Лев Бородулин — мастер спортивной фотографии, который получил золото Олимпиады за снимки
Его наследие украшает Белый дом, а коллекционеры охотятся за его работами. Вы видели эти снимки и точно захотите посмотреть снова.
Снимок под названием «Спортивный парад 1956 года» сделал тридцатитрехлетний фотограф Лев Бородулин. Спустя сорок лет, на первой московской фотобиеннале, ее купит президент США Билл Клинтон для украшения Белого дома.
Лев Абрамович Бородулин безусловно вошел в историю как легендарный фотограф, тонко улавливавший динамику спорта и эмоциональную энергию соревнований. Его работы — это сочетание мастерства, новаторства и художественного взгляда.
«Лучших фотографов России я уже знал с детства. Когда мне было уже около четырех лет, оказался в гостях у пионера советской фотографии, легендарного Николая Свищова-Паоло. В память об этом осталась моя детская фотография и мечта стать фотографом» – Лев Бородулин.
Бородулин, который стал счастливым человеком, воплотившим свою мечту, безусловно не был только спортивным фотографом, но в этом посте собраны исключительно его спортивные работы.
В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book назвал Бородулина «звездой мировой фотографии», в 1967-м японская газета «Асахи» признала его лучшим фотографом года, а в 1972-м Бородулин был награжден специальной золотой медалью Олимпиады в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии за фотографию тренера Викентия Дмитриева.
В 1950-е годы Бородулин начал карьеру в журнале «Огонек», где освещал ключевые спортивные события, включая Олимпийские игры.
У Льва Бородулина, помимо хорошего чутья на хороший кадр, было и неплохое чувство юмора. Оно хорошо отражается в подписях, которые он придумывал к своим работам.
Как отмечают критики: «Фотограф не просто делал репортаж о событии, в каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент»
Но не все так было радужно. Вот, например, обложка журнала «Огонек», вызвала гнев главного идеолога страны Михаила Суслова, который от лица «читателя» написал разгромное письмо в «Правду». Спасло то, что Бородулин уже уехал в Рим.Тогда все обошлось. Главный редактор «Огонька» благородно взял ответственность на себя.
Фотографу запретили публиковаться в «Огоньке». Бородулин продолжал снимать спартакиады, по возможности избегая скандальных ракурсов.
Бан продолжился четыре года. После Олимпиады-1964 в Токио, Бородулин стал первым в СССР обладателем уникального объектива «рыбий глаз» и рискнул снова предложить на обложку свой снимок «Мы играем в волейбол». Необычная фотография вызвала небывало большой поток писем читателей.
Уже в наши дни, снимок, который так не понравился Суслову, был продан на аукционе Sotheby’s за $3793.
Пять советов Льва Бородулина для фотографов:
Стараться отходить от группы фотографов и быть немного вдалеке.
Концентрироваться не только на победителях, но и на побежденных.
Самое главное – думать, прежде чем снимать. Хотя это не всегда получается.
Думать не только о моменте, но и о ракурсе.
Очень важно предугадывать момент.
Лев Бородулин: «В журнале «Огонек», где я проработал почти всю свою жизнь, меня вдохновляли практически все. Там было очень много хороших творческих людей. Семен Фридлянл привел меня в «Огонек», у нас там была общая фотолаборатория с Дмитрием Бальтерманцем. Мы часто обсуждали наши работы. Впоследствии он стал моим босcом, прекрасно разбирался в фотографии и предоставлял мне много творческой свободы. В «Огоньке» фотографу никогда не говорили, как и что надо снимать»
В начале 1970-х Лев Бородулин эмигрировал в Израиль и создал одну из богатейших фотоколлекций, собирая работы лучших мастеров советской эпохи.
Я был спортсменом, играл в баскетбол. И даже выступал за сборную Москвы. Наверное, с этого и началась любовь к спортивной фотографии. Кроме того, спортивная фотография защищала меня от идеологии и политики – Лев Бородулин.
Очевидно, если вы видите какую-то советскую послевоенную спортивную фотографию с нестандартным и непривычным ракурсом или эмоцией, то скорей всего, ее автор именно Бородулин.
Причем, дело не ограничивается «классическими» массовыми видами спорта типа футбола или хоккея. Вот, например, велоспорт:
Вот регби:
А здесь олимпийский чемпион Йоханнес Коткас прижимает к полу соперника:
Бокс:
Не говоря уже о лыжах и других различных спортивных соревнованиях.
Впрочем, и главная радость и гордость Страны Советов периодически попадала в объектив Льва Абрамовича.
Лев Бородулин умер на 95-м году жизни зимой 2018 года оставив после себя огромное наследие.
Фото: borodulincollection.com, rg.ru, minsknews.by, lumiere.ru, sovietfoto.ru, wikimedia.org, webcitation.org.
И безумно красивая Надя Чернявская !!!
Регби очень понравилось, где люди возвращаются с лыжной прогулки, и особенно Куршавель Крюково!!! Эта картина очень похожа на мою любимую картину в Русском музее, прям очень!)
На какой фотоаппарат снимал Бородулин, объективы? Какая техника была?
Думаю кто разбирается в фотографии - это интересно.