Злит, что Норвегия правит в лыжах и биатлоне? Допинг ни при чем, помогают технологии – в том числе тренажер, о котором мечтает Большунов
Сборные Норвегии по лыжам и биатлону в этом сезоне доминировали как никогда.
В биатлоне оба Кубка мира ушли норвежским спортсменам (которые боролись с другими норвежцами) – всего у них 4 мужчины и 3 женщины в топ-10 общего зачета, в лыжах мужская команда установила рекорд по личным медалям на чемпионате мира (10 из 12 возможных), да и вообще 5-6 норвежцев в топ-6 в гонках стало обычным делом.
В чем же секрет такого прогресса? Нет, дело не в допинге или в препаратах от астмы, хотя, конечно, любой чужой успех удобнее оправдать допингом. Давайте разбираться, почему норвежские лыжники и биатлонисты превосходят весь мир.
Есть несколько ключевых факторов.
У норвежцев есть все условия в центрах подготовки НОК. В том числе – дорогие тредбаны, такой хочет и Большунов
Лучший русский лыжник Александр Большунов признался, что норвежцы ушли далеко вперед по технике хода, и одна из причин – тренировки на тредбане перед зеркалом и под камерами.
«Норвежцы раз в неделю на нем тренируются, потому что для постановки идеальной техники надо видеть себя постоянно. Когда мне тренер кричит, что нужно сделать какое-то движение, то я, конечно, пытаюсь его сделать, но не всегда понимаю, что он от меня хочет.
Почему мы с отцом сделали специальное зеркало? Когда я работаю перед ним, то вижу, как правильно переносить центр тяжести, какие движения правильные.
А у норвежцев в каждом лыжном центре есть тредбан, перед ним зеркало, слева-справа стоят камеры, изображение с которых выводится на мониторы перед тобой, и там все сразу видно, все ошибки, как поставить палку, колено, как переносить центр тяжести. В этом мы отстаем намного, а у норвежцев все четко, поэтому они идеально ходят коньком и классикой, много выигрывают именно на технике», – рассказал Большунов.
Тредбан – тренажер, работающий по принципу беговой дорожки, только намного шире, чтобы на нем можно было бежать на лыжероллерах. Нужен он в первую очередь не для тренировки как нагрузки, а для отработки техники – спортсмен видит ошибки и может исправлять их.
Часто тредбаны используют еще и для медико-биологических исследований, чтобы оценить состояние спортсмена. У лыжных тредбанов много настроек – можно менять уклон (имитируя забег в подъемы) и даже имитировать сложную ветровую обстановку.
В России тредбаны, конечно, тоже есть, но их чаще применяют именно для оценки способностей и состояния атлетов. Вот Сергей Устюгов проходит тесты:
А вот для отработки лыжной техники в России такие тренажеры не оборудованы. К тому же вопрос еще и в доступности – в Норвегии тредбаны действительно есть если не в каждом лыжном центре, то точно во всех Центрах спортивной подготовки НОК Норвегии – Olympiatoppen.
Таких центров в стране множество, для спортсменов они открыты всегда – и бесплатны. Помимо тредбанов центры Olympiatoppen оборудованы всем необходимым – тренажерами, залами для тренировок, также там в любой момент можно получить консультацию по питанию и посетить спортивного психолога.
Недавно член комитета Госдумы по спорту Дмитрий Свищев сообщил, что после слов Большунова тредбан все-таки купили (стоит около 120 тысяч евро). Но вряд ли он сильно изменит ситуацию – в России он один, а в Норвегии – множество.
Причем норвежцы не ограничиваются только тренажерами в центрах Olympiatoppen – Йоханнес Клэбо, главный соперник Большунова установил такой тредбан дома еще в 2019-м. А другой норвежский лыжник Арон Ристад вместе с отцом оборудовал лыжный тредбан у себя в сарае.
Новая технология с GPS-датчиками и камерами помогает выигрывать на ЧМ
Но преимущество Норвегии не только в использовании тредбана – у них много интересных идей и технологий.
В 2013 году норвежцы протестировали новую систему – установили на лыжников GPS-датчики и камеры, чтобы можно было оценить, по каким участкам трассы и какой техникой спортсмен двигается быстрее.
Эта идея пришла из лыжного ориентирования – там подобные датчики используют давно, хоть и немного для других целей.
В лыжах и в биатлоне система тоже показала хорошие результаты, теперь норвежцы используют ее на всех крупных турнирах. Сейчас в Olympiatoppen есть отделение, которое отвечает за технологию.
Как это работает? При помощи датчиков и камер специалисты понимают, как лучше проходить те или иные участки трассы – какую технику использовать, где ускориться, а где можно отдохнуть. Для этого технари проходят трассу несколько раз, меняя тактику. Трасса фактически разобрана по сантиметрам, и всю эту информацию перед гонкой получают лыжники.
Эксперты считают, что грамотное использование этой технологии позволяет спортсмену улучшить результат как минимум на 0,5%. Кажется, выгода ничтожна, но это совсем не так – в гонке на 15 км с раздельным стартом у мужчин 0,5% от результата составит около 10 секунд.
А как Большунову побеждать Клэбо? Есть 2 способа, оба завязаны на командной тактике
На чемпионате мира-2019 Мартин Йонсруд Сундбю в такой гонке обошел в борьбе за золото нашего Александра Бессмертных на 2,9 секунды.
Сам Сундбю тогда признался, что обязан победой техникам с GPS-датчиками, которые тщательно проанализировали трассу перед гонкой, так что норвежец прекрасно знал, где лучше ускоряться и как выгоднее пройти некоторые участки.
