Новак ДЖОКОВИЧ: «Это был шикарный театральный опыт»
Пресс-конференция Новака Джоковича после полуфинального матча Открытого чемпионата Франции против Гаэля Монфиса (6:3, 6:2, 3:6, 6:2).
- Гаэль только что признался, что старался достать вас психологически, поскольку в игровом плане сделать этого не мог, и что это, по его мнению, сработало, однако в конце концов вы все же оказались слишком для него хороши. А как вам видятся эти два первых сета и как вам удалось выиграть?
- Ну это был странный матч, как это обычно бывает, когда играешь с Гаэлем, который очень непредсказуемый игрок. Я мог бы это предвидеть. Я повел 5:0 меньше, чем за 20 минут, и все выглядело отлично, хотя была пара плотных геймов.
Ну а потом на моей подаче при счете 5:1 все и началось. Я не ожидал и был просто-напросто выбит из колеи тем, что он просто стоял, перебрасывал мячи на мою сторону и больше не делал ничего. Если я выходил к сетке, он меня обводил, принимая и пробивая некоторые невозможные мячи.
Но это Гаэль. Так он сейчас играет. И так он играл всегда. Ему нравится создавать разные варианты своей игры, играть в защите. Он любит долгие розыгрыши.
Конечно, я не должен был позволять ему вернуться в матч после двух выигранных сетов и счета 2:0 в третьем. Но случился мгновенный разворот в игре, когда я проиграл свою подачу. Он поверил в себя, а трибунам, как мне кажется, не понравилось то, как он играл в конце второго сета. Думаю, он решил, что ему пора поднажать и заиграть получше, что он и сделал, перетянув публику на свою сторону. Ей же хотелось, как вы понимаете, увидеть продолжительный матч.
Думаю, в конце третьего и в четвертом сете мы оба испытывали физические проблемы, особенно в начале четвертого. Долгие розыгрыши, напряженные моменты, разумеется.
Он пробовал разные вещи. Вторую подачу, подачу и выход к сетке, очень медленно пробиваемые мячи в середину корта, а затем как бы приглашая меня выйти к сетке, чтобы пробить хороший обводящий удар.
Иногда ты не понимаешь такой игры, но таков уж он. Мне кажется, на самом деле он сейчас играет в свой лучший теннис на харде, и результаты это подтверждают. Так что это была хорошая победа для меня.
- Вы назвали его непредсказуемым и сказали, что так он играет всегда. Как вы думаете, это сознательная и эффективная стратегия или просто личные предпочтения? И считаете ли вы комплиментом его признание в том, что ему было нужно что-то резко поменять в его игре, чтобы вывести вас из равновесия?
- Комплимент это или нет, не знаю, но таков уж он. Как я сказал, далеко не впервые он придумывает разные ходы и разные удары, разные интервалы, ставит себя в заведомо защитные позиции, а потом взрывается серией интригующих и зрелищных ударов на публику.
Он любит такую вот развлекательную часть. Он любит бросаться вправо, влево, подпрыгивать, скользить и все такое. Он очень атлетичен. И, как я думаю, на корте он выкладывает все, что может. И так он играет уже много лет.
- Джон Макинрой довольно резко критиковал Монфиса, обвиняя в непрофессионализме и недостатке усилий. А вы когда-нибудь так жестко критиковали такую его тактику?
- Вообще-то такие вопросы следует адресовать ему. Я думал, что местами он, как бы это сказать, вел себя, возможно, с каких-то точек зрения и суждений неприемлемо, но, кажется, это было частью его тактики. Если он так сказал, придется поверить его словам.
Он проигрывал 0:5, а потом все перевернул. Казалось, что он на самом деле не прикладывает достаточных усилий, но затем он взвинтил темп и заиграл прекрасно. Начал играть агрессивно. Использовал шансы. Выходил к сетке.
В конце концов, я думаю, это был неплохой матч. Мы сыграли четыре сета. Думаю, публика в конце получала удовольствие.
