Похоже, Россия защитила помощника Родченкова, когда меняла базу данных. Он тоже в схеме с подменой проб в Сочи?
Международный олимпийский комитет (МОК) готов пересмотреть дела 39 российских участников Сочи-2014, которых подозревали в употреблении допинга.
Кто забыл, вот короткий экскурс: сначала МОК пожизненно дисквалифицировал этих спортсменов из-за показаний бывшего шефа Московской лаборатории Григория Родченкова. Стероидный коктейль «Дюшес», дыра в стене лаборатории и соль в пробах – все это мы узнали от ученого.
Но вскоре суд (CAS) полностью оправдал 28 подозреваемых – включая Александра Легкова, Альберта Демченко, Ивана Скобрева; остальным 11 существенно смягчили наказание. Для России это была большая победа.
Так почему МОК вспомнил про сочинские дела три года спустя?
Все дело в базе данных Московской лаборатории. МОК и WADA считают, что Россия подделала базу в том числе для защиты ключевого свидетеля по делам 39 сочинцев. Ключевой свидетель – бывший сотрудник лаборатории Евгений Кудрявцев.
Отвечал за пробы в Московской лаборатории, но его уволил Родченков
В ноябре 2019-го WADA опубликовало доклад об изменениях в базе данных Московской лаборатории. Важнее всего там, конечно, сведения о тысячах удаленных файлов, но есть еще один интересный момент – переписка на внутреннем форуме, которую вели сотрудники лаборатории.
По мнению WADA, эти данные тоже частично удалены и сфальсифицированы. В 18 из 25 удаленных сообщений фигурировал Кудрявцев, плюс многие сообщения с его участием изменены или созданы заново.
Оригинальная переписка давала понять: Кудрявцев – часть схемы по подмене допинг-проб российских спортсменов. Но после вмешательства российской стороны смысл принципиально поменялся: в новой версии Кудрявцев уже выглядел жертвой заговора Родченкова с помощниками (вроде Тимофея Соболевского и Олега Мигачева – все они уехали из России).
С 2012-го по 2017-й Кудрявцев руководил отделом приема и хранения проб Московской лаборатории, во время Олимпиады-2014 работал в Сочи.
Кудрявцев – один из немногих (но не единственный), кто посвящен темные времена в Московской лаборатории, но при этом не уехал за границу и до сих пор жив.
В лабораторию его привела сестра – она работала помощницей Григория Родченкова. Евгений быстро освоился и стал одним из важнейших людей в организации.
До прошлогодних разборок насчет базы данных Кудрявцев не прятался – в 2017-м даже возник в документальном фильме «Матч ТВ», показывал свое бывшее рабочее место. Вот что он сказал о Родченкове: «Слава ему была необходима всегда. Он любил находиться в центре внимания в любой компании. Поначалу ему, наверное, это нравилось, что про него все пишут. Вбиваешь в поиске «Григорий» – выскакивает «Родченков», но сейчас, наверное, он сильно одинок и сожалеет об этом.
По сути, он лишил меня любимой работы. Работа, которой я занимался, в России уникальна. Подобных лабораторий в стране нет. Я остался не у дел и не востребован на рынке труда. Скучаю, ведь я проработал на ней девять лет».
Родченков действительно уволил Кудрявцева – за несколько дней до того, как сам лишился поста главы Московской лаборатории.
Но действительно ли Кудрявцев был «важнейшим свидетелем» со стороны России по делу 39 сочинцев?
Кроме него в деле Легкова свидетелями выступили еще два сотрудника лаборатории
Кудрявцев давал показания на слушаниях в CAS, но был далеко не единственным свидетелем с российской стороны. Например, по делу Александра Легкова свидетелями выступали 14 человек:
• Юрий Чижов, замглавы Московской антидопинговой лаборатории;
• Григорий Кротов, начальник отдела пептидного допинга и анализа крови Московского антидопингового центра;
• Максим Веревкин, бывший главный специалист Российского антидопингового агентства (РУСАДА) по сбору допинг-проб;
• Андрей Князев, менеджер станции допинг-контроля;
• Мартин Хиллебранд, тренер по физподготовке;
• Павел Абраткевич, тренер сборной России по конькобежному спорту;
• Массимилиано Дидони, физиотерапевт;
• Рето Бургермайстер, тренер по лыжным гонкам;
• Изабель Кнауте, физиотерапевт;
• Сюзан Поуп, член Королевского общества ученых-криминалистов;
• Дэвид Черитен, ассистент профессора Гарвардской школы медицины;
• Джоффри Арнольд, старший консультант-криминалист;
• Алексей Бушин, эксперт криминалистики;
• Евгения Бурова, эксперт криминалистики.
