4 мин.

Дорога куда?

Бодо действительно сегодня суров. Обозвал вполне приличных людей пешками, едко пошутил над бывшим президентом WTA и отцом нового календаря, а заодно и турнира на Бали Ларри Скоттом, намекнул на меркантильность Ким Клийстерс. Он всегда юморит, но обычно по-доброму, а тут терпение явно лопнуло. И кстати, он придумал название Dough-ha – то ли от слова деньги, то ли от слова тесто.

«Вот вам вопросик в стиле «Если в лесу упало дерево, но рядом никого не было, а, значит, никто этого не слышал, шумело ли оно?» Если Кайя Канепи квалифицируется и станет первой сеяной на итоговым турнире в Дохе, но в финале проиграет Мелани Уден (это же заткнет критиков, да?), кто тогда выиграет… на Бали?

В смысле, кто останется, чтобы квалифицироваться и играть на Бали, учитывая, что турнир – официально он называется Commonwealth Bank Tournament of Champions – задуман как место, где могут показать себя не выдающиеся, но хорошие игроки, которые не попали в элиту и не сыграют на итоговом. В той самой Дохе, где в этом году будет засилье людей, которые в более совершенном мире сочли бы за счастье сыграть даже на Бали.

На данный момент 8 игроков Топ-20 закончили сезон, а это значит, что они точно не появятся в денежной Дохе. Между бесконечными отказами азиатского турне и истекающим кровью итоговым турниром есть время задаться вопросом: «О чем вообще думал этот Ларри Скотт?». Ведь все помнят, что хваленый календарь, длинное межсезонье, «новый» модернизированный итоговый турнир, бла-бла-бла – все это было его замыслами.

Но справедливо говоря, вряд ли можно винить Скотта в коллапсе созданной им системы. В теории новый календарь был хорошей идеей, но ей не хватало одного – совместного желания всех сторон воплотить ее в жизнь. Другими словами, почти никто из заинтересованных сторон (начнем с главных обвиняемых – игроков) не сделал ничего, кроме разговоров, чтобы реорганизовать тур. Самые честные не делали даже этого – они просто закатывали глаза и вздыхали: «Да что там…».

Это немного похоже на ситуацию, когда какой-нибудь политик торжественно оглашает свою чудесную картину будущего, полную умных возвышенных мыслей и идеалистических взглядов на человеческую природу. А потом он узнает, что никто из аплодировавших избирателей не хочет ничего делать, чтобы воплотить в жизнь идею рая на земле. Критики, по крайней мере, были честны и реалистичны. Вывод, который в очередной был доказан примером Скотта, состоит в том, что любой человек, у которого хоть немного работает мозг (академики тоже сюда относятся), может выступить с отличной идеей, «календарем», если хотите. Но нужен человек удивительных организационных и политических способностей, чтобы убедить людей выполнять свою волю. Ну, или навязать им ее.

Из топ-игроков уже закончили сезон Жюстин Энен, Мария Шарапова, Светлана Кузнецова, Динара Сафина, Винус Уильямс (и, скорее всего, ее сестра Серена), Агнешка Радванска и Надя Петрова. Елена Дементьева издает звуки, предполагающие, что ей не так уж и хочется в Доху. У Ким Клийстерс инфицирована стопа (что она такое делала – случайно попала во вьетнамскую ловушку во время подготовки в азиатскому сезону?), Ли На решила взять пару недель отдыха, хотя и так может попасть в Доху. Зачем выпрашивать wild card на турниры и зарабатывать очки, если можно подождать и попасть туда из-за чьего-нибудь неминуемого отказа?

Серена, Ким и Елена официально еще не снялись. Я думаю, что если у Ким не начнется гангрена, она благоразумно подождет развития ситуации, проанализирует ее и рванет за легкими деньгами и очками. Вы можете назвать меня циником, но я думаю, что хотя бы одна из участниц турнира должна понять, что перспектива заработать полтора миллиона долларов стоит недели дополнительной работы.

Но как же Бали? Возглавляет гонку аутсайдеров Ли На, которая, может быть, поедет в Доху. Второй номер – Жюстин Энен – повредила локоть на «Уимблдоне» и выбыла до конца года. Араван Резаи занимает третье место, и ей надо защищать титул, но она в последнее время не может даже найти корт ударом с форхенда. Я не удивлюсь, если она пропустит турнир, потому что не сможет найти самолет на Бали в аэропорту Шарля де Голля.

Четвертое место в гонке на Бали занимает Янина Викмайер. У меня есть небольшое предчувствие, что третья скрипка Бельгии может ярко прозвучать, если, конечно, падеж не продолжится, и ее не мобилизуют в Доху. И тогда нам остаются только Анастасии Павлюченковы, Флавии Пеннетты и Алены Бондаренко тура. Большинство таких игроков – что-то вроде очередных пешек на большой шахматной доске тенниса. Но кто-то же должен ехать на Бали.

Лично я предпочел бы, чтобы там сыграла Кимико Дате-Крумм. Если я и буду наблюдать, как закончится сезон в WTA, то только в надежде, что Кимико, которая в свои 40 обыграла 16-летнюю Лору Робсон, хоть куда-нибудь квалифицируется. И, честно говоря, будет удивительно, если ей это не удастся».