«Я не будущий кто-то. Стараюсь быть в настоящем». Александр Зверев взрослеет
Написанный в начале недели рассказ Washington Post о 20-летнем немце, который в Монреале обыграл Роджера Федерера и выиграл свой второй «Мастерс» и пятый титул в сезоне.
«Нынешнего Александра Зверева хочется законсервировать и поставить на витрину, чтобы остановить время. Карьера двадцатилетнего игрока стремительно развивается, но хочется, чтобы он еще какое-то время побыл на грани, и мы могли насладиться чистым предвкушением. Станет ли он очередным талантом, огромные возможности которого в итоге сдуются до заурядного уровня? Или же он выйдет на уровень, который ему предрекают уже много лет? «В будущем очевидный претендент на звание первой ракетки мира», – когда-то говорил про него Рафаэль Надаль.
В этом году на турнире в Вашингтоне была самая сильная сетка за долгое время, и Зверев прошел по ней, как младенец, сносящий пластиковые кегли – он повсюду нес разрушение. В пятницу ему понадобилось 57 минут, чтобы прихлопнуть Даниила Медведева. В субботу он за 63 минуты раздавил Кеи Нисикори – игрока Топ-10, который ничего не мог поделать с высоким немцем.
«Потрясающе... Великолепно», – восхищался Джим Курье, когда Зверев выиграл 31 из 33 розыгрышей на первой подаче против одного из лучших принимающих в туре. «Мощнейшее выступление, – продолжил Курье. – Уверен, что армия его болельщиков быстро пополняется. Господи, это было великолепно».
Воскресный финал против Кевина Андерсона получился предсказуемым, как рассвет – и продлился примерно столько же. Во втором матче подряд у соперника Зверева не было ни одного брейк-пойнта. Второй матч подряд немец выиграл чуть больше чем за час – в этот раз за 69 минут. Во втором матче подряд 20-летний парень играючи разобрался с ветераном. И было трудно смотреть это шоу и не задумываться – а к чему идет этот тощий феномен?
«Большая четверка» мужского тенниса – Роджер Федерер, Надаль, Энди Маррей и Новак Джокович – по-прежнему отказывается ослаблять свою хватку, и последовавшее за ними поколение не предоставило достойного наследника. Теперь пришло новое поколение – которое АТР назвало Next Gen, – и возникает ощущение, что Зверев оставляет своих ровесников далеко позади. («О молодежном итоговом турнире говорить даже не будем... Ты там всех на круг обходишь», – сказал ему в Вашингтоне Джастин Гимельстоб).
Когда в воскресенье Зверева спросили о борьбе с ровесниками, он заулыбался. С чего восьмой ракетке мира сравнивать себя с 19 и 20-летними ребятами, когда у него теперь есть победы над 15 из 20 лучших игроков мира? Когда он только что сравнялся с Надалем по количеству выигранных в этом году титулов и уступает только Федереру? Когда он стал самым молодым игроком с 2008 года, выигравшим четыре турнира за сезон?
«Мне кажется, я показал, что уже могу играть с лучшими, – говорит он. – Я не будущий кто-то. Я стараюсь быть в настоящем».
И он большой молодец, но трудно не заметить, что он еще пацан. Это игрок, который только недавно «прибавил к костям 11 килограммов – и не только жира», – как он говорил смеющимся болельщикам в Вашингтоне. Футболка висит на нем, как на вешалке. «Очевидно, что в плане физики работы еще много», – рассказывал он. Достаточно посмотреть на, то как его раньше описывали в иностранной прессе: «долговязый», «худосочный», «похожий на американского любителя серфинга».
В характере у него тоже много мальчишеского, и это сохранилось во время летнего прорыва. В числе множества членов его команды после победы в Вашингтоне он поблагодарил парного специалиста Марсело Мело – за то, что тот часто проигрывает ему в FIFA. Потом он сказал спасибо маме за то, что она выгуливает их собаку, пока он на корте. «Ему не высидеть двухчасовой матч», – объяснил Зверев. Как будто ему для победы нужно так много.
Зверева уже давно тренирует его отец. «Без тебя все это было бы невозможно», – сказал он ему в воскресенье. Но в этом сезоне в его команду вошел бывший лидер рейтинга АТР Хуан Карлос Ферреро. Вашингтон стал их первым совместным турниром, и хотя Ферреро восторгался подачей, форхендом и яростным бэкхендом Зверерва, работать он будет над другими вещами.
«Для 20-летнего игрока он просто потрясающий, – сказал Ферреро после победы в Вашингтоне. – Конечно, я считаю, что он может добраться до ведущих позиций, но ему еще нужно много работать над психологией, научиться спокойнее подходить к сложными ситуациям».
Еще, как можно догадаться, Ферреро ждет улучшений в физической подготовке. Зверев может быть быстрее, может избавиться от периодических неловких движений, может стать выносливее.
«Но в психологическом плане я бы поставил ему пять из десяти, – заявляет Ферреро. – Он еще может здорово прибавить».
Пять? Почему так мало?
«Ему 20 лет, – объясняет Ферреро. – Он еще не может получить десятку».
Ведущих игроков так часто спрашивают о Звереве, что их ответы начинают сливаться в общую массу. Андерсон после финала как данность отметил: «Я не удивлюсь, если он выиграет несколько «Больших шлемов»». Но ветераны почти всегда добавляют примечание: он движется в правильном направлении, но это не значит, что он дойдет до цели. На пути много препятствий. И чтобы превратить потенциал в величие, требуются сосредоточенность, упорная работа и невероятная целеустремленность.
Именно поэтому нынешний момент, когда все эти взрослые проблемы еще не мешают, кажется таким чистым.
«На многих из нас возлагают большие ожидания – на Доминика Тима, на Ника Киргиоса. Я не единственный, – рассказывает Зверев. – Так что я стараюсь не читать, чего от меня ждут журналисты, чего от меня ждут топ-игроки. Потому что уже было много молодых, отличных теннисистов, которые в итоге так и не выиграли «Большой шлем». Я стараюсь просто работать, чтобы достичь подобных целей».
Тут он прав, и вспомнить имя Киргиоса будет вполне уместно. Как и у Зверева, у него огромный потенциал. Как и Зверева, его ждет теннисный мир. Но кажется, что 22-летний австралиец идет по другому пути: он очень часто выглядит несчастным, постоянно снимается с турниров из-за травм, в этом году он выиграл примерно в два раза меньше матчей, чем Зверев, а в Вашингтоне его провожали с корта уханьем.
А за Зверева в Вашингтоне болели – особенно громко его поддерживали, когда он сказал, что это, наверное, его любимый город в США. Это как раз те слова, которых можно ожидать от 20-летнего парня, который только что выиграл первый титул в Америке, и у которого вся карьера впереди. И хочется, чтобы он замер в этом моменте, когда кажется, что возможно все».
Фото: Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis (1,4), Tasos Katopodis; globallookpress.com/David Kirouac/Icon Sportswire
Считаю пусть лучше раньше избавляется от неприятных повадок, чтобы потом поменьше тыкали пальцем в него. И это не только к Сане относится.