Эта система работает не только на одной трассе, но и дает норвежцам преимущество в тактике вообще по сезону. Во время летней подготовки лыжники тренируются с GPS-датчиками и отслеживают, какие изменения в технике и тактике приносят выгоду. Такие тренировки отрабатывают на разных трассах и в разных условиях, так что каждый спортсмен еще перед сезоном прекрасно знает свои сильные и слабые стороны.
Технология с использованием GPS-датчиков до сих пор развивается, сами устройства становятся меньше и функциональнее. И это действительно помогает спортсменам – после победной гонки на 10 км на ЧМ-2021 в Тереза Йохауг первым делом поблагодарила автора и лидера проекта Яна Кокбаха.
Вообще, на соревнованиях норвежские лыжники и биатлонисты обеспечены всем, чем только возможно. Бригады сервисменов, техники и даже собственные повара на главных стартах – в сборных есть все.
Погодные станции для подготовки лыж и изобретение мази без фтора
Но и идея с GPS – не последнее изобретение норвежцев. Они всегда пытаются находить новые пути для улучшения результатов – и подготовки лыж это так же касается.
Например, на Олимпиаду-2014 в Сочи сборная Норвегии привезла погодные станции, которые отслеживали состояние (и даже состав!) снежного покрова. Все для того, чтобы подобрать идеальные смазку и структуру для лыж.
«Мы хотели составить описание погодных условий, изучить тенденции, посмотреть, насколько там холоднее ночью по сравнению с утром и так далее. Станции передают данные в интернете, так что после установки можно было ехать в отель и следить за результатами в тишине и покое», – рассказывал тогда руководитель бригады сервисменов Кнут Нистад.
Тогда задумка не сработала – и виновата в этом отчасти российская полиция, которая конфисковала одну из станций (ее так и не вернули), а вторую отдала только через некоторое время. Вероятно, причина интереса полиции к станциям была в том, что норвежцы просто не заполнили все бумаги для установки.
Эксперименты со смазкой в Сочи-2014 для норвежцев завершились провалом – из-за плохого инвентаря обе лыжные команды не взяли медали в эстафетах. Но сама попытка подтолкнула к развитию.
Сейчас норвежцы занимаются новой задачей – со следующего сезона, скорее всего, в лыжных гонках и биатлоне запретят мази для лыж со фтором. Для всех сборных без исключения это большая головная боль, поскольку другие мази команды просто не используют.
Есть опасения, что переход на новые мази может здорово повлиять на результаты – если не адаптироваться, то даже с талантом и мощью Большунова можно будет забыть про подиумы. И норвежцы уверены, что извлекут выгоду из новых условий.
Они уже протестировали новую смазку без фтора на чемпионате мира-2021 в Оберстдорфе – результаты порадовали: сервисмены считают, что новая мазь проявила себя даже лучше, чем старая, со фтором.
Вообще, в у Норвежского института науки и технологий есть даже особая лыжная трасса для тестирования мазей и лыж. Как только стало известно о будущем запрете мазей со фтором, институт сразу занялся разработкой новых видов смазок. По мнению исследователей, для достижения лучшего результата спортсменам, возможно, придется заменить не только мазь, но и лыжи. Они считают, что структура лыж будет играть более важную роль, чем раньше.
И нет сомнений, что к новым условиям норвежцы опять будут готовы лучше всех.
Фото: dagbladet.no; Gettyimages.ru/Jurij Kodrun, Richard Heathcote; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24, Karl-Josef Hildenbrand/dpa; fasterskier.com
Но ниче... Нашим попы лыжи освятят, иконку приклеят и вперед, никакой смазки не надо!
помогает, не помогает, увидим скоро...
естественно технологии помогают, но вчерашние норвежские середняки сегодня лидеры почти в каждой гонке по времени.
в одних ли тредбанах или жпс дело...
сколько лет колонья выносил всех на лыжне и надо же то же астматик и не норвежец к тому же и без жпс, чудеса...
говорят это спортивная астма, проявляется при отрицательных температурах, а как же тогда велогонщики или пловцы, там же без зимы и холода обходится.
В конце 80х - первой половине 90х норвежцы плотнее всех сидели на ЭПО. Показатели крови у них были недостижимые без фармы. Как только ЭПО начали ловить (незадолго до Солт-Лейк-Сити) blood values у всей норвежской лыжной элиты упали до более-менее приличных как по команде)).
Когда шведы практически открытым текстом обвинили Дэли и Ко в шприцевании, Дэли грозился подать в суд. Шведы не моргнули, Дэли тихо слился.
Если это происходило тогда, что мешает им использовать новые, еще не запрещенные, препараты / способы сейчас?
Про биатлон: во время СЛС в Нью-Йорк таймс была заметка, что кого-то из абсолютных лидеров биатлона поймали на допинге, но Бессеберг (норвежец))) приложил все силы, чтобы история не всплыла. Еще до Олимпиады на примере Пантани стало известно, насколько допинг у лидеров снижает медиа-интерес к виду спорта и просмотры трансляций. Кто этот неназванный герой, кто бы мог быть пойман? Уж не тот, кто на ЧМ-2000 и 2001 взял по одной личной медали и то не золотой, а в СЛС выкосил аж 3 личных золота, да и эстафетное? Уж не тот, кто на лыжной тридцатке в СЛС бежал практически наравне с насквозь нашприцованным ЛЫЖНИКОМ Мюллегом и (не до конца пойман))) Хоффманом?