Показания давали или по видеосвязи, или лично. Как видно, помимо Кудрявцева на слушаниях выступили еще два бывших сотрудника лаборатории – Юрий Чижов и Григорий Кротов.
В чем обвиняли Кудрявцева: кража проб в Сочи и передача их через дырку в стене
До перехода к показаниям Кудрявцева нужно разобраться, какова была его роль в допинговом скандале по версии обвинения. Ричард Макларен, автор доклада о российском допинге, пришел к таким выводам:
• Кудрявцев получал допинг-пробы российских спортсменов во время Игр-2014 в Сочи. Он документировал прием, потом разделял пробы А и B и на каталке отвозил пробы B в камеру хранения.
В этой камере он отбирал пробы тех спортсменов, которых ему поручили защитить, и прятал их в карманы халата. Затем уходил в комнату 125, где открывал пробы A и вместе с украденными пробами B передавал их через специально пробитую дырку в стене в другую комнату.
• В соседней комнате Родченков и Юрий Чижов принимали пробы от Кудрявцева. Закрытые пробы B они отдавали сотруднику ФСБ Евгению Блохину, который уносил их в командный центр ФСБ для открытия. Потом он возвращал открытые флаконы с пробами, а Чижов уничтожал их содержимое и тщательно мыл бутылки.
Родченков заполнял флаконы заранее заготовленной чистой мочой, добавлял в них соль по необходимости (чтобы совпала плотность) и отдавал пробы обратно Кудрявцеву через ту же дырку в стене. Кудрявцев оставлял пробы A на анализ, а пробы B на следующее утро относил в хранилище.
• На допросе в CAS Родченков сообщил, что пробы для подмены не обязательно доставлял именно Кудрявцев, однако он был ответственным за процесс.
• Макларен в CAS признался, что не пытался связаться с Кудрявцевым или Чижовым для допроса. Тем не менее, в докладе он назвал их главными виновниками мошеннической схемы по подмене допинг-проб.
А что же рассказал сам Кудрявцев?
На слушаниях в CAS Евгений выступал по видеосвязи через скайп. Важно, что он давал показания следствию (по сути, оппонировал Макларену) еще до разбирательств в CAS, так как хотел «показать миру, что Родченков лжет».
• В CAS Кудрявцев сообщил, что все обвинения – ложь, а схемы по подмене допинг-проб никогда не существовало.
• Отметил, что посещал сочинскую лабораторию в 2013-м и начале 2014 года. Описал, как лабораторию проверяли разные инспекции, в том числе и иностранные. К примеру, в январе 2014-го научный директор WADA изучил каждую комнату в здании.
• Кудрявцев объяснил, что проводить какие-либо манипуляции в лаборатории во время Игр было невозможно. По всему зданию установили камеры; каждый сотрудник имел карточку доступа к комнатам – так что легко отслеживалось, когда и кто заходил в определенные места. К тому же в здании круглосуточно находились охранники.
• По его словам, сотрудников и охранников в лаборатории было так много, что коридоры не пустовали даже ночью. Любую подозрительную деятельность, по его мнению, сразу бы заметили.
• Представитель WADA Тьерри Богосян постоянно находился в лаборатории и наблюдал за ее деятельностью. Он часто пребывал в комнате, в стене которой, по показаниям Рочденкова, проделали дырку. А еще лабораторию часто посещали другие сотрудники WADA – как днем, так и ночью.
• Кудрявцев отметил, что не помнит встреч с Евгением Блохиным в лаборатории по ходу Игр.
• Отверг обвинения Родченкова в том, что выносил пробы B из хранилища в карманах халата. По его словам, даже одна бутылка в кармане была бы слишком заметна. И мыть пустые флаконы от проб тоже было невозможно, так как раковину оборудовали на втором этаже здания, а не в той комнате, где, по словам Родченкова, подменяли пробы.
