«Конечно, меня все время тянет вернуться на корт»
4 июня 2017, 9:41
Борис Беккер говорит о спекуляциях насчет Анджелик Кербер и своем желании вернуться к тренерской работе.
Интервью Джеральда Клефманна, Париж
49-летний Борис Беккер говорит, что у него мало времени, но я могу прийти к нему на Евроспорт. В этом году он комментирует для немецкого канала Евроспорта три из четырех теннисных турниров Большого шлема. French Open, который он так никогда не смог выиграть, потому что несколько раз в последний момент у него на пути встречался грунтовый специалист, ему, таким образом, удалось увидеть в новой перспективе. В течение трех лет наиболее успешный теннисист Германии был тренером Новака Джоковича, которого привел к шести крупным победам, пока эти двое не расстались в прошедшем декабре. Сегодня Бекер совершенно расслаблен, да, он излучает ауру внутреннего удовлетворения. Те, кто видит Беккера снующим по территории на границе Булонскоого леса, могли бы поверить, что Беккер существует в нескольких версиях.
Г-н Беккер, сейчас в интернете курсирует видеофильм с вашим очень профессиональным интервью с Андре Агасси. Американец впервые принял на себя роль тренера, причем не чьего-то, а вашего бывшего подопечного Джоковича.
Да, это было сделано по заказу одного из спонсоров. Я брал у него интервью, а опыт у меня уже был благодая моей передаче «Беккер 1: 1». Я должен был делать это со своим партнером по Евроспорту Матиасом Штахом, но что-то не сложилось. Тогда я сказал людям, что готов попробовать сделать все сам. Думаю, что получилось довольно хорошо. Но должен признаться, что самые интересные, животрепещущие вопросы мы обсуждали до и после интервью.
Звучит интересно. О чем именно вы говорили с Агасси?
Мы с Андре бывшие коллеги. Естественно, мы говорили о Новаке, но и о семье, и о планах, как у нас это принято. Но мы оба спортсмены, доверяем друг другу, поэтому больше я вам ничего рассказать не могу. Это единственный способ поговорить друг с другом и не опасаться, что на следующий день все будет обнародовано в средствах массовой информации.
Но ситуация необычная: вы здесь и комментируете, в то время как Агасси курирует действующего чемпиона РГ. Каковы ваши чувства?
Я рад, что моим преемником теперь стал Андре. Поиск нового тренера занял у Новака некоторое время. Это может быть успешное сотрудничество. Я действительно верю в это. Андре обладает исключительно тонким пониманием тенниса и силой убеждения. Новак будет прислушиваться к нему. Он и Андре с игровой точки зрения лучшие игроки задней линии всех времен. Плюс важен еще один аспект: Андре добился своего наибольшего успеха, когда ему было уже 30 лет и больше. Эта комбинация подходит по разным причинам.
Вы и Агасси были когда-то еще и непримиримыми врагами. В своей биографии он написал о вас не только хорошее. А теперь вы с ним очень дружелюбно встретились на стадионе во время матча Джоковича.
Все это уже давно залечено. Конечно, мы были соперниками на корте. И мы не любили друг друга. Мы оба могли сказать друг о друге такое, о чем сожалеем 20 лет спустя. Это произошло в разгар соперничества. Это нормально. Я испытываю огромное уважение уважение к Андре и его жене.
Это 22-кратная чемпионка Большого шлема Штеффи Граф из Брюля. Теперь они живут со своими двумя детьми в Лас-Вегасе.
Я восхищаюсьтем, как эти двое построили свою жизнь после окончания карьеры. Со своими фондами они поддерживают детей из неблагополучных семей. Они создали новые школы. Это действительно достойно восхищения!
Сторонний наблюдатель, глядя на то, какой вы сейчас расслабленный, может смело сказать: Борис Беккер все сделал правильно. Этот самый наблюдатель отметит, что, несмотря на некоторые сомнения в самом начале, ваше время с Джоковичем было невероятно успешным, и вы вовремя соскочили, если можно так сказать. Вы расстались в декабре прошлого года.
(Смеется) Во-первых, спасибо за комплимент. Для меня это был непростой вопрос, работать ли с Новаком. Заранее ничего знать невозможно. Три года спустя можно сказать: он все сделал правильно, и я тоже. Потому что тренер настолько хорош, насколько хорош его игрок. Но в какой-то момент пришло время закрыть эту книгу. В футбольной команде у вас есть 15, 20 игроков. В теннисе у вас есть только один этот игрок. Рано или поздно вы исчерпываете свои идеи. И начинаешь повторяться. Какие-то большие новые вещи через три года совместной работы я дать ему не могу. Он выиграл все и, возможно, немного устал от тенниса. Еще он занимался своей семьей. Я осознал, что во второй половине 2016 года восприимчивость Новака значительно уменьшилась, что я могу абсолютно понять. Мне нужно было решать, что дальше делать мне самому.