- Что чувствуешь, выходя подавать на сет в полуфинале ТБШ, когда твой соперник принимает твою первую подачу, стоя в корте, а затем отбивает слайсами все подряд?
- Как я уже сказал, это была моя ошибка – в этом гейме при счете 40:0 позволить ему выбить меня из колеи такого сорта поведением и отношением. Я, честно, не знаю, как это назвать. Но это ведь я сделал несколько двойных ошибок, был сам не свой в этом и следующих геймах. Сам себя поставил в весьма неловкое положение, позволив ему при счете 5:0 вернуться в сет…
Но на счете 5:3 я справился с нервами и закрыл сет. Второй же сет был хорош. Кажется, тамяподалпервуюв 88, 89%. Всеработало. Ну и третий начал неплохо.
А потом момент поменялся. Он почувствовал свой шанс. Не упустил его. Зрители активно приняли в этом участие. Физически мы оба ощущали влажность и некомфортные условия. Так что это был тяжелый для участия матч, особенно в третьем и середине четвертого сетов. Но это полуфинал. Здесь нельзя рассчитывать на то, что кто-то добровольно подарит тебе победу. Просто очень рад, что преодолел все это.
- Как думаете, ему удалось-таки влезть вам в голову?
- Да, я позволил ему это на один или два гейма. Но это случилось, скажем так, потому, что было слишком нехарактерно и необычно видеть, что в полуфинале ТБШ, в первом же сете игрок начинает вытворять такое. Но как бы то ни было, это не должно было меня волновать. Я должен был сосредоточиться на своей стороне корта и на том, что нужно делать мне. Я же позволил себе утратить концентрацию и упустить момент, к счастью, сумел восстановить контроль.
- Мы достаточно поговорили об игре Гаэля. Давайте переключимся на вашу игру. Как вы охарактеризуете свою игру в этом матче и какие мысли насчет финала?
- Как я уже сказал, я сыграл довольно убедительно, довольно решительно, 2:0 в третьем. Потому проиграл пять геймов, два на своей подаче. Внезапно стал мало эффективен на бейслайне. Он активизировался. Разница была в том, что он начал активно выходить на удары вместо того, чтобы просто возвращать мяч в игру.
Тут-то все и изменилось. Но в четвертом я смог справиться с нервами, успокоиться и завершить матч в хорошей манере.
Теперь у меня в запасе день на то, чтобы восстановиться и подготовиться к финалу, чего, как вы понимаете, я жажду каждый раз, приезжая на ТБШ. Естественно, я всегда хочу оказаться в положении, которое бы позволило сражаться за главный трофей, поэтому все, что случилось со мной в ходе этого турнира, я уже забыл. Все мои мысли только о воскресном матче.
- Вы – человек, одаренный богатым воображением, раскрепощенный, он же – вообще что-то с чем-то. Вы знакомы с детства. Он доставляет людям много радости. Что делает его особенным?
- Я уже сказал, что он один из самых харизматичных ребят в туре. Привносит в игру много атлетизма. Это просто иная разновидность игры. Он многогранен. Он любит играть в теннис, любит играть на больших аренах. Вы все это видите сами. Фанаты его за это любят. На его матчах публика никогда не остается индифферентной. Иногда, оказываясь в роли его соперника, бывает непросто справиться со всеми этими перепадами, но он очень важная составляющая нашего спорта. Вы сами сказали – он приносит радость.
- Вы когда-нибудь говорили себе – ну и что я должен теперь делать? Расстраивались?
- В профессиональной карьере, думается, мы сыграли 13 матчей, так что я хорошо его знаю. Знаю, чего ждать. Но даже, имея это опыт и заранее осознавая, с чем придется иметь дело, все равно периодически попадаешься на его фокусы, они тебя достают.
Иногда это бесит, иногда вызывает улыбку – на самом деле это зависит только от тебя, от твоей реакции.
