Василий Парняков: «В биатлоне можно посмотреть стрельбу и пойти пить пиво»
- Василий, вы уже не первый год освещаете лыжные гонки для российских болельщиков. Большая ли у вас команда на НТВ-Плюс?
– Это монопроект, тем не менее, он дается мне легко, потому что очень нравится. Я пытался найти единомышленников, особенно, когда в прошлом году запустил программу «Лыжный след», стали появляться помощники. В этом году ушли одни люди, появились новые. Лыжные гонки – это элитный вид спорта, в котором нужно разбираться, а не гламурный, в котором можно себя показать, не прикладывая много усилий. А что касается комментариев, есть один футбольный человек, в то же время преданный лыжный болельщик, – Кирилл Дементьев. Это тот коллега, с которым мы можем обсудить лыжные гонки, поразмыслить, подискутировать.
- Гламурный вид – это, по-вашему, биатлон? Почему он, кстати, намного популярнее?
– В последнее время меня все просят сравнить лыжи и биатлон. Вообще я рад за биатлон, за короткое время из ДОСААФовского вида он превратился в огромный бизнес-проект. Я глубоко убежден, что биатлон, кроме того, что он успешно живет на федеральном канале, очень сильно прогрессирует в плане телетрансляций по всему миру.
Лыжные гонки пока еще отстают, но настоящий продакшн в лыжах впереди и ждет своих героев. Биатлон же, по сути, более примитивный вид спорта. Он строго структурирован – от стрельбы до стрельбы, между огневыми рубежами почти ничего не происходит. Можно посмотреть стрельбу, пойти попить пиво и вернуться. После последней стрельбы вся интрига вообще пропадает, потому что в 90% случаев уже понятно, кто будет на подиуме и в каком порядке.
- Кто сейчас лучше всех показывает лыжные гонки? Чьи трансляции вам больше всего нравятся?
– Очень хорошо показали себя словенцы на этапе в Рогле. Лыжные гонки – очень древний вид спорта, и люди на местах до сих пор весьма консервативны. Но в комитете FIS есть два фантастических человека – Йорг Каполь и Вейгард Ульванг, именно они являются инициаторами всех революционных изменений и все время развивают лыжные гонки.
- Когда этап Кубка мира проходит в Демино, российская картинка на уровне?
– Самый первый показ был, мягко говоря, очень средним. Второй и третий были гораздо лучше, был заметен прогресс. Во многом это произошло благодаря коллегам во главе со спортивным директором FIS Йоргом Каполем, они помогали и объясняли, как формировать и выстраивать международный сигнал.
- В чем принципиальные отличия репортажа с комментаторской кабины от студии в Москве?
– В лыжах то, что ты сидишь в комментаторской рубке с микрофоном на стадионе, не дает, по большому счету, ничего. Все равно ты ведешь репортаж по тому же монитору, что и в студии в Москве. Лыжники проезжают мимо несколько раз, а вести их нужно по всей дистанции. Но если комментатор использует возможность общения со спортсменами, коллегами-журналистами из других стран, организаторами гонок, то качество репортажа улучшается колоссально. Перед гонкой я почти всегда прохожу трассу, смотрю, какие есть уклоны, контр-уклоны, состояние снега, смотрю, как расставлены камеры, общаюсь с гонщиками. Те, в свою очередь, объясняют, какие на трассе нюансы и сложности: где можно улететь, где опасный спуск, где наилучшие места для обгона, где стоят тренеры. Без выезда на соревнования профессиональный рост комментатора останавливается.
- Как возникла идея программы «Лыжный след»?
– Я не знаю почему, но на нашем телевидении очень мало аналитических передач, посвященных циклическим видам. Считается, что в таких видах не о чем разговаривать. В передаче я пытаюсь разобраться в том, на что не хватает времени в прямой трансляции. В репортаж весь анализ не вместить. Нужно разложить все по косточкам, посмотреть, где были допущены ошибки, почему, например, в Рогле Саша Легков пришел вторым, а Петтер Нортуг опять выиграл. В передаче можно получить комментарии спортсменов и тренеров по горячим следам.
Одна из целей передачи – показать личность спортсмена. Не секрет, что лыжные гонки – тот вид, где личность если не стерта, то скрыта за очками, шапками и так далее. В болении нужен индивидуальный подход, а не только: «Россия вперед!» – и уже не важно, кто – Вылегжанин, Легков, Морилов, Коростелева, Медведева или Петухов. Все эти люди яркие личности. В передаче болельщик имеет шанс узнать этих людей поближе, потом переживает за тот образ, который ему приглянулся.
За прошлый сезон через «Лыжный след» прошла почти вся лыжная сборная: многие спортсмены, тренеры, чиновники.
- Какие иностранные сайты помогают в работе?
– Иностранных сайтов о лыжных гонках достаточно много, все они мультиязычные. Спасает то, что я владею европейскими языками. Есть 15-20 сайтов, которые я посещаю, но не они являются главным источником информации, хотя и очень помогают. Главный источник информации – личное общение и не только с нашими, но и с иностранцами. У меня хорошие отношения со шведами, норвежцами, немцами, итальянцами. Петтера Нортуга, например, я лично знаю уже давно, когда он еще был только подающим надежды. Кстати, тогда уже всем говорил, что это будущий Бьорн Дэли.
- Как можно в ближайшее время повысить интерес к лыжным гонкам, поднять рейтинг, привлечь к трансляциям больше телекомпаний?
– Я каждый год бываю на разнообразных лыжных соревнованиях по всей России. У меня не складывается впечатление, что лыжные гонки не пользуются популярностью. В прошлом году в Демино при температуре минус 22 вся трасса была битком забита болельщиками. Второй день – минус 21 градус – та же картина. В третий день, когда при – 25 отменили гонку, 10 тысяч человек все равно пришли на стадион и после объявления с сожалением разошлись по домам.
