Роджер Федерер: «Для меня загадка, откуда взялся этот образ Мистер-Perfect»
В непринужденной обстановке Роджер Федерер говорит о «Match for Africa». Интервью для schweiz am Wochenende
В понедельник Роджера Федерера наконец снова можно будет увидеть в Швейцарии. В «Match for Africa 3» в Цюрихском Hallenstadion состоится его дуэль с № 1 Энди Марри. Мы встретились с «маэстро» перед этим в интервью.
Фото: Давид Бидерт
08.04.17, 05:58
Simon Häring, Patrik Müller / schweiz am Wochenende
Роджер Федерер, когда вы были на горнолыжном чемпионате мира в Санкт-Морице, призёры Тина Вейратер или Мишел Гисин вели себя как малые дети. Бывает вам в такой ситуации неловко?
Роджер Федерер: Это было удивительно (смеется). Они говорили мне: ты мой кумир. Я был смущен. Но я могу это понять. Если бы я ребенком имел возможность провести время с Стефаном Эдбергом и Борисом Беккером, я бы, вероятно, тоже с ума сходил. Со мной такое уже случалось и в теннисе, что я играл с людьми, которые рассматривают меня как образец для подражания. Например, с Мишей Зверевым в Австралии.
Какое впечатление на вас произвели лыжники?
Все они невероятно симпатичные ребята. Я всегда рад возможности посмотреть, как работают другие спортсмены. Как, например, в Формуле 1. Мне было интересно узнать, кто победит, а кто проиграет, и как себя чувствуют водители.
Вас называют Мистером Совершенство. Есть ли что-то, в чем вы не идеальны?
Да, конечно, есть очень много вещей, которые я делаю не очень хорошо или вовсе не умею делать. У меня тоже есть свои недостатки и свои проблемы. Невозможно всегда все делать идеально. Поэтому я не очень люблю этот образ, Мистер Совершенство, ведь так я могу только разочаровать людей. Кроме того, для меня загадка, откуда вообще взялось такое мнение.
Что с этим делать?
Я пытаюсь вести себя свободно и естественно. Я думаю, люди хорошо воспринимают это, потому что они понимают: независимо от того, сколько у меня спонсоров, насколько велик мой успех, со сколькими известными личностями я имел возможность познакомиться, неважно, в каком городе я сейчас нахожусь, я всегда остаюсь самим собой. Я знаю, где мои корни. Я знаю, кто мои друзья и семья. Я всегда стараюсь к ним вернуться. Да, иногда мне случается пережить невероятные вещи, но это в действительности не самые важные вещи в моей жизни. Я думаю, люди знают, что я отношусь к этому именно так.
На протяжении более 13 лет вы со своим фондом занимаетесь развитием раннего образования детей в Африке. Что послужило толчком?
При создании фонда мы сознательно сформулировали цели очень широко. Перед этим я долго думал, чего же, собственно хочу достичь: построить деревню? или школы? Хочу сделать что-нибудь в области здоровья? Меня часто спрашивают, не хочу ли я стать послом. В 2006 году я был, например, послом ЮНИСЕФ. И вместе с Адольфом Оги мы имели возможность в течение года представлять спорт в ООН при тогдашнем Генеральном секретаре Кофи Аннане.
Вы решили сконцентрироваться на образовательных проектах для детей в Африке. Почему?
Я хорошо помню свою первую поездку в Порт-Элизабет в Южной Африке. Там я увидел проект, который с одной стороны поддерживает больных СПИДом детей, а с другой стороны, должен был дать им доступ к образованию. Понимание того, что эти дети не имеют, собственно, без такой помощи никаких шансов, стало для меня очень эмоциональным моментом, который я принял близко к сердцу. Именно поэтому и решил тогда сконцентрироваться в области образования. Я рад, что выбрал этот путь.
Вам с самого начала было ясно, что вы хотите создать свой собственный фонд?
Только позже мне стало ясно, какой это большой шаг, организовать собственный фонд, а не поддерживать кого-то другого. Понятно, что второе было бы проще. Но я сказал себе, что лучше сделаю все сам. В этом случае ты можешь использовать свои собственные идеи, реализовать себя и четко проследить, что ты будешь делать, а что, может быть, и нет. Хорошее образование для детей стало моей главной задачей. Потому что я думаю: то, чему вы научитесь, останется на всю жизнь. Это откроет детям двери. Эта мысль врезалась мне в сознание.
