Легенду лыж Марит Бьорген тайно оправдали за допинг (попалась на финише карьеры). Как так?
Восьмикратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Марит Бьорген выпустила автобиографическую книгу под названием «Сердце победителя».
Текст под диктовку написал журналист Ингерид Стенволд, причем норвежка заверила: в книгу вошла вся ее история, ничего не осталось в секрете.
Не утаила она и то, о чем кроме нее и Международной федерации лыжных гонок (FIS) до этого никто не знал – оказывается, она сдала положительный допинг-тест на своем последнем ЧМ – в Лахти-2017, где завоевала 4 золота.
«Она испытала чувство, будто кто-то всадил ей когти в живот и разодрал его»
Турнир в Лахти сделал Бьорген 18-кратной чемпионкой мира (абсолютный рекорд), а карьеру она завершила после Олимпиады год спустя.
Важнейшая история из книги Марит: оказывается, после победного марафона на ЧМ-2017 ей пришлось понервничать. В апреле – уже после сезона – ей позвонил врач сборной Петтер Олберг.
«Олберг рассказал, что получил сообщение из FIS. Антидопинговая лаборатория в Лахти нашла отклонения в пробе, сданной ею после марафона на ЧМ в Лахти. Она испытала чувство, будто кто-то всадил ей когти в живот и разодрал его. Ее охватила паника», – пишет Ингерид Стенволд.
«Этот звонок был ужасен. Судорожно сжался желудок. Мы прошли через допинговые дела с Мартином Йонсрудом Сундбю и Терезой Йохауг, и я думала, что такое невозможно», – вспоминает сама Бьорген.
«Моя вина равна нулю». Норвежские лыжи потряс допинговый скандал
Действительно – третий допинг-скандал подряд со звездой норвежских лыж мог привести к катастрофе. В 2015-м за злоупотребление препаратом от астмы наказали Сундбю, в 2016-м – за стероид в креме для губ дисквалифицировали Йохауг. Бьорген уже представила заголовки в газетах, море фотовспышек на пресс-конференции, злорадство и осуждение.
В ее пробе обнаружили следы 19-норандростерона – метаболита анаболического стероида нандролона, достаточно распространенного в спорте (некоторым российским атлетам он тоже знаком). Причем концентрация этого метаболита в пробе Бьорген не была маленькой.
Норвежке грозила дисквалификация и лишение медалей – ну и, очевидно, пропуск Пхенчхана-2018 – последней Олимпиады в карьере.
Допинг оказался в препарате для сдвига менструального цикла – сам препарат разрешен, но в организме преобразуется в стероид
Выяснилось, что Бьорген перед началом и во время ЧМ-2017 принимала Primolut-N (Примолют-нор) – по три таблетки ежедневно. Этот препарат используется для сдвига менструального цикла – многие спортсменки таким образом решают проблему с месячными на важных турнирах.
Марит указывала применение этого препарата в бумагах на допинг-контроле. Примолют-нор не входит в запрещенный список WADA, так что подвоха не ожидалось.
Однако он случился: входящий в состав препарата норэтистерон (синтетический стероидный женский гормон) преобразуется в организме и выводится с мочой в виде стероида 19-норандростерона. Ну а высокая концентрация метаболитов нандролона в пробе объяснилась обезвоживанием во время марафона.
Интересно, что, несмотря на особенности выведения, примолют-нор не имеет анаболических эффектов. Максимум, что может случиться (да и то при применении в высоких дозах) – легкий андрогенный эффект, который приводит к проблемам с кожей, избыточному оволосению и изменению тембра голоса у женщин.
Врач сборной Норвегии Петтера Олберг успокаивал Марит, как мог.
– Мне пришлось попробовать донести до нее, что «такое случилось, но все будет хорошо». Но в тот момент она слышала только, что с тест положительный, а в памяти еще была свежа история с Йохауг. Она была сильно напугана, ее всю трясло.
– Было ли известно, что примолют-нор может дать положительную реакцию на допинг?