Что думает Беккер об Анжелик Кербер
Вы уже добрых шесть месяцев не тренер. Одно из ваших интервью вызвало определенные волнения: оно было истолковано так, как-будто вы в конечном счете планируете тренировать Анжелик Кербер. Вам не сидится, вы снова хотите поработать тренером?
Я наслаждаюсь каждым днем моей нынешней работы, я полностью в теннисе. И такие беседы, как с Андре, приносят большое удовольствие. Но должен честно сказать: конечно, мне не терпится вернуться на корт. Все иное было бы ложью. Я не был бы страстным человеком/любителем тенниса, если бы это было не так. Я считаю, что я могу делать это достаточно хорошо. Но нужно, чтобы совпали многие факторы. Это должно быть правильный игрок в нужное время. Кроме того у меня есть контракты с евроспортом и с BBC. Я должен выполнять свои обещания.
Так что пока вы не собираетесь разрывать контракты?
В крайнем случае, несомненно, можно найти промежуточное решение, если я скажу, что меня приглашает игрок Икс, и я хочу с ним поработать. Но в данный момент ситуация пока еще не такова.
Рассматриваете вы Кербер как вариант?
Она мне очень нравится, и я предложил ей обращаться за советом в любое время. Меня как эксперта спрашивали о ней. Но прямо сейчас начать фантазировать, что я буду ее следующим тренером, этого я не могу пока себе представить. Но очевидно, что я ее друг, что я с удовольствием высказываю ей свое мнение и, возможно, попробовал бы дать ей несколько советов, которые могли бы помочь.
То есть вы могли бы, если возникнет такая ситуация, завтра снова начать работать в качестве тренера? Или только через двенадцать месяцев, или еще позже?
Верно. Возможен любой вариант. Я смотрю на все это весьма расслабленно. На Большом Шлеме люди встречаются каждый день, вы можете общаться со многими людьми, с игроками, тренерами, менеджерами, и они не знают, то ли я это категорически исключаю, то ли наоборот категорически за, поэтому я и высказываю им свое мнение.
Теперь ясно: вы готовы снова приступить к работе. Какой профиль будет иметь ваш следующий игрок? Должен он сразу играть за титул? Планка после Джоковича, безусловно, высока.
Цель, конечно, должна быть в том, чтобы игрок выигрывал турниры как этот [РГ], а не просто доходил до второго-третьего раунда. Это необходимое условие для меня. В основе должно быть стремление дойти до самого верха. Не иллюзорно, а реалистично. Таких не так много, но один-два среди мужчин есть. Среди девушек тоже есть одна или две. Я хочу подчеркнуть, что не говорю, что могу тренировать только мужчин. Но я никогда не тренировал женщин. Для Анжелик я даже попробовал ввести в дело Штеффи Граф. Потому что подумал: все равно ее муж уже в Париже, так что, может, и его жена бы подъехала. Андре действительно сказал, что если Новак хочет, он приедет на Уимблдоне и на US Open. Это уже кое-что. Тогда было бы вполне нормально, если бы приехала и его жена. (Улыбается) Это было бы интересным решением. Но это решаю не я.
Какой вам видится верхушка мужского тенниса? Рафаэль Надаль является несомненным фаворитом, испанец может выиграть свой десятый титул в Париже. Не хватает только Роджера Федерера, который совершил в январе практически подвиг, выиграв свой 18-й турнир Большого Шлема после долгого перерыва изз-за травмы. 35-летний швейцарец полностью отказался от грунтовой части сезона.
Я его хорошо понимаю. Если бы я был его тренером, я бы тоже посоветовал ему: забудь про грунтовый сезон! Его победа в Мельбурне была феноменальной. Потом последовали победы в Индиан-Уэллсе и Майами. Для тенниса это самое лучшее, что может случиться, когда у вас есть такая легенда, как Роджер. Рафа тоже снова очень силен. Есть еще двое других, Энди Марри и Новак, плюс мальчики, Александер Зверев, Доминик Тим, Ник Кирьос. Это идеальная смесь, когда новички играют против легенд. Лучше и быть не может. Ребята действительно уже на подходе. Мы увидели это на примере победы Зверева в Риме.
Допускаете ли вы, что один из мальчиков вскоре выиграет титул Большого шлема?
Почему же нет? В моем поколение было возможно начать выигрывать рано. Теперь тоже не обязательно ждать до 25 лет, чтобы выигрывать главные титулы. Конечно, вам нужен некоторый опыт. Но Тим, к примеру, уже имеет за плечами несколько лет. Саша (Зверев) очень успешен уже второй год. Ник - третий. Они прошли большой путь. При хорошей формой и хорошей жеребьевке я бы не стал этого исключать.
Чего Беккер ожидает от Александра Зверева
Чего вы ждете от Зверева? Он с большим отрывом является самым лучшим в своей возрастной группе. Он уже занял десятое место в мировом рейтинге.
