Светлана Кузнецова все еще в порядке. Кто ей помогает
Рассказ сайта Sport360.com об отношениях первой ракетки России Светланы Кузнецовой с ее тренером испанцем Карлосом Мартинесом.
Кажется, что Светлана Кузнецова не подвластна времени.
Девятой ракетке мира в следующем месяце исполнится 32, но ее тренер Карлос Мартинес описывает ее так: «Она похожа на 19-летнюю. Посмотрите, как она бегает по корту, как она борется. Она как воин».
Уместные слова испанца, который работает с Кузнецовой с 2012 года, а с начала прошлого стал ее главным тренером.
За последние 17 лет Кузнецова – или же «Света», как ее нежно называют друзья, родные и болельщики [всегда забавно смотреть, как иностранцы пытаются разобраться в русскоязычных именах] – снова и снова оживляет свою карьеру. Свой первый «Большой шлем» она выиграла, будучи подростком, на US Open-2004, а второй – через пять лет на «Ролан Гаррос».
На ее пути были невероятные взлеты и разочаровывающие спады, но в прошлом году она впервые с 2009 года вернулась в Топ-10 и квалифицировалась на итоговый турнир WTA. В этом году на «Ролан Гаррос» он посеяна восьмой, и многие коллеги и эксперты считают ее одной из фавориток турнира. В этом сезоне у нее хороший баланс побед и поражений – 20-7 – и она играла в финале Индиан-Уэллса, полуфинале Мадрида и четвертом круге Australian Open.
Кузнецова пока не обрела ту форму, которая приносила ей «Большие шлемы», но очевидно, что в последние два года она поменялась. Уроженка Петербурга не только начала стабильнее выступать, но еще она стала счастливее на корте. Она рассказывала о том, как путь приносит ей больше удовольствия, а работа ее больше не выматывает.
«Самое важное – это быть счастливой», – говорила она в конце прошлого года. Это хороший девиз.
Ее тренер, Мартинес, кажется сыграл роль в том, что Кузнецова стала счастливее. Если посмотреть их аккаунты в Инстаграме, то становится понятно, насколько хорошие у них отношения и как им приятно вместе работать.
И Мартинес бесконечно верит в Кузнецову.
«Лично для меня она в целом лучший игрок на планете. Она умеет играть быстро, умеет играть у сетки, укорачивать, подрезать... Она все умеет», – рассказал Мартинес до старта «Ролан Гаррос».
«Я считаю, что в последние три года ее настрой изменился в лучшую сторону. Мы обсуждали, что надо сосредотачиваться на качестве, а не количестве. Не нужно делать слишком много. На корте нужно выкладывать на сто процентов. Иногда мы проводим 20-минутные тренировки, иногда – двухчасовые. Главное, чтобы они были качественными.
Еще мы добавили физические упражнения, которые помогают ей психологически. До тренировки, после тренировки... Это помогло ей стать дисциплинированнее, организованнее, а это значит, что на корте для нее все яснее. Мы каждый день делали эти упражнения, и она стала сосредоточеннее».
Кузнецова начала работать с Мартинесом в конце 2012 года. Она пропустила полгода из-за травмы и опустилась на 85-ю строчку рейтинга. Через несколько недель сотрудничества она вышла в четвертьфинал Australian Open-2013, но в мае они расстались после поражения от Симоны Халеп в первом круге турнира в Риме.
«Мне потихоньку начало казаться, что она в меня не верит. У нас были очень хорошие отношения, но после Рима я сказал: «Света, ты в меня не веришь. Думаю, тебе будет лучше найти кого-нибудь другого, иначе это разрушит наши отношения, а мы хорошие друзья». Она согласилась, сказала, что со мной ей трудно сделать качественный шаг вперед. Так бывает, поэтому мы прекратили», – вспоминает Мартинес.
Несколько недель спустя Кузнецова одна поехала на «Ролан Гаррос». И тогда Мартинес неожиданно получил от нее сообщение.
«Турнир начинается в воскресенье, и я помню, что в субботу вечером – часов в 11-12 – она мне написала: «Карлос, я играю с Макаровой и не знаю, как играть. У меня все так плохо, скажи мне, как играть». И я ответил: «Да, играй так-то, и так-то, и так-то». Через час она снова пишет: «Карлос, сделай одолжение – приезжай в Париж». И я согласился. В итоге она вышла в четвертьфинал, чуть не обыграла Серену Уильямс, так что мы хорошо выступили».
