«Судя по трассам, мы вообще не готовились к Олимпиаде». Что не так с лыжным спринтом
Савелий Коростелев и Дарья Непряева дорвались до Кубка мира.
И если в дистанционных гонках оба дважды забегали в топ-10, то в спринте все грустно: за три попытки ни одного попадания в тридцатку, которое дает право выступить в основных соревнованиях. Тренер спортсменов Егор Сорин отметил, что не ожидал такого масштаба проблем при прохождении скоростных участков.
Мы созвонились с гуру спринта Юрием Каминским, чтобы разобраться: что с этим делать?
Сейчас Каминский в биатлоне, но годами он вел чисто спринтерскую лыжную группу, хедлайнеры которой – олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира Никита Крюков, призер Олимпийских игр и ЧМ Александр Панжинский, чемпион мира в командном спринте Алексей Петухов. Так что кто-кто, а он в вопросе разбирается.

«Судя по трассам, на которых соревнуемся, мы вообще не готовились к Олимпийским играм»
– Если мы говорим о подготовке к Олимпийским играм вообще, то я считаю, что были допущены серьезные стратегические ошибки. Соревнования пройдут на быстром альпийском снегу. Соответственно, и подготовку надо было подгонять под него. Если не все 4 года, то уж хотя бы 2 – точно.
– За счет чего?
– Совсем в детали погружаться долго. Но если брать основное:
1. Нужно было увеличивать долю скоростной и скоростно-силовой составляющей.
2. Из спринта у нас сделали дистанцию, уже приближенную к эстафете.
3. Смотрю Кировск: бегут в точку, разворот – и назад. Все! А в том же Валь-ди-Фьемме сколько поворотов? Именно там часто переключаются, а у нас даже опыта их прохождения нет.
В плане функции и силы у нас все хорошо. Гора это подтвердила. При этом хочу оговориться, сейчас я рассуждаю как зритель – не знаю ситуации изнутри, не знаю организационно-методических сложностей, которые сейчас есть по объективным причинам.

– Такие отставания в спринтах стали для вас открытием?
– Вот как раз то, о чем я говорил, и сыграло. Мы сейчас проигрываем мировым в скорости отталкивания. Но это объективно – столько сидели на медленном снегу.
Коростелев и Непряева: как оценивать их выступление на «Тур де Ски», чего ждать на Олимпиаде?
Плюс, наверное, в методике развития скоростных качеств что-то пропустили. В спринте много тонких моментов.
Возьмем недавнюю «Гонку чемпионов». Там Артем Мальцев обыграл Ивана Горбунова. Мальцев проявил те качества, которые приобрел, тренируясь и соревнуясь с нашими лучшими спринтерами. Горбунова он убрал на повороте, в стиле Клэбо – притормозил, а потом ускорился. Хотя я бы сказал, что в стиле Морилова, потому что первым я увидел такую тактическую изощренность у Николая. А потом уже мы начали развивать ее во всей спринтерской группе. Все это отрабатывается на тренировках. И, думаю, наши ребята делают это. Но, видимо, что-то не то или не так.
Плюс, судя по трассам, на которых соревнуемся, мы вообще не готовились к Олимпийским играм.
Клэбо – лучший в мире по технике. Он столько времени бегает, а мы так и не сделали выводов
– На лыжном ЧМ-2019 вы уверяли, что спринтерская группа – необходимость. «Мы в России считаем себя мастерами на все руки. А готовиться нужно точечно». Сейчас дистанции урезали. Отдельная группа все еще нужна или теперь-то можно готовиться универсально?
– Для меня это риторический вопрос. Конечно, нужна!
Если мы хотим постепенно и в пределах одной методики нащупывать изменения – это будет дольше. А спринтерская группа – это быть на острие скоростной и скоростно-силовой работы. Там вся философия заточена под «быстрее».
В общей группе отделить одно от другого часто сложно. Ну, никак нельзя одинаково готовиться марафонцу и спринтеру. Хоть убивайте меня, но их надо разводить в стороны. Без базовой подготовки никуда, а дальше надо работать в пределах своей специфики. Полуформальных жестов недостаточно.
Это как с трассами. У нас бегают спринт на одних, там на других. Но если мы хотим выступать хорошо там – так нельзя. Нельзя подготовиться универсально ко всему – либо туда, либо сюда. Длинные спринты на Кубке России не способствуют развитию скорости. Календарь – это движитель. На соревнованиях ты получаешь определенные навыки, и правильно сделать их максимально продуктивными для главных стартов. Но спортсмены получали навыки для одного, а столкнулись с другим…
Мы в спринтерской группе всегда старались приблизить даже тренировки к соревнованиям. Ребята на тренировке ломали по 3-4 палки!

