9 мин.

Коростелев и Непряева: как оценивать их выступление на «Тур де Ски», чего ждать на Олимпиаде?

Отгремел «Тур де Ски», последний день которого зарядил надеждами.

Если вы настолько хорошо встретили Новый год, что все пропустили, напоминаем: Коростелев на восхождении на Альпе Чермис до последнего боролся за бронзу, но в итоге стал четвертым. Непряева финишировала шестой. В общем зачете Савелий восьмой, Дарья – десятая. Очень неплохо для первого раза.

С ребятами на многодневке был их личный тренер Егор Сорин.

Правда, нейтральный статус ему не одобрили, поэтому он приехал как болельщик. Помогал спортсменам, насколько это было возможно, не заходя в зону для аккредитованных: кричал по трассе, довозил, где это было допустимо, общался после гонок, мазал лыжи.

Сорин уже вернулся в Россию – и я набрал ему, чтобы послушать впечатления от гонок в Италии.

Главное открытие со знаком минус – огромное отставание при прохождении спусков. Причины?

– Что на этом «Тур де Ски», первом после нашего хотя бы частичного возвращения, удивило?

– Не думал, что по части прохождения скоростных участков масштаб проблем будет таким. Проигрыш, особенно у Савелия, был значительно больше, чем я предполагал. Все-таки в России он неплохо выглядел в спринте, да и вообще никогда не был замечен в слабом прохождении спусков.

Поломок палок и прочих инцидентов хватало, да, но вот именно технических проблем на скоростных участках не наблюдалось. На «Тур де Ски» же разница в сравнении с лучшими лыжниками мира не просто была видна, она была значительной.

– Это именно технический момент? Или и лыжи объективно проигрывали конкурентам?

– Это точно не проблема скольжения лыж. Ребята за весь турнир ни разу на это не пожаловались. Единственный эпизод – у Дарьи в классическом спринте была сложность с держанием. Но там, судя по всему, состояние снега за полчаса сильно поменялось.

Дело в другом. И в Тоблахе и в Валь-ди-Фьемме я видел, что в некоторых моментах ребята реально боялись садиться на спуске за конкурентами. И главное открытие для меня именно здесь: плохое прохождение спусковых участков. Нам предстоит много работать над этим.

– Много над чем работать, очевидно, предстоит всему российскому спринту.

– Это факт. Но говоря про отставание на спуске, я имел в виду не только и не столько спринт, но и дистанционные гонки. Там этот момент тоже играет огромную роль. Еще одна точка роста и для Дарьи, и для Савелия – работа в группе.

Что касается спринта, то за эти 3-4 года отстранения мы действительно особенно много потеряли именно там. Восстанавливать позиции в спринте будет сложнее всего.

– Это отсутствие международной практики или особенности спринта на Кубке России, который, как говорят спортсмены, другой вид спорта?

– Да нет смысла разделять. Но разница в длине круга действительно ощущается. У нас не делают короткие спринты – на 1200 м. Лишь в Сыктывкаре мы бежим чуть меньше 3 мин – и это единственный такой этап. Но на Кубке мира время – по 2:20. Огромная разница! Плюс технически у нас круги несложные для прохождения. Снег тоже небыстрый. Это комплекс.

Другой момент: наши сильнейшие спринтеры бегают все дистанции, а это размазывает скорость. На Кубке мира разве что Клэбо выступает везде, но это Клэбо. Большинство топовых спринтеров дистанционные гонки чаще всего пропускают. У нас такого фокуса нет.

При этом я понимаю, что, если бы Александр Терентьев бегал на Кубке России исключительно спринты, ему было бы совсем невесело. Он не хочет сужаться. Соответственно, подготовка идет с учетом того, чтобы спортсмен бежал хорошо везде. А это усредняет показатели.

– Юрий Каминский всегда топил и топит за отдельную спринтерскую группу. 

– Вполне возможно, это выход. Но проблема в том, что мало кто из спортсменов хочет бегать только спринт. Все стремятся быть универсалами. И даже когда тренировал Каминский, к нему мало кто из сильнейшей молодежи шел в группу как раз из-за того, что ребята не были готовы ограничивать себя спринтом. Я сейчас не про хорошо или плохо, а про то, как ситуацию видят спортсмены. 

Со временем Глеб Ретивых пришел к нему в группу, но именно со временем, а не сразу после юниоров. Так уж у нас сложилось.

– И как быть?

– Как вариант, создавать не чисто спринтерскую группу, а внутри общей кому-то давать больше спринтерской работы, а кому-то дистанционной. Практика не нова, Терентьев у Юрия Бородавко тренировался по более индивидуальному плану.

И мы с Александром, если б речь шла о Кубке мира, переключились бы на более специфичную работу. В России же нужды в этом нет, хочется бегать побольше. И другие спортсмены, склонные к спринту, думаю, рассуждают схоже.

