Готовы к лыжам? Там Большунов защищает Кубок мира, а сезон рушится, еще не начавшись – слетают этапы, Норвегия в изоляции
27 ноября в Финляндии стартует Кубок мира по лыжным гонкам.
Интриг и так достаточно, напряжения добавляют пандемия и неопределенность с календарем: один декабрьский этап уже подвис, по «Тур де Ски» и вообще соревнованиям 2021-го остаются вопросы.
В лыжах что, не тревожатся из-за ограничений и планируют стандартный формат?
В прошлом сезоне, который завершился досрочно, российский спортсмен впервые победил в общем зачете – Александр Большунов получил награду уже летом. При этом его главный соперник (норвежец Йоханнес Клэбо) намекал, что считает Кубок мира неполноценным.
Неужели впереди что-то похожее?
Не исключено, учитывая странную политику Международной федерации в отношении пандемии.
Еще в мае Франция отказалась от этапа в Преманоне. В ноябре организаторы этапа Лиллехаммере (4-6 декабря) сообщили о переносе на неопределенный срок. Больше изменений в календаре-2020/21 не было – как будто нас ждет обыкновенный сезон. На фоне действий, которые предпринимают другие федерации, позиция FIS удивляет. В фигурном катании серию Гран-при превратили почти в национальные чемпионаты, в коньках и шорт-треке отменили первые этапы Кубка мира, в бобслее и биатлоне сократили количество переездов, сдвоив этапы.
Даже если не считать отложенный Лиллехаммер, в декабре лыжники планируют объехать три стадиона – причем маршрут для Европы сложный: Финляндия – Швейцария – Германия (а потом «Тур де Ски»: снова Швейцария, затем два стадиона в Италии).
Олимпийский чемпион по биатлону Себастьян Самуэльссон даже отвлекся от критики российского допинга и посочувствовал лыжникам:
«Соревнования по биатлону принадлежат IBU, а у FIS турниры проводят местные организаторы – никто не хочет отдавать этапы. Я очень удивлюсь, если они проведут всю программу. На месте лыжников я бы не чувствовал себя абсолютно комфортно с учетом такого графика и напряжения, который он влечет».
Кстати, в лыжах есть пример активных действий из-за коронавируса: марафонская серия Visma Ski Classics стартует только в середине января. Почти такой же вариант предлагала босс российских лыж Елена Вяльбе: отменить все кубковые гонки в декабре – но, кажется, FIS не переживает насчет пандемии.
Команды откажутся от Кубка мира из-за дорогих тестов? Ложноположительный тест = бан всей команды?
В октябре FIS опубликовала протокол допуска спортсменов: дополнительные тесты, раздельное проживание команд, ношение масок. Требования уместные, но из-за большого количества переездов возникает другая проблема: в бюджет теперь закладывают и расходы на тесты.
Спортсмены и персонал сдают анализы минимум дважды – по прибытии на новое место и спустя 72 часа. Например, в российской делегации около 50 человек: лыжники, тренеры, массажисты, сервисеры. Предкубковый сбор команда проводила в Финляндии, где стоимость процедуры на одного человека составляла 220 евро. По оценке одного из специалистов команды Маркуса Крамера лишь за декабрь сборная потратит около 50 тысяч евро.
«Мы уже посчитали, во сколько нам обойдется тестирование, если ничего не изменится. Страны прислали свои расценки. Если посчитать по всему Кубку мира, от начала и до конца, то выходит сумма в 523 тысячи евро. Откуда брать такие деньги?» – сетовала Елена Вяльбе в интервью ТАСС.
Рейс-директор FIS Пьер Миньере согласился, что дополнительные расходы создадут проблемы сборным (особенно небогатым) – но федерация ничего не предпринимает и не планирует. Для популяризации лыж по всему миру, к которой так стремится FIS, это очень плохой расклад.
Коронавирусу по силам отрезать от Кубка мира целый континент: американцы признали, что денег на тесты у них хватит только на половину сезона, а канадцы уже точно не выступят в 2020-м – в Кэнморе рядом с лыжной базой выявлена вспышка вируса. При этом один положительный тест в любой сборной приведет к отстранению всех спортсменов из делегации. Так уже было в горных лыжах.