– Нет, я не был готов к этому. Рецепт выписал другой врач, но я был с нею на всех допинг-контролях в Лахти и видел, что она указывала этот препарат. Но я не слышал ранее, что он дает такую реакцию, – сказал Олберг.
FIS не стала заводить допинговое дело – Бьорген оправдали без огласки (правда, она помучилась в ожидании две недели)
Но все это еще требовалась доказать FIS – Бьорген все равно угрожал бан, если бы Федерацию не устроили ее оправдания.
Марит и Олберг потратили три дня на объяснительную для FIS и ожидали ответа в течение двух недель. Бьорген описывает эти две недели как ад: «Я не находила себе места, плохо спала, меня подташнивало. Я только делала, что ждала звонка».
Когда из FIS наконец-то пришел ответ, у Марит отлегло: в Федерации писали, что ее объяснение совпало с заключением лаборатории, расследование завершено. Допинговое дело даже не открывали, чтобы не получить лишней огласки.
«Все осталось между мной, FIS и моими тренерами. Было убийственно попасть в такую ситуацию. Командапыталась меня успокоить, говоря, что такое может случиться, но я никогда об этом не слышала. Если бы у меня была эта информация заранее, то, возможно, мне было бы легче с этим справиться», – призналась Бьорген.
Марит критиковали из-за мощных бицепсов. Все из-за одного фото
На протяжении карьеры Бьорген часто подозревали в применении допинга – речь, конечно, не о FIS или WADA, а о болельщиках и некоторых спортсменах. Во многом виновато одно фото: Марит, удерживая Большой глобус, демонстрирует мощный бицепс.
Снимок, сделанный в январе 2012-го, встряхнул мир лыжных гонок. Многие говорили, что Бьорген выглядит совсем не женственно и что такого тела и рельефа можно добиться только при помощи запрещенных препаратов.
Некоторые польские СМИ обратились к агентству Scanpix (которое и сделало фото) с просьбой о покупке снимка – в Польше эта тема была особенно актуальна, так как главной соперницей Бьорген была Юстина Ковальчик, жесткая противница допинга.
После публикации фото популярный норвежский сайт о моде Min Mote порекомендовал Марит тщательнее выбирать наряды, чтобы не показывать накаченные мышцы.
Норвежская ассоциация лыжных гонок позвонила Бьорген и сообщила, что, возможно, ей не стоит вести себя так открыто. Марит это разозлило. Она рассказала, что многие статьи в СМИ в то время граничили с буллингом, и если бы она не была настолько стойкой, то на нее все это серьезно повлияло бы. Однако она боялась, что молодые спортсменки после таких материалов испугаются и не будут работать над своим телом.
И все равно после этого случая Марит стала надевать только закрытую одежду. Не потому, что стыдилась своего тела (на самом деле – она им гордилась), а просто потому, что не хотела, чтобы ситуация повторилась.
Фото: Gettyimages.ru/Handout/Nordic Foocus via Getty Images, Nigel Waldron, Giovanni Auletta/Agence Zoom/Getty Images; globallookpress.com/JON OLAV NESVOLD/imago sportfotodienst, PETTER ARVIDSON/imago sportfotodienst; is.fi//LISE ÅSERUD
То ли дело фармакологический МОНСТР Мария Шарапова, которая сама призналась в том, что принимала мельдоний, который оказывает на организм меньшее действие, чем бутерброд с сыром.
"Норвежская ассоциация лыжных гонок позвонила Бьорген и сообщила, что, возможно, ей не стоит вести себя так открыто. И все равно после этого случая Марит стала надевать только закрытую одежду. Не потому, что стыдилась своего тела (на самом деле – она им гордилась), а просто потому, что не хотела, чтобы ситуация повторилась."
Вот это просто прекрасно. Невероятное лицемерие и ложь, возведенная в абсолют.
2. фото с бицухой
ясно-понятно
1. доказанный допинг легко превращается в случайности или терапевтические исключения;
2. недоказанный допинг также легко превращается в бан.
Ещё удивляют болельщики, которые продолжают верить, что терапевтические исключения не дают спортсменам никаких преимущетсв. И даже выступления Симоны Байлз на Олимпиаде в Токио им ничего не доказывает.