Сорин не собирается на Олимпиаду

– Есть ли смысл Коростелеву и Непряевой бежать спринт на Олимпиаде?

– Пока думаем. Изначально я не планировал. Особенно для Савелия. Но у них четыре дисциплины на две недели. И это абсолютно нормальный график. Тем более, что на Олимпиаде, как бы это странно ни звучало, попасть в топ-30 – гораздо легче, чем на Кубке мира.

– Потому что от одной страны не может быть больше четырех спортсменов?

– Да.

Плюс спринт – часто лотерея. Может повезти с забегами. Поэтому не исключено, что как раз тут будут шансы побороться за высокие места. Будем думать, пока решение не принято.

– А на этапах Кубка мира до Олимпиады ребята бегут?

– Конечно. Единственное, в Оберхофе, скорее всего, пропустим спринт. А в Швейцарии побежим все. 

– Исходя из «Тур де Ски», самое реальное для нас в Кортине – скиатлон и марафон, так?

– Согласен. Чем дистанция длиннее, тем лучше для наших спортсменов.

– Если не будет аккредитации – на Олимпиаду по той же схеме, что и на «Тур де Ски», болельщиком?

– Вот не уверен. Там все сложнее. На «Тур де Ски» нет олимпийской деревни, каких-то жестких зон контроля и разделения, болельщик может пройти практически на трассу, встать максимально близко и подсказывать. На Играх же все гораздо строже. Поэтому особого смысла моего присутствия – нет. У меня элементарного доступа к спортсменам не будет.

– Насколько будет жестко, если никому из персонала аккред так и не дадут?

– Да жестко, что тут говорить.

– Есть план «Б» на этот случай? Какие-то договоренности с Маркусом Крамером, например?

– К Маркусу мы можем в любой момент обратиться за помощью. Но глобально, с учетом того, что у нас всего два спортсмена, много персонала и не требуется. Нужен еще сервис, потому что на одного Евгения Уфтикова выпадает огромный объем работы. И массажист. Это прям важно. Но пока вопрос открыт.

Ставим оценки за «Тур де Ски»

– Восхождение ребят на Альпе Чермис многих в России приободрило. А тренера?

– Савелий не удивил, я знал, что ему по силам такой результат. А вот Дарья – да. Я надеялся на топ-10, но уверенное попадание в топ-6 – это приятная неожиданность. Потому что в Кировске 2 года назад в гонке в гору ей было очень сложно, в прошлом сезоне заехала третьей, но проиграла Пеклецовой больше минуты. А тут все было очень уверенно.

– Оцени выступление ребят на «Тур де Ски» по 5-балльной шкале.

– Савелию – четверочка с минусом. Он и сам уверен, что недобрал. Во-первых, из-за падения в масс-старте на 5 км. Во-вторых, можно было лучше в разделке – хотя тут больше повлияли особенности подготовки до многодневки. В-третьих, спринты – в Валь-ди-Фьемме точно нужно было проходить пролог. Получилось же 31-е место в десятых от топ-30. То есть он мог быть по итогам «Тура» в шестерке.

А Дарье – пять. У нее практически все получилось. Да, можно было лучше в спринтах и разделке, но в целом, она свое на первом «Тур де Ски» сделала. Тут, наверное, стоит пояснить разницу. Савелий в России был лидером. Весь олимпийский цикл они с Сергеем Ардашевым и Александром Большуновым были на первых ролях. С него и спрос соответствующий.

А Даша в прошлом году выиграла общий зачет Кубка России, но в большей степени это было связано со стабильностью. Именно побед в гонках у нее было не так много.

У женщин же, если хочешь бороться за топ-6 на Кубке мира, нужно не просто побеждать в России, а делать это очень уверенно. Как сейчас Алина Пеклецова или как выигрывали Наталья Терентьева и Вероника Степанова в лучших гонках. Даша пока еще, конечно, растет.

– Кстати, про Пеклецову. Как бы на международке выглядела она?

– Алина боролась бы на горе на «Тур де Ски» за победу – это факт. Даже не знаю, кто будет с этим спорить. Про разделки на Кубке мира сложнее. Думаю, топ-6 – да. Но много зависит еще и от профиля трассы, от рельефа. Пеклецова особенно хороша на тяжелых, а вот в Давосе или Тоблахе они довольно простые. На сложных же она боролась бы за самые высокие места.

– Стоит ли перед Коростелевым и Непряевой задача взять медаль на Олимпиаде?

– Такой задачи мы не ставим. Не хотелось бы забивать этими мыслями головы спортсменов, им и так хватает давления. Накачки сейчас точно ни к чему. 

– А какое выступление будет хорошим?

– Топ-6. 

 Наши в топ-10 «Тур де Ски», у Коростелева – лучшая гонка в жизни 👏👏👏

Фото: Maxim Thore/Keystone Press Agency/Global Look Press; РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Александр Вильф