«Нам сказали, что во время соревнований, если будет сдан положительный тест, даже оказавшийся потом ложным, то всю сборную закроют и не допустят до старта. На мой взгляд, это неправильно. У нас большая команда, и вероятность того, что у кого-то может быть ложноположительный тест, очень велика», – рассказывал тренер Юрий Бородавко на сайте ОКР.
Организаторы этапов все же предпринимают меры предосторожности: весь декабрь лыжники пробегают при пустых трибунах. Хотя главный старт сезона – чемпионат мира в Оберстдорфе – пока планируется со зрителями.
Что делать с лыжным календарем? Похоже, сезон-2020/21 рассыпается
Сами лыжники переживают – очень по-разному. Если Майкен Касперсен Фалла, например, просто выразила опасения, то Йоханнес Клэбо близок к паранойе: отказался от участия в маркетинговых мероприятиях сборной Норвегии и запретил своей девушке ходить в университет:
«К сожалению, ей приходится жить так же. Она не ходит на учебу. Недавно в их лаборатории был зафиксирован случай заражения коронавирусом. Я не могу рисковать. Мне бы пришлось жить в другом месте, если бы ее это не устраивало».
Несмотря на серьезные меры предосторожности, заражения фиксируют в разных командах: болезнь перенесла шведка Шарлотте Калла, российский тренер Сергей Турышев, а Наталья Матвеева, пропускающая сезон из-за родов, заболела на 40-й неделе беременности.
Уже сегодня – за сутки до первой гонки – сборная Норвегии в полном составе ушла на карантин из-за положительного теста у тренера.
Ну а Большунов-то в порядке?
Основная интрига мужских соревнований – вернут ли норвежцы Кубок мира, который в прошлом сезоне уверенно взял Александр Большунов? Традиционный трэшток-давление скандинавы начали еще летом:
«Медаль и Малый глобус – подтверждение первого места в спринтерском зачете. Немного жаль, нам должен был достаться тот, что чуть побольше, но он, к сожалению, заблудился в России», – говорил Клэбо в августе.
Тренер Юрий Бородавко заявил, что у его звездного ученика в планах отстоять трофей:
«Ему ставятся задачи: подтянуть коньковый ход, стать универсальным спортсменом, успешно выступать как в спринте, так и на длинных дистанциях, постараться повторить успехи прошлого сезона, а также подготовиться к чемпионату мира и занять там место на пьедестале».
Но, кажется, Бородавко лукавит – скорее всего, Большунов возьмет в приоритет именно чемпионат мира. Несмотря на победы на этапах, Большой глобус и феерию на «Тур де Ски», у лидера сборной России до сих пор нет золота на главных стартах. На Олимпиаде-2018 Александр взял три серебра и бронзу, на ЧМ-2019 – четыре серебра.
Отсутствие личного золота давит на Большунова. Хотя порой лидеры Кубка мира ждут успех годами – например, Мартин Йонсруд Сундбю добыл медаль лишь в 34 года, имея к этому времени два командных титула на Олимпиадах, три Больших глобуса и две победы на «Тур де Ски».
«Я не говорю о своих целях громко, главное, чтобы в предстоящем сезоне состоялся чемпионат мира, на котором моя главная цель – завоевать медаль, которой не хватает в моей коллекции», – скромно отмечал спортсмен в разговоре с ТАСС.
Отец лыжника Александр Большунов-старший, который влияет на результат (хотя бы тем, что до сих пор заготавливает снег на лето), подтвердил: сын настраивается на чемпионат мира. Хотя в июне на вручении глобуса (когда тот наконец-то приехал в Россию) Большунов-лыжник заявил, что хотел бы получить трофей как полагается – в конце сезона, но теперь уже в 2021-м.
Учитывая настрой норвежцев, неопределенность с коронавирусом и ЧМ в Оберстдорфе, мы не удивимся, если Большунов не будет цепляться за Кубок мира так, как в прошлом году.
Карантин вряд ли отразился на подготовке Александра: он и раньше помногу тренировался один, а самоизоляция, кажется, пошла на пользу – ведь он не фанат работы в команде.
«Саша больше любит кататься один на тренировках. И не особо поддерживает, если кто-то пытается «сидеть» сзади за ним, держать его темп», – рассказывал Денис Спицов, который тоже тренируется у Бородавко.
Как Александр подготовился в одиночестве – пока непонятно. Бородавко рассказывал, что с функциональной точки зрения обладатель Кубка мира находится в тех же кондициях, что и год назад. На предсезонном старте в Финляндии Большунов проиграл 40 секунд Ииво Нисканену в классической гонке на 10 км. Это вообще не повод для паники: год назад Александр уступил финну те же 40 секунд на той же дистанции.