Вы уже были в Южной Африке, Эфиопии и Малави. Насколько важно для вас самому побывать на месте?
Чрезвычайно важно. Потому что, в дополнение к моему вкладу, многие другие люди дают фонду свои деньги, и они доверяют мне. Почти все мои спонсоры поддерживают Roger Federer Foundation. Эти люди должны быть уверены, что их пожертвование поступит по назначению. Также для меня важно лучше понимать наши программы, видеть, на что и в какой мере мы влияем. Контакт с местным населением очень важен для меня.
Как к вам относятся дети в Африке?
Для них я просто человек, который хочет им помочь. У меня такое ощущение, что они не знает, насколько я известен. Мне это подходит! Там не важно, как хорошо ты играешь в теннис. Важно, что они получают помощь. Они демонстрируют глубокую благодарность, хотя я мне это совершенно не нужно. Я счастлив, когда вижу, что им стало лучше, и что я могу дать детям лучшие возможности. Я рад, что они знают меня не как известного теннисиста. Еще и поэтому я предпочитаю быть в дороге без медийного сопровождения, чтобы почувствовать людей и иметь возможность одному провести время с детьми.
А вместо этого вас всегда ожидает торжественный прием ...
Во время моих визитов всегда есть две части: я провожу много времени, общаясь с детьми без средств массовой информации и зрителей, в их повседневной жизни. В это время я могу на равных поиграть с детьми. Для меня это самая лучшая часть. И еще когда я вижу, как люди помогают друг другу: матери, учителя. Что все больше и больше детей получают образование. Что они получают здоровую еду, что родители считают, что школа важна для их детей. Ну, и попраздновать тоже нужно. А потом наступает официальная часть, что очень важно как для местных партнеров, так и для жителей. Там уже и СМИ приветствуются. Это помогает нашему делу содействовия развитию образования.
Какие встречи особенно запомнились вам?
Когда я был в Малави, дети "изучали" мои волосы. Они в них просто влюбились, игрались с ними. Их волосы совершенно другие, и они никогда не прикасались к волосам белых. Мне это показалось завораживающим и удивительным. Хороший момент был, когда я готовил еду в огромном котле более чем для 100 детей и одному за другим разливал их порции. Тогда ты думаешь: давайте, начинайте есть, пока еда еще теплая. А вместо этого все ждут. Затем они помолились и спокойно поели. Мгновенно наступила эта мистическая тишина. Это уважение к другим детям, к учителям и к пище глубоко впечатлило меня. Увидеть это самому было для меня сильным ощущением.
Какие ценности вы хотите передать своим детям?
Что семья и друзья являются наиболее важным в жизни. Здоровье. Уважение. Толерантность. Это мне чрезвычайно важно. Это я говорю своим детям. Всегда будьте внимательными, любезными. Всегда будьте вежливы. Я стараюсь идти по жизни именно таким путем. Суперзвезда этот человек или нет, мне это совершенно неважно. Понятно, что если известный человек достиг чего-то небывалого, он очень интересен и может рассказать, наверно, невероятно вдохновляющие и мотивирующие истории и является примером для подражания. Но другой человек, который не знаменит, может, вероятно, рассказать даже более невероятные вещи. Поэтому я стараюсь быть порядочным и проявлять уважение ко всем, кого встречаю в жизни. Смотреть человеки в глаза. Приветствовать и благодарить. Для меня это абсолютно обязательно.
Как вы справляетесь с контрастом между бедностью и нищетой в Африке и жизнью в Швейцарии, где все всё имеют в избытке?
Иногда это просто удача или невезение, где именно ты рос. Я это сознаю, знаю, о чем идет речь, и знаю, насколько мне повезло в жизни. Я стараюсь снова и снова обьяснять своим детям: то, как мы живем, очень необычно. Я знаю, что живу в сказке. Мы постоянно летаем из одного места в другое. И в полете мне тоже важно: над какой страной я сейчас пролетаю? Я вижу эти страны сверху и хочу когда-нибудь увидеть, каково оно там. Поэтому и поездки в Африку мне чрезвычайно важны.
В Мельбурне вы сказали: «Это как в музыке. Ты играешь не только для себя.» Вы играете сегодня больше, чем когда-либо, для Африки и вашего фонда?