• Сообщил, что Родченков крайне редко появлялся в лаборатории; а если появлялся, то в основном пьяный. По словам Кудрявцева, Родченков постоянно употреблял алкоголь и некие таблетки (так как страдал от частой смены настроения), а еще рассказывал невероятные и красочные истории. Он любил внимание и мог сделать абсолютно все, чтобы получить финансовую выгоду.
• На допросе Кудрявцева спросили о письмах по электронной почте, которые он получал от Родченкова в 2014-м. Кудрявцев сообщил, что перед Сочи-2014 Родченков заставил всех сотрудников создать почтовые ящики на сервисе gmail и передать ему логины с паролями.
Кудрявцев так и поступил. Все письма, которые он якобы отправлял Родченкову, на самом деле писал не он, а сам Родченков с ящика Кудрявцева – чтобы подделать доказательства в деле о подмене проб.
Реален ли пересмотр дел сочинцев?
Представители МОК на суде пытались добиться, чтобы показания Кудрявцева, Чижова и Кротова не принимали во внимание, так как «они остались в России и у них нет выбора, кроме как все отрицать». По мнению МОК, все трое не являются достоверными свидетелями. Неизвестно, приняла ли панель CAS их замечание.
Так был ли Кудрявцев на самом деле важным свидетелем? Был, но подобные показания дали еще несколько человек, в том числе – Юрий Чижов и Григорий Кротов. Но главное даже не это.
Вот к каким выводам пришел CAS, когда оправдал 28 российских спортсменов: «Панель не выносила решения о том, существовала ли предполагаемая допинговая схема во время Игр в Сочи и как она действовала, даже несмотря на то, что она признает, что имеются значительные доказательства того, что она существовала и работала.
Кроме того, Панель не сочла возможным сделать вывод о том, что существование схемы сокрытия допинг-проб, даже если она действительно была, неизбежно приведет к выводу, что спортсмен нарушил антидопинговые правила».
Другими словами, по выводам CAS, даже если показания Кудрявцева были ложными, то это все равно не доказывает индивидуальную вину спортсменов. Значит, что и без Кудрявцева решение CAS, скорее всего, было бы тем же. А в таком случае добиться пересмотра дел очень трудно.
В любом случае, сначала нас ждет другое разбирательство в CAS: скоро Россия возьмется доказывать, что не заслужила четырехлетнего международного бана.
Фото: Gettyimages.ru/Richard Heathcote; East News/imago/Golovanov + Kivrin, AP Photo/Alexander Zemlianichenko; кадр «Матч ТВ»; РИА Новости/Алексей Никольский, Михаил Сербин, Илья Питалев
Ну а тут понятное дело цирк. Как тут говорили, что CAS не признал спортсменов невиновными, так и тут CAS не признавал существование схемы-сокрытия допинг-проб) Шах и мат. Сами напридумали такую фигню, сами и попали.
Поржал с этого - "показания Кудрявцева, Чижова и Кротова не принимали во внимание, так как «они остались в России и у них нет выбора, кроме как все отрицать».
А как насчет аргумента о том, что Родченков живёт в США, полностью от этой страны зависим и унего нет другого выхода - "только выполнять то, что ему говорят делать".
И, конечно. не может не вызвать восторга эта тема. Такая мощная ВАДА с многомиллионным бюджетом, лабораториями и огромным фискальным аппаратом.
И всю ее на фиг можно прокинуть с помощью дырки в стене (которую никто никогда не видел)))). А если бы еще и Родченков не сбежал и не начал трепаться, то никто никогда ничего бы и не узнал )))) Вся борьба с допингом нивелируется при наличии умельца. который сможет сделать в стене дырку )))
Отметил вот это.
"Кудрявцев – один из немногих (но не единственный), кто посвящен темные времена в Московской лаборатории, но при этом не уехал за границу и до сих пор жив".
Я знаю о смертях Синева и Камаева. Но кто еще умер, чтобы так писать - "один из немногих"
да что ты говоришь
//а с новыми данными, в частности - данными московской лаборатории//
не подскажешь, а с чего вдруг ты решил, что та копия базы, которую передал Родченков - подлинная?
Их материальное благополучие и свобода, полностью зависит от тех, кто являлся организатором системы подмены(в расследовании МОК говорится, что доказательства указывают на В.Л. Мутко. на момент суда вице-премьер РФ). Поэтому такие свидетельства стоят маловато.