Топовая горнолыжная труба превратилась в заброшку – как это допустили в Подмосковье?
Закрытая горнолыжная труба комплекса «Снежком» знакома почти каждому москвичу: ее видно издалека при подъезде к Красногорску.
Долгое время «Снежком» оставался визиткой города – единственный в стране всесезонный горнолыжный комплекс, к тому же крупнейший в Европе!

Первый камень здесь торжественно в 2008-м закладывал тогдашний губернатор Подмосковья Борис Громов. «Снежком» регулярно проводил собственные соревнования, сюда приезжали элитные иностранные лыжники и тысячи туристов.
Но в 2022-м комплекс тихо закрылся «на реконструкцию», которая вскоре обернулась демонтажем.

Справиться с ним без жертв не сумели: в результате падения элементов конструкции пострадали три человека, были повреждены полсотни автомобилей и жилые дома.

Почему уникальный объект превратился в опасную аварийную конструкцию?
Комплекс демонтируют почти три года. Но до сих пор не справились
Ржавые металлоконструкции, разбитые стекла и осыпающийся бетон – так «Снежком» выглядит сейчас.

15 лет назад это была модная столичная локация: снежный склон длиной 400 метров и по площади как четыре футбольных поля, плюс рестораны, каток, боулинг, spa-комплекс.
«Снежком» хвастался новейшими технологиями: трасса была оборудована тремя швейцарскими подъемниками, а снег производился по современной технологии «айс-крэш» (размол тонких пластин льда) в трех специальных холодильных машинах.


Здесь постоянно тренировались местные горнолыжные спортшколы, заглядывали и профессиональные спортсмены. Фишкой комплекса стал Летний Кубок – детские старты проводились весной-летом даже в 30-градусную жару.

А в 2010-м здесь гостеприимно предлагали переждать столичный смог за символическую плату.
Цены в «Снежкоме» постепенно шагали от демократичных до среднего уровня в 3-5 тысяч рублей в час вместе с арендой инвентаря. Параллельно комплекс развивал инфраструктуру: рядом появились каток (он, кстати, работает до сих пор), боулинг, площадки для проведения корпоративных мероприятий.
Но в 2017-м внезапно отменили Летний Кубок. А в сентябре стало известно, что комплекс выставлен на торги. Продавцом выступил банк «Санкт-Петербург», которому «Снежком» перешел ввиду непогашенной кредиторской задолженности прежнего собственника.
Цена продажи комплекса составила 364,9 млн рублей. Все это время «Снежком» продолжал функционировать, но, похоже, остался без необходимого ремонта и сопутствующих работ. Посетители жаловались на низкое качество снега, протекающую крышу. В январе 2022-го пресс-служба комплекса объявила о «закрытии на реконструкцию». Владельцам абонементов предложили вернуть деньги.

«На данный момент ВГК «Снежком» не функционирует и отключен от всех сетей. Мы вынуждены начать демонтаж аварийных зданий «Снежкома» в феврале-марте. Сейчас идет подготовка к демонтажным работам», – слова конкурсного управляющего объектом Романа Носова из зимы-2023.
Жители Красногорска тогда протестовали против сноса комплекса. Говорили, что вместо него появится новый ЖК. Петиция набрала больше 30 тысяч подписей.
Прошло почти три года, комплекс до сих пор полностью не демонтировали. Что будет на этой территории вместо него – тоже непонятно.


