6 мин.

2 года назад он сдавал матчи, а теперь вышел в полуфинал «Ролан Гаррос»

Марко Чеккинато обыграл Джоковича в лучшем матче турнира.

«Это не сон», – сказал во вторник вечером на корте Сюзан Ленглен Седрик Пьолин 72-й ракетке мира Марко Чеккинато, только что вышедшему в полуфинал «Ролан Гаррос».

«Вы уверены?» – ответил 25-летний итальянец, минутой ранее рыдавший после фантастической победы над Новаком Джоковичем.

Чеккинато и Джоковича в первый четвертьфинальный день отправили играть на второй корт турнира, отдав главный молодым Тиму и Звереву, но именно этот матч без вывески внезапно стал лучшим из сыгранных в Париже в этом году.

Безусловный аутсадйдер Чеккинато, никогда раньше не игравший на «Шлемах» дальше первого круга, вышел на свой дебютный четвертьфинал с идеальным настроем: в игровом тонусе, позволявшем ему действовать на корте уверенно, и достаточно раскрепощенным, чтобы не зажиматься в важнейшие моменты матча. Авторитет Джоковича на него, кажется, совершенно не давил – возможно, потому, что они не раз тренировались вместе. Зато на Джоковича в начале матча давил физический дискомфорт – боль в шее. Пока чемпион-2016 вкатывался в матч, Чеккинато играл бодро и бесстрашно, не стеснялся укорачивать и демонстрировал бэкхенд, который по ходу турнира его просили сравнить с вавринским или куэртеновским («Мне очень хочется, чтобы он был чеккинатским», – ответил он как истинный теннисист).

Во втором сете Джокович, естественно, наладил игру, стал жестче контролировать розыгрыши и входить в корт – делать то, перед чем большинство соперников уровня Чеккинато отошли бы назад и все отдали сами. Итальянец был к этому близок – в конце партии у Джоковича были сетболы на приеме, – но выдержал и взял партию на тай-брейке. Этот сюжет в еще более драматичном изложении повторился на четвертом часу игры, когда Джокович снова включил чемпионский режим и почти уже перевел матч в пятый сет, который игроки его калибра не проигрывают.

Но так уж вышло, что Джокович после травмы пока что не тот полубог, которым был до нее, и может упустить преимущество 4:1, не подать на сет при 5:3, а потом еще не реализовать три сетбола на тай-брейке. И насколько это жестокое разочарование для него, настолько сказочная история для его соперника, который играл самоотверженно и вдохновенно и для которого самый важный матч карьеры оказался лучшим.

После матча Чеккинато признался, что после «Ролан Гаррос» ему понадобится пауза, чтобы осмыслить произошедшее, потому что его жизнь уже никогда не будет прежней. И это не преувеличение.

***

Полтора месяца назад у Чеккинато на девятом году профессиональной карьеры на уровне основного тура было всего четыре выигранных матча. Его лучшими результатами оставались несколько победных «Челленджеров». На турнирах ATP он однажды сыграл в четвертьфинале, а на «Шлемах» стартовал 13 раз: в девяти случаях не прошел квалификацию и четырежды проиграл в первом круге.

На турнире в Будапеште в конце апреля Чеккинато, стоявший тогда в конце топ-100, проиграл в квалификации, но попал в сетку как лаки-лузер и, обыграв четырех более рейтинговых соперников, впервые взял титул ATP. Чеккинато стал лишь девятым чемпионом, выигравшим турнир, не пройдя квалификацию (последними это делали Андрей Рублев и Леонардо Майер прошлым летом).

Благодаря победе в Венгрии Чеккинато впервые поднялся к топ-50, а до «Ролан Гаррос» еще успел на волне успеха впервые обыграть соперника из двадцатки (№19, Фоньини в Мюнхене). За шесть недель он утроил количество выигранных матчей и в Париже смотрелся более чем способным наконец снять шлемовое проклятие и пройти круг-другой.

