одежды от Серены Вильямс (Aneres) или новый дизайн Стеллы Маккартни для Адидас.
Игре нужны уникальные игроки и более индивидуальный, уникальный стиль самой игры. Джони Мак (Макинрой) уловил все правильно.
ФО приближается быстро, т.к. европейсткий грунтовый сезон уже начался. Созданный в академиях стиль игры на задней линии будет везде. Поле состязаний сейчас отдано клонам.
Я всего лишь надеюсь, что смогу найти различие между какими бы там ни было блондинками с голубыми глазами и с совершенной техникой ударов по мячу, когда буду смотреть финал.
И я буду надеяться, что Джонни Мак добьется успеха очень, очень и очень скоро.
Перевод сделал cermatle.
Большое ему спасибо!
Не только он, а и другие, даже можно сказать многие, утверждают что женский теннис значительно потерял в индивидуальности игры.
А я один из тех кто не согласен с этим утверждением.
Берите ТОП-35 сейчас - все имеют разный стиль игры.
Я не делал статистику, и не намерен делать, потому что считаю это зря потраченного время, но если кто-то сделает наверно установит что в нынешнем Туре теннисистки ТОП-50 и ТОП-100 разнообразнее чем были раньше.
Я один из тех кто помнит очень хорошо что было в женском теннисе 15-20 лет тому назад и 30 лет тому назад. Не хочу такой теннис. Нынешний гораздо лучше. Когда читаете статьи как блестяще играли тогда, как умно разыгрывали мяча и т.п., можете подумать что тогда в женском теннисе было полно гениев. Ничего подобного. Просто скорость игры была гораздо меньше чем сейчас и игроки имели гораздо больше время обработать мяча. И просто сейчас говорят только о 3-4 лучших теннисисток с этого времени. Почему не сравнивают ТОП-30, ТОП-50 или ТОП-100?
Причина для всех этих «писаний» сколько разнообразный был теннис раньше и сколько однообразной он сейчас не в теннисе, а в тех, кто пишут о нем. Пишут в основном люди взрослые, которые не забыли свою первую любовь. Они любят теннис их любимиц, а они перестали играть много лет тому назад. И конечно нынешний стиль игры им не нравится.
То есть причина во вкусах авторов, а не в теннисе.
Раньше удары теннисисток редко были сильнее 45-50 миль/час (удары, а не подачи). А теперь удары теннисисток редко ниже 70 миль/час.
Сейчас игроки столь хорошо подготовлены физически что играют в таком темпе, в котором раньше никто не играл. И столь быстро бегают что возвращают в корте мячи, которые только 5-6 лет тому назад были бы винеры.
То есть изменения в физики игроков автоматически ведет к изменения стиля игры. А когда начинают говорить о стиле игры автоматически мнения становятся субъективные.
Одним нравится одно, другим другое.
Я всегда говорил «кому не нравится пусть не смотрит», а не писать статьи и высказывать мнений.
Теннис проживет и без них....
2. уважаемый (или не очень?) Том Косински, надо все-таки отдать должное, пишет скорее не о стиле игры теннисисток как таковом, а об их технике (хотя и упоминает в статье «стиль»). и здесь он в чем-то прав, как мне кажется. хотя и чисто по стилю много похожих игроков). и вообще, где одноручный бэкхенд?!!!!
3. но при этом сравнивает великих ТЕННИСИСТОВ прошлого с первой мировой десяткой нынешних ТЕННИСИСТОК! мягко говоря, хм-хм. пусть Федерера с Надалем сравнит, а потом каждого из них с Альмагро, Карловичем и Штепанеком. а уж потом вспомнит про лихие 90-е))))
4. пусть теннис потихоньку и унифицируется, зато, как уже отметили, растет скорость игры и ее мощь. при этом в топе тура все еще есть место девушкам, предпочитающим комбинационный теннис.
5. Азаренка и Возняцки ну вот ооочень непохожи друг на друга
Конечно, можно было. Другой вопрос, куда бы эти мячи в 80% случаев улетали.
Он очень хорошо знает и женский и мужской теннис. Но он не сравнивает их. Примеры из мужского тенниса включены только чтобы показать что автор понимает под «индивидуальность» игрока.
Надо знать автора и его стиль чтобы понять его лучше. Думаю много из вас не поняли его юмор и особо иронии. Кстати вы часто не понимаете и моего юмора. Наверно сказывается различия в воспринимания жизни и способы выражать свои мысли.
Стиль Тима не легкий для понимания. Его юмор, ирония и сарказм не легко понять и принять. Вместе с тем, в своих «теннисных колонках» он затрагивает много серьезных тем и проблем.
Легкость стиля контрастирует умышленно серьезность обсуждаемых проблем. Но не всегда в его статьях так уж легко найти грань между серьезным и юмористическим. Судя по обсуждению, большинство читателей этой грани не почувствовали и восприняли статью чересчур серьезно.
Разумеется автор знает очень хорошо что Азаренко и Возняцки не столь похожи и он не имеет ничего против блондинок.
Косински иронизирует над инкубаторным методом выращивания теннисисток в современных теннисных академиях, это главная проблема которой он видит. И он конечно имеет некоторые основания. Многие тренеры просто копируют методы подготовки академии Ника Боллитьери забывая об индивидуальности игроков. Академии Ника Боллитьери не производит «бройлеры», как некоторые пытаются утверждать. Достаточно сравнить Мария и Янкович. Но если неправильно применять их методы подготовки, тогда конечно можно потерять индивидуальность игроков.
Я уже отметил, что Косински из той группы специалистов, кто утверждают что женский теннис значительно потерял в индивидуальности игры в сравнении с прошлом. И отметил что я лично, не согласен. Поэтому не обязательно соглашаться с мнением автора.
Но я думаю его надо поддержать в борьбу против копирования стилев игры за счет индивидуальности игрока и против «производство» клонов.
подача особо доставляет) с другой стороны, тот теннис был полон грации, легкости и поэзии.
__________________________________________________________________
Спасибо! Хорошая идея.
Но не только интенсивность женского тенниса может быть больше чем у мужчин. Вообще женщины в теннисе ближе к максимума (теоретично возможный максимум) чем мужчины. Поэтому когда оценивают игру теннисисток всегда надо иметь в виду это. К сожалению никто (точнее почти никто) не думает об этом...