Затем Кузнецова начала работать с Эрнаном Гуми, но потом попросила Мартинеса ездить с ней почаще. К началу 2016 года он остался ее единственным тренером, а Анастасия Мыскина помогала ей в феврале во время турниров в Дохе и Дубае.
Мартинес считает, что Кузнецова начала меняться как раз в тот момент – перед «Ролан Гаррос»-2013.
«Я почувствовал перемену. На корте она начала получать удовольствие. Мне показалось, что она снова обрела страсть, хотела каждый день становиться лучше. Я никогда не требовал от нее побеждать. Я говорил: «Так, Света, все идет хорошо, и так должно быть каждый день. Не волнуйся, результаты придут, ты отличная теннисистка, тебе не надо никому ничего доказывать». Она согласилась, но ей всегда хотелось показать людям, своим родным, что она может побеждать.
Я ей сказал: «Света, у тебя очень длинная карьера, невероятная карьера. Ты выиграла два «Больших шлема», тебе не нужно доказывать, что ты отличная теннисистка. Просто выкладывайся, а результат не имеет значения».
И вот так потихоньку она начала побеждать, начала бороться. Боролась, как безумная, а когда выигрываешь два-три сложных матчах, то обретаешь уверенность. Когда ты в третьем сете бегаешь, и бегаешь, и бегаешь, что-то внутри тебя говорит, что ты победишь. И мне кажется, что последние где-то два с половиной года у нее это есть».
Кузнецова стала профессиональной теннисисткой в 2000 году, а первый «Шлем» выиграла 13 лет назад, поэтому интересно, почему она все еще трудится, играет и борется за титулы.
«Потому что она любит теннис, – дает простое объяснение Мартинес. – Она постоянно смотрит теннис. Ходит на стадион, в отеле постоянно смотрит матчи, знает результаты всех игроков. И это хорошо, это значит, что спорт – это ее страсть. Когда в тебе есть страсть, и ты получаешь удовольствие, то возраст не имеет значения.
На этой неделе Света тренировалась с Аной Богдан, и она ее не знает. Другая топ-теннисистка предпочла бы другого игрока, другую топ-теннисистку. Но для Светы это не имеет значения, она говорит: «Давайте тренироваться, все идеально». Она очень скромная, и ей все равно, кто по ту сторону сетки.
Я считаю, что разница между Светой и другими теннисистками заключается в том, что ей 30 лет, но похожа на 19-летнюю. Посмотрите, как она бегает по корту, как она борется. Она как воин. Мне очень приятно с ней работать, потому что с ней я сам становлюсь лучше».
Вторая ракетка мира Каролина Плишкова [на самом деле третья] назвала Кузнецову одной из главных фавориток грунтовых турниров, и не она одна так считает. Но Кузнецова отказывается обращать внимание на ожидание.
«Я никогда не считала себя претенденткой на что-то, – говорила Кузнецова в Мадриде. – Я просто хочу сосредотачиваться на каждом матче, потому что сейчас все матчи проходят на невероятно высоком уровне. По-моему, все девочки очень хорошо играют, так что я не хочу считать, что у меня есть какие-то серьезные шансы или что-то такое. Я просто хочу выкладываться в каждом матче. Я ценю то, что меня считают хорошим игроком на грунте, но мне нужно работать».
В отсутствие Серены Уильямс (беременна), Виктории Азаренко (проводит последние недели декрета) и Марии Шараповой (не получила wild card) в женской сетке нет очевидной фаворитки, и у такого игрока, как Кузнецова, есть шанс снова одержать крупную победу и, возможно, вернуться в Топ-5.
«Конечно, шанс есть, – говорит Мартинес. – Мы работаем каждый день, но сейчас нам кажется, что никто не знает, кто выиграет «Ролан Гаррос». И это очень хорошо. Потому что если каждый день бороться, то шанс будет выше, чем у остальных, ведь у Светы отличная игра. Если все получится, то у нас может быть шанс. Это наша мечта, и сейчас важнее всего то, что она верит в себя. Она об этом не говорит, но она считает, что может победить».
Фото: instagram.com/svetlanak27; instagram.com/carlosmartinezcomet