Новак ДЖОКОВИЧ: «в приоритете – возвращение ощущения счастья от того, что я выхожу на корт. Остальное вторично»
- Наблюдали вашу тренировку прошлым вечером. Вам особым образом выкручивали руки. Что насчет травмы? С вашими руками все хорошо?
- Все в порядке. Рад снова вернуться в Шанхай. Я тренировал последние пару недель, стараясь привести себя в нормальный соревновательный тонус, пика которого надеюсь достичь на этой и следующей неделе.
- Не можете расшифровать ваши недавние заявления о смене приоритетов в карьере? Это важно.
- На самом деле тут мало что можно добавить. Мой подход стал иным. Мои приоритеты, особенно после Roland Garros, в период, когда у меня не выходило получать удовольствие. Может быть, я был вымотан психологически и эмоционально. Знаете, я думал об этом - не знал, как отреагирую на победу в РГ, потому что это очень эмоциональный момент. Я, конечно, был очень доволен, но с другой стороны очень измотан и нуждался в том, чтобы дать себе время на восстановление, перегруппировку.
Последние три месяца я был подвержен ощутимым перепадам, я никак не мог снова обрести на корте то удовольствие, которое было причиной того, почему я играю в теннис, которое было моей мотивацией.
Поэтому у меня не было того внутреннего ощущения счастья от игры. Я понимаю, что каждый день отличается от другого и что невозможно каждый день ощущать себя на сто процентов счастливым и довольным, но в последнее время было слишком много дней, в которые приходилось прилагать слишком много усилий, психологических усилий, чтобы выходить на тренировки и матчи.
Так что сейчас в приоритете – возвращение ощущения внутреннего удовлетворения, счастья от того, что я выхожу на корт. Остальное вторично.
- Что думаете о вашем соперничестве с Энди Марреем в рейтинге АТР?
- Как я уже сказал, я не думаю об этом как о чем-то главном. По сути я вообще об этом не думаю. А думаю о чем-то ином, гораздо более важном (Это ж надо так убрать Энди с его амбициями и всех Энди-поклонников, уже увенчавших скотта лаврами, которые пока ему не принадлежат! – прим.перев.).
- То есть такой способ избежать лишнего давление? Весьма странно, учитывая то, как вы играете.
- Прекрасно понимаю, что люди могут видеть в моих словах какой-то иной смысл, чем тот, который в них вкладываю я. И, конечно, вы можете смотреть на это с разных точек зрения и перспектив и говорить, что вот, мол, я делаю это, чтобы просто снизить прессинг, или из каких-то еще соображений, но, знаете, я вообще-то с вами честен и говорю то, что чувствую. Сейчас я искренне считаю, что именно об этом нужно позаботиться.
Не впервые я говорю о том, что играю в теннис потому, что он приносит мне удовольствие, что я счастлив, когда беру в руки ракетку и бью по мячу. Я много раз говорил это и раньше. Но если я перестаю чувствовать радость от игры, если я сам и окружающие начинают придавать этому слишком большое значение, ты теряешь баланс, а баланс – главное в жизни. Так что я стараюсь отыскать оптимальное психологическое состояние и вновь обрести баланс, который приносил радость.
Как долго продлится этот процесс, я не знаю. Я на самом деле ощущаю себя лучше после того, как изменил отношение к происходящему. Дело ведь на самом деле не в победах и возможности поднять над головой трофей, я делал это множество раз и кое чему научился. Учился, развивался. Мне кажется, сейчас я другой человек, чем был три месяца назад, шесть месяцев. Ты постоянно должен познавать себя и то, чему учит жизнь, пользоваться шансами вырасти. И для меня в данный момент в приоритете именно это.
- Для поклонников было удовольствием наблюдать вашу тренировку со Стэном. Не расскажете, как часто вы решаете потренироваться с игроками топ-уровня и как сильно отличаются такие тренировки от тренировок с другими игроками?
- Когда играешь против соперника топ-уровня или тренируешься с игроком такого класса, это нечто особенное, сильно отличающееся от всего прочего, потому что качество игры или тренировочной работы очень высокое. Поэтому я люблю тренироваться со Стэном, но еще и потому, что между нами очень дружеские отношения, мы часто тренируемся вместе, особенно перед крупными турнирами.
У меня никогда не было проблем в том, чтобы тренироваться с любым партнером. Понимаю, что мы все разные, понимаю, что иногда бывает трудно работать с кем-то из твоих самых серьезных соперников, потому что всегда присутствует некий тонкий психологический момент – тебе не хочется показывать своей слабости, неуверенности, своих проблем, ты стараешься выглядеть как можно лучше.
Но с другой стороны, это на самом деле здорово – пытаться предпринимать экстра-усилия, это значит, что ты поработал с большей продуктивностью. В такие тренировки вкладываешь больше усилий, больше качества, больше интенсивности. Собственно, этим я занимался сегодня со Стэном, а он со мной. Так что мы лучше подготовились к турниру.
- Вы будете счастливы, если проиграете, скажем, в четверть- или в полуфинале?
- Конечно, нет. Слушайте, я ведь не могу знать, что принесет будущее. Это не в моей власти. Единственный способ, каким я могу определить будущее, это создать его. Я стараюсь создавать свое будущее тем, чтобы быть в настоящем. Я не стараюсь думать о том, что случилось до или случится поле. Уверен, что в настоящее время именно такой способ мышления наилучший для меня.
Когда я сказал, что не заинтересован только лишь в том, чтобы выигрывать или поднимать кубки, это не значит, что я не заинтересован в этом вообще. Естественно, выходя на корт, я стараюсь показать все лучшее, чтобы побеждать в каждом матче, в этом смысле ничего не изменилось. Но то, как я воспринимаю теннис, карьеру, жизнь, как расставляю приоритеты и то, как подхожу к этому психологически, стало иным.
Мне не нужен дополнительный прессинг для того, чтобы чего-то достичь из того, чего пока не достиг, потому что я могу гордиться теми результатами, которые уже есть, я благодарен за них. В такой вот фазе я нахожусь сейчас, и остается только подождать и посмотреть, что случится завтра.
- Значит ли это, что вы в чем-то сделаете себе поблажки, станете, к примеру, меньше тренироваться или откажетесь от своей диеты, вернувшись в старому образу жизни?
- Диеты я вообще-то придерживаюсь не ради того, чтобы выигрывать матчи. Диета нужна потому, что так лучше для моего образа жизни, моего здоровья. Так что от диеты отказываться не собираюсь, ведь, как я уже говорил, задача не в том, чтобы выигрывать теннисные матчи, это раз. Два – мне нет нужды отказываться от чего либо, ведь я ничего не теряю. Мне терять нечего – я могу только приобретать.
С настоящего момента я такой же, как все, даже несмотря на то, что рейтинг утверждает, что я – первая ракетка мира. Я этому рад, не стоит сомневаться, однако начал думать именно так и уверен, что это вернет мне подлинное ощущение принадлежности игре, корту, вернет ощущение внутреннего счастья от игры. Так что да – изменилась моя психология, мой образ мышления, но не мой, назовем его так, образ жизни.