Замахиваться на супердубль (Кубок + чемпионат) тяжело: обиженные норвежцы умеют работать командой и помогут любому из своих, кто ввяжется в борьбу за Глобус. А в российской сборной до сих пор не работают сообща.
В женских лыжах у нас все так же плохо, как в биатлоне?
Если у парней все сводится к противостоянию Большунова и норвежцев, то у девушек новый сезон вполне может выйти переломным.
С 2014-го норвежки не отдают Кубок мира: трофей брали Тереза Йохауг, Марит Бьорген, Хайди Венг и Ингвильд Флюгстад Остберг.
Прошлый сезон показал, что их можно не просто обгонять – можно отыграть минуту у Йохауг в марафоне, можно в 20 лет взять спринтерский зачет и внезапно перейти в биатлон на пике в лыжах. Все это сделали шведки. У которых нет ни одного Кубка мира за всю историю.
На фоне дрим-тим из Швеции с Фридой Карлссон, Эббой Андерссон и Линн Сван норвежки не впечатляют. Венг в кризисе, Остберг вообще пропустит эту зиму, даже железная Йохауг делала перерыв в тренировках из-за сверхнагрузок.
«Я бегу примерно так же, как и раньше. Я знаю, что нахожусь в таком возрасте, когда не могу делать большие шаги вперед. Для меня важнее правильно распределять нагрузки и чувствовать, что у меня есть запас, чем пробовать что-то новое», – слова 32-летней Терезы.
Йохауг считает фаворитом сезона не себя, а Карлссон (а ведь всего год назад шведку отстраняли от стартов из-за проблем с весом). К тому же Тереза рассматривает вариант с пропуском коронного «Тур де Ски» – без очков многодневки и с вероятностью отмены нескольких этапов шансы на общий зачет кажутся призрачными.
Интересный сюжет и в российской команде: после декрета на лыжню вернулись сразу четыре спортсменки. Придется привыкать к новым фамилиям Белоруковой, Седовой, Соболевой и Алешиной – теперь они Ступак, Кулешова, Устюгова и Сорина.
Лучше всех после родов чувствует себя Сорина – она уже выиграла на Всероссийских соревнованиях летом и на контрольных стартах в ноябре. Кстати, на отборе в Финляндии Сорина привезла лучшей русской лыжнице прошлого сезона Наталье Непряевой больше 20 секунд – и это в коронной «классике», а в коньковой гонке – больше минуты.
«Лыжницы рожают для того, чтобы выполнить одну из задач в жизни – стать мамой. Многим после этого становится легче тренироваться и решать спортивные цели», – говорил тренер Егор Сорин о возвращении жены.
Пока в сборную помимо Сориной попала только Ступак. Кулешова и Устюгова тренируются отдельно от команды и еще не набрали форму. При этом все молодые мамы сходятся в одном – режим с появлением детей очень изменился:
«Поняла, что для нормального существования человеку вполне достаточно 6 часов сна (особенно, если они будут в ночное время и без просыпаний), что небольшой беспорядок в доме – это не катастрофа (как я считала раньше) и с ним вполне можно смириться. Еще не до конца, но частично так точно, осознала, что жизнь больше никогда не будет прежней, и что моя вселенная умещается всего лишь в одном маленьком человеке», – рассказывала Кулешова.
Почему же наши молодые лыжницы вернулись? Это доходчиво объяснила Ступак:
«Пожалуй, уйти из спорта было логично. Я находилась бы постоянно рядом с родными. Но уже не занималась бы любимым делом. Во взрослой жизни все куда сложнее, чем кажется. Ты берешь ответственность за каждый шаг».
Следующий шаг – возвращение на Кубок мира, где ждут сильные норвежки и шведки, а еще впервые за долгое время – мощная конкуренция внутри сборной.
Фото: globallookpress.com/Johanna Lundberg/Keystone Press Agency, Sebastian Gollnow/dpa, Swen Pförtner/dpa, Mathias Bergeld/Keystone Press Agency, Kalle Parkkinen/Newspix24, Carl Sandin/Keystone Press Agency, Vegard Wivestad GrØTt/Keystone Press Agency, Keystone Press Agency; instagram.com/mrs__aleshina