– Вы с Крюковым даже падения отрабатывали.
– Конечно. Ребята толкали друг друга на спусках. Мы старались проживать все ситуации, которые могут возникнуть. Должно быть максимально моделирование всех ситуаций, а не «разберемся на месте».
Спринтеры – технари. Там нужно проявить себя за короткий промежуток времени. Силы и скорость не безграничны, там все близки к пределу. Поэтому решает техника. Всех в мире в ней превосходит Клэбо. Сколько времени он бегает? А мы так и не сделали никаких выводов. Потому что это специфика спринтерской работы, а не общей.
– В чем главная сила Клэбо?
– Он на очень быстром ходу может организовать очень качественное движение. Мы ведь даже не знаем какой он финишер, потому что Йоханнес не доводит дело до разборок. Вспомните гонки, он не выигрывает в разножке, вся работа сделана до. Может быть, ему это и не надо. А, может, он не может, поэтому использует другую тактику.
Значит, нужно что-то противопоставлять. Уж точно не ловить по 2-3 метра за пару движений.
– Клэбо, на ваш взгляд, лучший лыжник в истории?
– Для меня – нет. Лучший спринтер – да. Но и это немало. А если говорить про универсалов, я бы назвал Бьорна Дэли, Петтера Нортуга и Александра Большунова.
Деятели FIS лишили всех нас великолепной дуэли: Клэбо vs Большунов. Два таких спортсмена в одном поколении! Это противостояние стимулировало бы к прогрессу и одного, и другого, и оно двигало бы весь лыжный спорт. Но всех этого лишили. Пока Сашу допустят, пока наберет форму, а годы-то уходят… Как говорится, придут новые центурионы.
В итоге все в минусе. Это ударило не только по Большунову, а по мировым лыжным гонкам. Клэбо должен был первым ратовать за допуск россиян. Это шанс для развития всего вида спорта. Была редкая возможность поднять лыжи на ступеньку вверх. Но они выбрали политику…

– Если будет принято решение о создании спринтерской группы, есть ли в России специалисты, которые могли бы ее возглавить?
– Одного точно знаю. Зовут Никита Крюков.
На самом деле, я с пристрастием присматриваюсь к тренерам, у которых появляются хорошие спринтеры. И вот берем практический результат. Никита Крюков подготовил из ничего китайца Ван Цяня в призеры этапы Кубка мира. И если бы его не сняли в Пекине, думаю, он и на Олимпиаде бы взял медаль. Такая работа о многом говорит.
«Спринт на Кубке России и на Кубке мира – разные виды спорта». Поговорили с Коростелевым и Непряевой
Фото: Maxim Thore/Keystone Press Agency/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Филиппов, Илья Питалев















Вяльбе угробила наш лыжный спринт, можете меня минусовать, поливать, но это просто факт. И ничего не было сделано за эти 5 лет, чтобы хоть как-то воспроизвести спринты на Кубке России.
По сути последний наш успешный чистый спринтер - Глеб Ретивых, и он как раз последний из группы Каминского. Можно сколько угодно критиковать Глеба, но он стабильно был всегда в финалах спринтерских гонок, боролся за спринтерский глобус и спринтерский зачет ТдС всегда, чего не сказать о том же Терентьеве, у которого за карьеру полторы вспышки на КМ.
Серегу в расчет не берем, т.к. Лось просто зверь:)
Ну как это? За это время мы сделали выводы, что спринт - это недолыжи и считать их вообще не будем. Что все победы Клэбо на дистанции - тоже какие-то не такие, стиль неправильный, рюкзачный, да и выигрывает он только потому что наших нет, а другие просто не хотят его обгонять (ведь это так легко, но просто не хотят побеждать финны, шведы, остальные норвежцы). А то, что Клэбо минимум не хуже наших бежал уже марафон на ЧМ 2021 в Оберстдорфе, из памяти выбросим. Возвели в культ один единственный более успешный для нас турнир за последние годы - Олимпиаду в Пекине, где удачно сложилось с экстремальной погодой, которая просто вырубила всех непривычных к таким условиям европейцев, кроме Нисканена, и на её основе решили, что мы сильнее в принципе, а все последующие победы без нас не считаются.
Так что Каминский не прав, работа проделана огромная. Та же самая работа, что и в сфере "санкции нам только на пользу" и "сами приползут", при том что за 4 последних счастливых года цены на всё выросли в два раза, а зарплаты на 30-40%, я уж не говорю про другие сферы жизни. Работаем вовсю.
Но в рослыжах от слова «спринт» шарахаются, как чёрт от ладана.
Вывод: я согласен, что в нормальных условиях нужна спринтерская группа, но её отсутствие вряд ли будет являться причиной неудач спортсменов-одиночек на Олимпиаде, потому что нормальных условий всё равно нет. Мы ведь даже не знали, кого накатывать - политика связывает руки.
Сорин до этого давал отличный комментарий по всей этой теме, честно признав очевидный факт - в условиях бесконечного отстранения никакого смысла выступать только в спринтах никто из спортсменов не видит. Поэтому же никто не видит смысла пытаться превратить трассу спринта в каком-нибудь Кирово-Чепецке в что-то похожее на трассы в Альпах. Никто не хочет тратить средства, силы и время, чтобы подстроится под FIS, которые в итоге допустят 2 спортсменов, отказав остальным по причине неправильной клубной принадлежности и неправильных постов в соцсетях.