Да. В будущем мне больше никогда не будет так просто заработать деньги для фонда, как сейчас, на этом этапе моей карьеры. Я это понимаю, и пытаюсь заработать как можно больше денег, например, с помощью «Match for Africa». Но я не хочу терять концентрацию в том, что касается моей собственной карьеры. Там у меня еще есть цели. Позже у меня будет гораздо больше времени заниматься делами фонда. Этому я рад. Мы настраиваем все так, чтобы фонд имел успех в долгосрочной перспективе. Это серьезная мотивация.
Вы сами играете в течение почти двух десятилетий. Каков ваш рецепт успеха?
Нужно все делать с удовольствием. В противном случае энергия распыляется зря. Нужно все обустраивать непринужденно, даже тренировочный процесс. С кем ты тренируешься? Как обустраиваешь свое окружение? Где ты тренируешься? Путешествия, автографы, фотографии и узнавание – ничего нельзя воспринимать как тяжелую нагрузку. Это я считаю важным.
Вы делаете все это после стольких лет по-прежнему с удовольствием?
Однажды у меня тоже была фаза, когда я чувствовал себя перегоревшим. Когда я сказал, что буду меньше фотографироваться, меньше давать автографы, буду ходить не той дорогой, где обычно, тренироваться где-нибудь в другом месте. Потому что я понял, что если буду продолжать делать все по-прежнему, то в матчах буду чувствовать себя усталым. После этих перемен я снова почувствовал себя свежим, и больше таких проблем у меня не было. Вообще говоря, вы должны просто любит играть. Любить побеждать и не любить проигрывать. Эта страсть должна быть. Эти лед и пламя, я считаю их чрезвычайно важными. Хотя я горд тем, чего достиг в жизни, я стараюсь не жить прошлым. Ты настолько хорош, насколько хорош был твой последний матч. Так ты можешь пришпорить тебя. Точная постановка цели - это в высшей степени важно. Краткосрочной и долгосрочной. Если у тебя нет цели и мечты, то ни в чем этом нет смысла.
Какие цели и мечты у вас есть касательно Африки?
В рамках программ в Африке и Швейцарии мы оказались в состоянии инвестировать 28,5 млн франков, и, таким образом, поддерживаем 650 000 детей. К 2018 году будет один миллион детей. Это будет стоить около 40 миллионов швейцарских франков. Таким образом, у нас впереди еще долгий путь, именно поэтому «Матч для Африки» в качестве источника дохода имеет важное значение.
На самом деле Match for Africa должно был состояться еще в ноябре.
Да, но нынешний момент даже лучше. Это сценарий мечты: Я выиграл в Австралии, и Энди Маррей является номером 1 в мире.
фотографии с матча в Цюрихе достойны отдельного поста, но, наверно, не тут
У вас есть представление о будущем Африки?
Трудно ответить. Африка-это огромный континент с фантастическим потенциалом. В Малави, к примеру, 40 процентов детей сегодня посещают детский сад. С одной стороны это здорово, потому еще несколько лет назад такого не было и в помине. С другой стороны, это, конечно, слишком мало. Наша цель в том, чтобы все дети посещали детский сад. Мое огромное желание с моим фондом для Африки, чтобы образование от детского сада до вуза имело наивысший приоритет.
_____________________________________________________
Фонд Федерера, семейное дело
Помимо Федерера, который исполняет обязанности президента Совета фонда, важную роль в фонде играют еще 3 члена его семьи: жена Мирка, мать Линетт и отец Роберт. Вице-президентом является Кристоф Шмокер, менеджер Федерера Тони Годсик также входит в Совет фонда. В конце 2016 в команду вошла Зузанна Лееманн. Исполнительным директором является Янин Хендель. Ее поддерживает Йорк Лунау, а также Инна Моженди и Элсон Мкхома, два так называемых региональных представителя, которые работают в Йоханнесбурге, в Южной Африке.
Источник: http://www.watson.ch/!274057573?utm_medium=earned&utm_source=mail&utm_rainbowunicorn=0&utm_campaign=share-tracking
Перевод: irina, atptour.ru
И ещё меня порадовала фраза, что цели карьерные у него ещё есть. Дерзайте, маэстро! :-)
Конечно же я не обладаю возможностями Роджера, но увиденное , пусть даже не воочию , заставляет на многое, происходящее в собственной жизни, смотреть по-другому.
Спасибо за материал.
выяснилось это тогда, когда я еще один перевод получила и хотела выложить. никакого письма насчет бана я не получала. support не отвечает. на сколько дней они обычно банят?