Просто лыж нет на федеральных бесплатных каналах, может, поэтому складывается впечатление, что они непопулярны. Да и печатные СМИ не пестрят материалами о лыжных гонках, что меня поражает. У нас сейчас фантастическая мужская сборная, по силе сравнимая с той, которая была в 88 году с Зимятовым, Прокуроровым, Смирновым. Что, у нас пресса взрывается материалами о Петухове, Морилове, Вылегжанине, Легкове, о молодом даровании Седове? Ничего подобного.
- Может быть, стоит уже присмотреться к показам марафонских дисциплин, хотя бы начать со знаменитого марафона Vasaloppet?
– У нас был опыт комментария Vasaloppet полностью – в течение 4 часов. Было достаточно интересно, но очень громоздко, да и марафон Vasaloppet накладывается на этапы Кубка мира. Есть предложение показывать в записи, но я противник таких вещей. Я считаю, что вся соль спортивной трансляции – прямой эфир. Спорт в записи – это суррогат.
- У руководителей федерации есть мнение, что биатлон постоянно кормится за счет лыжников…
– Те люди, которые не видят своего будущего в лыжах, уходят в биатлон. Может, они недостаточно одарены, чтобы стать великим лыжниками, пробуют силы в биатлоне. Ну и пусть, сильнейшие-то остаются в лыжах!
- Как вы относитесь к тому, что наши биатлонисты и Юлия Чепалова пытаются до конца отстаивать свои права в допинг-деле?
– Это их право, у каждого свой путь. Но они должны понимать, что они представляют не только себя, но и сборную. Все эти процессы могут повлиять на тех лыжников, с которыми они совсем недавно тренировались и соревновались. Я лично уважаю позицию Ярошенко, который принес извинения болельщикам. Юля, Катя и Альбина выбрали другой путь. Посмотрим, кто в итоге окажется прав.
- У вас есть любимые лыжники?
– Ха-ха. Лыжники или лыжницы? Я бы не хотел кого-то выделять, со многими связан дружескими отношениями. В репортаже хочется кого-то отметить особо. Каждый атлет хорош по-своему, нет у меня больших пристрастий.
- Вы ведь еще комментируете и легкую атлетику – даже ее в первую очередь. Что нравится больше?
– Мне тяжело сравнивать. Легкая атлетика – это дом родной. Я в прошлом профессиональный легкоатлет, фанат с детства. Но это не значит, что я менее страстно отношусь к лыжам. Я очень увлечен этим видом спорта. В лыжах сейчас происходит очень много изменений в лучшую сторону, и я это приветствую и слежу за процессом.
- В легкой атлетике очень много дисциплин, соответственно, возрастает количество имен, которые нужно помнить. Как вы всех их помните?
– Однажды у султана, у которого в гареме было 300 наложниц, спросили: «Как ты с ними со всеми справляешься?» Он ответил: «Любить надо это дело!» Мне несложно держать в голове историю спорта и имена легкоатлетов. Нет проблемы назвать все альбомы Beatles или Led Zeppelin или все шедевры Набокова или Аксенова, так же и в спорте.
- Вы в этом году участвовали в легкоатлетическом забеге на 10 миль в горах Испании, а в лыжных соревнованиях хотели бы принять участие?
– Вообще участие в соревнованиях по лыжным гонкам – некий вызов. Я считаю, что профессиональный комментатор должен иметь практический соревновательный опыт обязательно. Я не бегал на лыжах класса с 9-го, но сейчас работаю над техникой конькового хода. Хотел бы как-нибудь попробовать пройти квалификацию в спринте, а потом, может, и в тридцатку попасть. Для меня интересна именно спринтерская дисциплина со всеми ее тактическими играми, позициями, перемещениями. Однажды я обязательно попробую.
А сейчас уже не то почему-то. Наверное, отвык. Хотя прошлой зимой смотрел какую-то гонку, попивая пиво, ага. Что бросилсь в глаза - во-первых, скорость, по сравнению с биатлоном, просто запредельная. Уж на что в биатлоне кажется, что спортсмены летят по трассе, но в лыжах еще быстрее))) Ну и, во-вторых, конечно, финиш. Когда метров за 300 эти скорости становятся ЕЩЁ выше, и начинается натуральное рубилово. ОЧЕНЬ зрелищно, конечно. В биаатлоне такое бывает, но редко. Чаще всего на последнем рубеже Великий и Ужасный, закрыв последнюю мишень, машет в камеру ручкой, шлет всем приветы и чмоке, не спеша надевает винтовку и вразвалочку едет к своей очередной пятитысячной победе на этапах КМ))) Есть в этом своя прелесть, конечно..
В целом, конечно, биатлон - более телевизионный, более зрелищный продукт. И интриги в нем больше, несмотря на то, что за победу всегда борется один и тотже довольно узкий круг спортсменов.
Но я был бы только рад, если бы лыжи показывали побольше.
Я обратил внимание на то, что высказыввание о большей примитивности биатлона (по сравнению с лыжными гонками) очень сомнительно.
Что касается пятиборья (десятиборья) или триатлона. То опять-таки речь не идёт о «интересности» (это каждый решает для себя), но, скорее, о сложности. Наличие нескольких видов спорта в рамках одного вида уже не позволяет говорить о примитивности данного вида спорта.
ну пришел в биатлон норвежец Хафсос, и что?!!!!!!! результат - ниже нуля.
точно стрелять - это не в нос пальцем попадать - уметь надо.
А ведь по такой логике выходит, что чистые лыжи вообще можно не смотреть. Не так ли?