Неделю спустя он прошел уже четыре, причем не сказать, что помогла сетка: в первом матче с Мариусом Копилом он отыгрался с 0:2 по сетам и решающий выиграл 10:8, а в двух последних обыграл 11-ю и 9-ю ракеток мира (Каррено-Бусту и Гоффена) и оказался самым нерейтинговым четвертьфиналистом турнира за десять лет (после 19-летнего Гулбиса в 2008-м). Победу над Гоффеном уроженец Палермо назвал лучшим моментом жизни и предположил, что, возможно, грезит. Свой взлет он объяснил тем, что научился играть сосредоточенно и действовать стабильно агрессивно, что раньше ему не удавалось. Через два дня Чеккинато стал самым нерейтинговым за десять лет полуфиналистом всех «Шлемов» (после №92 Шуттлера на «Уимблдоне»-2008), а победу над Гоффеном в топе лучших моментов жизни потеснил шикарный матчбол против Джоковича.

На обеих пресс-конференциях Чеккинато, несмотря на благодушное настроение, отказался обсуждать главный сюжет карьеры – историю про организацию договорных матчей из 2016-го. «Не хочу об этом говорить. Извините», – ответил он на просьбу рассказать свою версию событий. Так что вспоминать пришлось самим.

***

Весной-2016 выяснилось, что Федерация тенниса Италии, известная агрессивной позицией в отношении теннисной коррупции, завела на Чеккинато дело. Он обвинялся в сдаче матча на турнире в Марокко несколькими месяцами ранее и использовании конфиденциальной информации для ставок.

Речь шла о четвертьфинале небольшого «Челленджера», который Чеккинато, будучи игроком топ-90, за час проиграл 332-й ракетке мира Камилу Майхржаку. Подозрения вызвало даже не само поражение, а необычно большие ставки на Майхржака, очевидного аутсайдера. Более того, на победу Майхржака в двух сетах ставили друг Чеккинато Рикардо Аккарди и его отец Фабрицио (сделали несколько ставок по 800 евро, хотя до этого обычно ставили по 50-100).

В ходе расследования из телефона Аккарди извлекли его переписку с Чеккинато; там последний за несколько недель до встречи с Майхржаком говорит, что проиграл на матче футбольного чемпионата Италии около 2 000 евро, но может отыграться, если «марокканский соперник даст возможность». Когда Аккарди спросил: «Какой марокканец?» – Чеккинато ответил: «Да никакой. Ты не понял? Тогда неважно», – после чего со своего телефона переписку удалил.

Всего отчет о расследовании, опубликованный итальянской федерацией, занял 47 страниц. В нем также говорилось, что Чеккинато купил билет домой из Марокко еще до матча с Майхржаком, а несколькими месяцами ранее, накануне проигранного парного матча писал Аккарди, что его «тянет домой». Кроме того, Чеккинато обвинялся в том, что перед матчем «Ролан Гаррос» между их соотечественником Андреасом Сеппи и Джоном Изнером сообщил Аккарди о травме Сеппи, так что тот поставил на его быстрое поражение. Теннисист отрицал вину по всем пунктам, утверждая, что матчи не сдавал, а про физические проблемы Сеппи знали и журналисты.

Летом итальянская федерация все же признала Чеккинато виновным и назначила ему 18-месячную дисквалификацию и штраф в 40 000 долларов. Позднее суд сократил дисквалификацию до года, а затем НОК вообще ее отменил из-за процедурных ошибок со стороны обвинения (пропустили дедлайн по причинам, которые комиссия не сочла уважительными; получили переписку из телефона Аккарди сомнительными методами). По ходу апелляции Чеккинато продолжал играть турниры и отрицать злой умысел своих действий, но признал, что вел себя непрофессионально.

***

Полтора года спустя в Париже, на главном турнире жизни Чеккинато сказал итальянским журналистам, что, может, после турнира расскажет, что именно тогда произошло, но пока хочет «насладиться этим фантастическим моментом». Теперь им придется подождать еще.

Фото: REUTERS/Christian Hartmann; globallookpress.com/Alexandre Moreira/ZUMAPRESS.com