- Вы – первый финалист, и пока мы не знаем, кто окажется вашим соперником. Начнем со Стэна. Когда вы выходите на корт против него, что становится главной задачей?
- Со Стэном я давненько не играл. Он мастер играть большие матчи. Любит играть на больших аренах с большими соперниками при большом стечении народа, ибо все это автоматически повышает уровень его игры. Он становится ощутимо лучше.
Кажется, он был очень близок к тому, чтобы проиграть во втором или третьем круге, ощущался явный дефицит формы. Но в паре последних матчей он приблизился к тому уровню, который позволяет ему выигрывать большие матчи. Я проиграл ему в финале Ролан Гаррос и в четвертьфинале АО. Который он потом выиграл.
Так что оба этих ТБШ он выиграл, победив по ходу и меня. Так что понимаю, что, имея в активе два ТБШ, олимпийское золото и Кубок Дэвиса, он весьма уверен в себе. Так что мысль об очередном большом титуле вряд ли выбьет его из колеи. На самом деле он обожает играть именно такие матчи.
Так что да – это весьма, весьма мощный игрок. Сильная подача. Возможно, лучший и наиболее эффективный одноручный бекхэнд в мире. Да он все умеет. В его игре масса вариантов. Он опасен для любого игрока.
- А если вам придется сыграть с Кеи, что в его игре представляет для вас наибольший вызов?
- Кеи в хорошей форме, взял бронзу в Рио, сыграл финал в Торонто, и уже здесь победил Энди Маррея, демонстрировавшего фантастическую форму последние месяцы.
Кеи устоявшийся игрок топ-5, топ-7. Сыграл финал ЮСО, когда в полуфинале выиграл у меня. Серьезные шансы на серьезные победы так же не оказывают на него большого влияния. На самом деле он стремится играть такие матчи.
И он очень сосредоточенный, отдающийся работе полностью игрок. Его всегда можно увидеть в тренажерном зале или тренировочном корте вместе с Майклом Чангом. Он собрал вокруг себя полноценную команду экспертов, чтобы довести свой теннис до совершенства. Здорово такое видеть.
Он лучший азиатский игрок в истории тенниса. У него сильная поддержка. Он, вне всяких сомнений, голоден до успеха. Он пока не побеждал в ТБШ, но всегда рядом. Уверен, он будет предельно мотивирован на то, чтобы сыграть в финале. (Вывод - изящно увильнув от конкретно поставленного вопроса путем пространного изложения краткого резюме японца, Новак дал понять, что в игре Нишикори его не озадачивает ровным счетом ничего. - прим.перев.)
- Учитывая то, что вы сказали о Гаэле, он вас сегодня выбесил или же вы злились на себя за то, что сразу не сообразили, что нужно сделать, чтобы избавиться от проблемы?
- Ну, должен признаться, что прошел через разные фазы (улыбается). Был взбешен, потом развлекался, глядя на то, что он вытворяет, потом расстроен тем, что позволил ему своими выходками разрушить мой ритм и мою игру.
Так что было все. Это был шикарный театральный опыт.
- Вы сами могли бы вытворить что-либо подобное со своим соперником?
- Ох, нет, мы слишком разные. Мне очень трудно про это говорить – мы с Гаэлем знакомы давно, так что я не воспринимаю его выходки негативно. Он хороший парень и просто, скажем так, попробовал кое какие тактические уловки. Вот и все.
- Как бы вы охарактеризовали свой путь к седьмому финалу ЮСО?
- Всегда хочу играть эти матчи, эти финалы, на каком бы турнире «Большого шлема» не выступал. Таковы мои амбиции. Но накануне этого турнира, памятуя о моих проблемах со здоровьем, был слегка скептически настроен на то, как могут сложиться мои дела.
Просто желал себе играть на том уровне, на котором мог. Надеялся и верил, что по ходу турнира дела пойдут лучше, так и получилось. Да, мне сильно повезло с этими дополнительными свободными от игр днями, я мог сосредоточиться на восстановлении и на улучшении своей игры, так что это конечно, облегчило мне дорогу до решающих стадий. Так что я очень, очень доволен достигнутым результатом.