«При желании все можно было решить иначе». Даже в лыжных гонках грустят
Все годы работы «Снежком» оставался единственным местом для круглогодичной подготовки сборных по горным лыжам и сноуборду. Пусть это не полноценная замена сборам в настоящих горах, но (особенно в условиях санкций) гораздо лучше, чем ничего.
«Мне сложно сказать, почему труба закрылась, но горнолыжники там тренировались, – подтвердил нам президент Федерации горнолыжного спорта России Леонид Мельников. – Если бы снова построили такую трубу, для нашей летне-осенней подготовки было бы очень хорошо!»
Сейчас в России остается единственный лыжный туннель – в Кавголово, под Санкт-Петербургом. Там круглый год лежит снег, трасса 750 метров в одну сторону и есть даже биатлонное стрельбище на десять установок. Но он предназначен только для лыжников и биатлонистов.
Хотя и в «Снежкоме» соревнования по лыжным гонкам тоже проводились.
«В 2009-м в конце мая там был спринт в гору, причем в международном формате – приехали даже сильнейшие шведы (олимпийский чемпион Бьорн Линд и Эмиль Йонссон – Спортс’‘), – рассказал тренер сборной России Егор Сорин. – Я тоже участвовал, классная гонка.
Знаю, что местные лыжники использовали эту трассу и для тренировок. Катались вверх-вниз по утрам, пока нет горнолыжников. Но в целом, конечно, такой рельеф для вкатки не подходит, нам нужна равнина. Поэтому для лыж «Снежком» – небольшая потеря».

«Совершенно не согласен с демонтажем комплекса, – говорит серебряный призер Олимпийских игр лыжник Александр Панжинский. – Я тоже участвовал в «Снежкоме» в спринте, а потом еще и впервые в жизни встал там на сноуборд. Решили после гонки с будущей женой попробовать.
Да, рельеф для лыжных гонок там тяжелый. Особенно для любителей: они, во-первых, любят большие круги, чтобы было красиво, а во-вторых, не хватает физической и технической подготовки, чтобы ездить только вверх-вниз.
Но при этом я уверен, что «Снежком» был бы востребован и в беговых лыжах тоже! Вот представьте: мы тогда, в 2009-м, бежали только вверх, а можно сделать зрелищный формат вверх-вниз, добавить экстрима. Пригласить топовых иностранных спортсменов – после сезона, уверен, многие приедут. Расставить по трассе камер, чтобы была красивая картинка. Классно ведь могло получиться!
Мне обидно, что особенно на фоне недопуска на международную арену мы не сумели бережно отнестись к уникальному объекту. Да, возможно, он нуждался в реконструкции, адаптации к новым условиям. Я не знаю всей финансовой подоплеки. Но уверен, при желании все можно было решить иначе».
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский, Валерий Мельников, Антон Денисов; Моя Москва









1. Снежок строился как социальная нагрузка Су-155 в обмен на застройку Павшинской поймы. Ну т.е. вот обычно нужно построить школу и садик, а тут - Горнолыжный комплекс. Двадцать лет назад и чиновники пугливее были, и застройщики незажравшимися.
Что особенно важно - проект был доведен до конца и запущен. Не напомните, какую социальную нагрузку несут девелоперы сегодня? Что общественно значимого их заставляют строить?
2. Прибыльным Снежок не был ни одного дня. "Цены в «Снежкоме» постепенно шагали от демократичных до среднего уровня в 3-5 тысяч рублей в час вместе с арендой инвентаря" - лукавство, мягко говоря. Абонемент на 8 посещений (трехчасовых - время считалось от прохода входного турникета) стоил за 16 тысяч (в ценах 2008 года - более 500 долларов). Регулярные походы могли себе позволить очень немногие, и точно это не были жители Павшинской поймы. Одно посещение аква-зоны (она открылась позже. Труба в марте, аква-зона летом) 2000 рублей (6000 рублей сегодня).
3. Снежные технологии были изначально несовершенны, они в итоге Снежок и приговорили. Морозильные установки могли только поддерживать температуру. Начальную массу снега морозили зимой на улице при раскрытом фасаде, и потом ратраками тащили внутрь. Необходимая для комфортного катания температура внутри трубы должна быть -6°. Но уже через 2 года ее повысили до -3°. Из-за чего сильно повысилась влажность, появилась стена тумана, долго находиться внутри стало некомфортно, стала сыреть одежда.
Поэтому как только отключили морозилку - всем кто в теме стало ясно, что это конец.
.
Итого - экономика Снежка всегда была планово убыточной, он мог существовать только при значительной и постоянной господдержке. К вопросу о том, появится ли что-то подобное снова.
Города превращаются в типовой набор из 50 человейников, 5 ТЦ, 1 школы и 1 больницы