Багдатисы спокойны
Может сложиться ощущение, что вторая неделя турнира "Большого шлема" - это игры на одном центральном корте, жизнь одного стадиона и только. Но все чуть ли не наоборот. После паузы уик-энда теннисное пространство Мельбурн-парка вновь заполнилось многоголосым многоматчевым гоношением. В понедельник стартует турнир юниоров, которые наслаждаются атмосферой великого турнира, не забывая разбрызгивать на корты литры слез и децибелы воплей. Они счастливы прикоснуться к теннису мастеров экстра-класса, но все равно не знают большей радости, чем выиграть свой матч, на одной из самых нижних ступенек мировой иерархии, но уже - мировой. А главное - свой!
Какие драмы разыгрываются на "восемнадцатых" кортах мифического стадиона, овеянного славой самых именитых теннисистов всей истории, Маргарет Корт и Рода Лейвера! К Ларисе Дмитриевне Преображенской, нашей теннисной "матери Терезе", которая уже не тренирует, но по-прежнему пестует чуть ли не всех российских игроков, от Нади Петровой до самых зелененьких юниоров, подошел намедни незнакомый индус (то ли журналист, то ли тренер) и начал сетовать на поведение одной российской теннисной мамы: "Нельзя же так на людях разоряться, кричать на свою дочку, которая проиграла матч". История короткая, но объемная: она и про то, что Преображенскую весь теннисный мир знает, и про маму, которую, кстати, можно понять - порой родители собирают последние крохи, чтобы отвезти ребенка на большой турнир. А еще про то, что такие родители бывают только нашими...
Порой, наблюдая за ними, мы посмеиваемся, но нередко усмешку сменяет более серьезное чувство - если не уважения, то признания права на успех. Как в случае с Юрием Шараповым, сумевшим сделать все и даже больше, чтобы реализовать, воплотить, "претворить в жизнь", как сказали бы лет тридцать назад, талант его дочери. Сегодня он порой выглядит комично, пытаясь чуть ли не спрыгнуть с трибуны, но его эмоции чаще всего обоснованны и весомы. Если бы не он, мы бы могли и не наблюдать за раскрытием и развитием таланта Маши, а это, наверное, было бы потерей для тенниса.
''Талант Маши Шараповой многогранен, в нем помимо теннисных составляющих, чувства мяча и игры, есть и не менее важная спортивная составляющая - умение биться и умение побеждать. Казалось бы, можно ли в этом сомневаться, если Маша уже становилась чемпионкой - на Уимблдоне, потом на итоговом турнире года. Но то было в позапрошлом сезоне. В том самом году, когда блистательных побед добились и Настя Мыскина, и Света Кузнецова. Однако им-то продержаться на вершине не удалось. А Шарапова, которую тоже не миновали спады (в том числе и объективные, ведь Маша до сих пор вспоминает прошлогоднюю травму), смогла в сложном 2005 году даже подняться - пусть ненадолго - на первую строчку в мировой классификации.
Спорт, однако, признает только самое прошедшее из прошедших времен: закончил карьеру и лежи себе на лавровом сеновале. А ближайшее прошедшее спорт очень не любит, требуя нового и нового настоящего. И Шарапова продолжает оставаться спортсменкой с большой буквы.
Приятно, что первой и пока единственной соперницей, которая смогла вынудить Шарапову предоставлять новые доказательства, стала другая россиянка. Впрочем, это ни для кого не оказалось неожиданностью. Матча первой и второй ракеток России ждали с особым нетерпением, ведь и на двух предыдущих турнирах "Большого шлема" Маша Шарапова играла в четвертьфинале с Надеждой Петровой, и нью-йоркская победа далась ей гораздо сложнее лондонской. Пожалуй, в Мельбурне Петрова сумела сделать еще один шаг вперед, в течение всей первой партии ведя игру и создавая преимущество в розыгрышах на задней линии. Однако взять сет Надя так и не сумела, уступив Шараповой прежде всего в спортивности, умении побеждать. Точнее, наверное, Маша превзошла соперницу в этой науке, вновь став единственной россиянкой в полуфинале турнира "Большого шлема". С того момента, как в четверке US Open 2004 оказались Света Кузнецова и Лена Дементьева, до этой стадии добиралась только Шарапова. Правда (в глубоких скобках, чтобы "не каркать"), все три своих полуфинала 2005 года Маша проиграла...
У поражения Нади (именно так - у поражения, а не у победы Шараповой) есть, как представляется, еще одна причина. Петрова пока так и не сумела доказать (не нам, нам-то ладно, главное - себе самой), что она способна обыгрывать Машу. В том числе потому, что вокруг Шараповой создано - в какой-то мере искусственно - некое чемпионское поле. Оно выгодно тем, кто его создал, оно работает на спонсоров и Машино окружение, а работает ли оно на саму Шарапову, понять пока трудно. Но точно, что оно работает против большинства ее соперниц. Числится ли среди них позапрошлогодняя чемпионка Мельбурна бельгийка Жюстин Энен-Арденн, которая в четвертьфинале уверенно обыграла мучившуюся весь турнир травмой ноги первую ракетку мира Линдсэй Дэвенпорт, мы узнаем в четверг.
У мужчин накануне тоже определился состав одной из полуфинальных пар. Давид Налбандян, в ноябре на чемпионате мира АТР обыгравший самого Роже Федерера, не имел проблем в матче с 33-летним Фабрисом Санторо, который (подумать только!) впервые за свою 17-летнюю карьеру добрался до восьмерки лучших на турнире "Большого шлема". До счета 5:5 в первом сете шла равная борьба, и француз даже первым выиграл подачу соперника, однако затем аргентинец взял 14 геймов кряду. У Налбандяна, таким образом, скопился своеобразный "мини-шлем": в 2002 году он играл в полуфинале на Уимблдоне, в 2003-м - на US Open, в 2004-м - на "Ролан Гаррос", и вот теперь, с небольшим опозданием, дошел до "четверки" и в Австралии.
Из трех предыдущих своих полуфиналов Давид выиграл только один, самый первый. Повторить уимблдонский успех Налбандяну будет очень непросто, ибо на его пути встает фигура загадочная и опасная, как минотавр. Житель острова Кипр, недавний чемпион среди тех самых жаждущих побед юниоров Маркос Багдатис. От руки обросшего и свирепого киприота уже пали второй номер турнира Энди Роддик и герой Кубка Дэвиса Иван Любичич. Хорват пять сетов отчаянно бился с Багдатисом, демонстрирующим самый азартный теннис на турнире и пугающим соперников оголтелой поддержкой многочисленных австрало-ливанских родственников с кипрскими и греческими флагами. Иван сумел сравнять счет, уступив в первых двух партиях, демонстрировал сумасшедшую реакцию и кинжальные удары и все равно был вынужден покинуть поля боя на щите, упустив двойной брейк-пойнт в начале решающего сета и в измождении отдав через гейм свою подачу. Багдатисы, которых не смогли перекричать даже дружные хорватские болельщики, теперь придут на "Род Лейвер арену" еще раз. Им навстречу нужно срочно высылать дополнительный десант из Аргентины. А заодно - на всякий случай, из Старого Света: в поддержку финалиста, которого определит четверка участников сегодняшних матчей Роже Федерер - Николай Давыденко и Николас Кифер - Себастьен Грожан.