- Как бы назвали свой путь к финалу?
- Я только что об этом рассказал. Не одним словом? Ну, я не умею придумывать заголовки. Вам придется поковыряться в расшифровке пресс-конференции. Увы, но тут я помочь ничем не могу. Уж простите.
- 42 года назад в знаменитом бою «Грохот в джунглях» Мохаммед Али применил против Формена известную стратегию – в тяжелейших условиях просто повисал на канатах, позволяя сопернику избивать себя, а потом резко и результативно контратаковал. Вы рассматривали похожую тактику? Могли позволить выбить себя в четвертом сете? В его начале казалось, что вы оба, образно выражаясь, висли на канатах. И еще – говоря о Мохаммеде Али: что вы думаете о роли спортсменов как о представителях индустрии развлечений?
- Вау. Ого. Спасибо за вопрос. Постараюсь ответить покороче. Очень интересные вопросы.
Мохаммед Али был одним из величайших атлетов, когда-либо живших на земле. Одним из самых уважаемых и обожаемых – не только из-за его достижений, но и из-за того, кем был, что защищал и отстаивал, за те ценности, которыми делился с людьми. Он был народным чемпионом. Так его называли. Так что в том, что касается уважения к его наследию, я ничем не отличаюсь от прочих.
Но все-таки думаю, что нельзя сравнивать бокс и теннис. Да, и там, и там ты один на один с соперником, но лично мне бы не хотелось оказаться на ринге с Али и ощутить на себе его удары. Хотя в современном теннисе в достатке не менее мощных атакующих ударов, и игра ощутимо изнурительная, например, соперник, с которым я играл сегодня, большой любитель возвращать в игру побольше мячей.
Физически мы вынудили друг друга дойти до предела. И да, вы правы, были моменты, когда казалось, что это действительно фантастически тяжелый поединок.
Что же касается спортсменов как представителей шоу-бизнеса… Все-таки спорт это не совсем развлечение, если смотреть на картину в целом. Просто у спортсменов есть привилегия быть всегда на виду, при современном медийном мире к нам всегда приковано повышенное внимание. И мы должны использовать это для каких-то позитивных вещей, брать на себя ответственность за что-то действительно ценное, нежели просто рассказывать о себе как о чемпионе, который хочет чего-то там достичь.
Конечно, публика хочет видеть, как мы выкладываемся по полной, сражаясь за какие-то весомые призы, но мы же можем использовать все это и как платформу для чего другого, чего-то действительно ценного, чего-то, что может послужить примером для детей.
Так что сначала я думаю об этом. Ответственность, человеческая ответственность.
- Вы обмолвились о том, что в начале турнира вас заботило физическое состояние. А сейчас, накануне финала, это вас все еще заботит или уже все в прошлом?
- Слава богу, все позади, так что нет никакой озабоченности. Лишь большое воодушевление накануне финала.
- Разорванная майка… Насколько вас самих удивил это жест и насколько н дал вам шанс чуть-чуть забыть о теннисе?
- Не могу предъявить претензий Uniqlo за эту футболку. Очень хорошее качество. Я рванул ее разок, а потом во второй раз- просто не удержал себя в руках в жаркий момент.
Но знаете, было здорово дать телу ощутить глоточек свежести (улыбается). Что поделать, такое иногда случается. Иногда швыряешься ракетками, рвешь майки. Огонь схватки, так сказать.
- Майка в мусорном ведре?
- Полагаю, да. Мы с ней больше не встречались.
- Как бы назвали свой путь к финалу?
- Я только что об этом рассказал. Не одним словом? Ну, я не умею придумывать заголовки. Вам придется поковыряться в расшифровке пресс-конференции. Увы, но тут я помочь ничем не могу. Уж простите. =
Ха.