Я думаю, что пока никто не может точно сказать, где его предел. Он обыграл Роджера на траве. Он выиграл у Новака на грунте. Он обыграл Стэна после его победы на US Open. Он выиграл два турнира в зале. У кого еще есть такие достижения? Но пока еще Саша - сырой алмаз [хм.. походя оскорбил тренерский коллектив], который нужно шлифовать. У него все еще есть несколько недостатков.
Зверев сказал недавно в Мюнхене, что его отец, Александр-старший, который тренирует его с детства, всегда останется его тренером. Но он мог бы себе представить возможность пригласить дополнительно эксперта со стороны. Теоретически, подошла бы вам такая ситуация, или вы бы хотели быть единственным советчиком?
Если говорить в общем, то я думаю, что сейчас все решает команда. Никто уже ничего не добивается в одиночку. Смотрите, во случай Зверева: прежде всего, его отец всегда его отец. Это неразрывная связь [увы, в теннисе бывало всякое]. И отец должен всегда оставаться рядом. Его отец был игроком Кубка Дэвиса, он работал обоими Зверевыми (брат Миша, 29) на протяжении всей жизни, передал им свое понимание тенниса. Но Саша, чтобы участвовать в концерте великих, должен в какой-то момент услышать голос человека, который уже играл в этом концерте, в этом я убежден. Кто это будет, должны решить они, Саша с отцом и братом. Я убежден, что рано или поздно это случится.
Когда вы наблюдали за поражением Германии в Кубке Дэвиса во Франкфурте против Бельгии, снова возникли предположения, что, может быть, Беккер мог бы/готов взять на себя определенную роль в команде DTB. Можете ли вы представить себе, что снова будете руководить немецкой командой, или все-таки предпочитаете ежедневную работу в туре?
Я уже был капитаном Кубка Дэвиса. В нынешней ситуации я бы сказал, что меня это не слишком привлекает. Ведь игры КД проходят всего только 2-3 раза в год. Всей организационной работой, плюс приезд на неделю раньше, я больше не хочу этим заниматься. Руководитель команды Михаэль Кольманн и спортивный директор Клаус Эберхард - правильные люди. Для ежедневной работы они не нуждаются в Беккере. Но приехать и помочь команде, надеюсь, полезными советами, - это я могу себе представить. Приехать и поучаствовать в командных обсуждениях перед матчем против Португалии, да, это роль, которую я мог бы на себя взять (матч пройдет в Лиссабоне в сентябре прим.ред.).
Что после трех лет в качестве тренера для вас сейчас самое приятное?
Вероятно, вы и сами это уже поняли. Сейчас я немного более расслаблен на турнирах. Это не означает, что моя нынешная работа намного легче. Просто это другой вид деятельности. Я могу смотреть больше матчей, вижу общую картину. Когда вы работаете с одним игроком, вы полностью сосредоточены на нем. Теперь я могу посмотреть и больше женских матчей. Сейчас я по утрам еду на турнир с улыбкой. Не то, чтобы я раньше не улыбался, но тогда во главе угла стояла ясная цель - победа! Это давит, и это утомительно. Вечерами я, конечно, уже с удовольствием улыбался, но должен признать честно: по утрам я смотрел на мир мрачновато (смеется от души).
Вам уже не нужно сидеть в боксе и держать свой знаменитый покер-фейс.
Да, правильно. Когда игрок оттуда, снизу, смотрит вверх, он должен видеть островок спокойствия. И в нужное время правильные эмоции. То есть вы точно отслеживать каждое очко. И следить за игроком: в каком он состоянии? Иногда что-то сказать, или похлопать, или даже встать. Как игроку мне часто бывало трудно держать эмоции в узде, и как тренеру мне это тоже непросто. Немного помогает возраст. Как вы знаете, я играю в покер. Когда за стол садятся молодые игроки, они любят одевать темные очки, головные уборы, и эти толстовки. Старым игрокам это не нужно. Потому что мы не боимся соперников.
И теперь вы впервые можете быть искренним и открытым с каждым. Вас часто видели с улыбкой, даже во время напряженного разговора с Джоковичем.
Я ни к чему не привязан. Я не должен заботиться о том, чтобы сказать, что я поддерживал эту команду или этого игрока изо всех моих сил и знаний. Я люблю теннис. Я тоже фанат. Когда я вижу Надаля, я с ума схожу. Когда я вижу, как тренируется Тим, я восторгаюсь. Я могу быть фанатом. И я могу прямо сказать человеку, что он мне очень нравится, и я испытываю к нему глубокое уважение. Это меня радует и делает мою жизнь проще. У меня все отлично. Вот только летом мне должны сделать еще одну небольшую операцию на лодыжке. Мое бедро в порядке. Все это цена моей активной карьеры. Сегодня, когда я работаю комментатором, у меня есть по крайней мере одна уверенность: я участвую в турнире до самого финала (смеется).
Перевод с немецкого irina, atptour.ru, предлагается вашему вниманию с согласия переводчика
Как-то Боря поспокойнее стал, видно правда расслабился и получает удовольствие в данный момент от жизни.