От никому не известной лыжницы до лучшей в мире за 203 дня
Ее собирались списать из большого спорта как нетипичную лыжницу с неправильным телосложением. Но за рекордное время Марит Бьорген стала лучшей лыжницей в мире. Что же сделала девушка из Рогнеса осенью 2002 года?
Как Марит Бьорген стала уникальной даже в среде лыжной элиты?
На юниорском ЧМ 2002 именно Марит Бьорген находилась в тени своих конкуренток, список которых возглавляла россиянка Екатерина Счастливая. Девушка из Рогнеса была далеко от медалей и даже не входила в элиту лыжных гонок. Хотя Бьорген сейчас признают одним из величайших норвежских талантов наряду с Вибеке Скофтеруд и Кристин Штейрой, тогда, на исходе 90-х, многие к ней относились скептически. Она не была идеалом лыжницы, не отличалась мощью и выносливостью. Некоторые скептики говорили, что у Марит Бьорген нет качеств, необходимых для достижения успеха в лыжных гонках. Мышечная сила и выносливость были невелики, поглощение кислорода было низким, и техника была слишком слабой. Результаты в спринте были не на уровне международных стандартов.
В олимпийском сезоне 2001/2002 Бьорген пробежала 4 спринта, и ее лучшим результатом на КМ стало 15 место, а на ЧН – 4. В спринте на ЧН 6 апреля 2002 года Анита Моэн, Хелен Соркму и Вибеке Скофтеруд оставили Марит позади. Расстояние до Моэн было очень большим.
Но всего через несколько месяцев девушка из Рогнеса внезапно на открытии кубкового сезона в Дюссельдорфе 26 октября 2002 года стала лучшей в спринте. Неожиданно она опередила Аниту Моэн и всю мировую элиту лыжных гонок с Габриэллой Паруцци во главе.
203 дня этого промежутка прошли в полной безвестности, анонимно, и в результате Марит Бьорген выиграла то, что хотела, спринт. Мы внезапно увидели совершенно другую, феноменальную Марит Бьорген. Но что произошло за эти несколько месяцев, в результате чего последовала и победа в спринте на ЧМ этого сезона?
-У меня не было позиции лидера, пока я была юниором. Я была довольно далека от любой личной медали. Это точно, говорит Марит Бьорген Dagbladet.
-Как вы объясните необыкновенный прогресс с апреля по октябрь 2002?
-Это было сочетание нескольких факторов. Я стала тренироваться больше. Кроме того, я стала на год старше. Вектор указал на правильный путь, и я многое переняла у Бенте Скари. Мне было очень полезно тренироваться вместе с ней.
-Но вы же не одна такая были, почему только у вас пошел такой удивительный прогресс?
Бьорген на какое-то время замирает и уносится мыслями в прошлое. Она ссылается на один конкретный момент. Это произошло незадолго до прорыва в Дюссельдорфе на высотном сборе в Валь Сеналес. И на лыжном склоне вспыхнул свет. Именно свет создал лучшую в мире лыжницу.
Марит объясняет это так:
-Мы кое-что изменили там, на леднике, и внезапно я поняла, в утреннем свете, что это работает. Мы получили очень хороший эффект. Внезапно я почувствовала освобождение. Это было такое опьяняющее чувство. До этого утра Свен Туре и тренеры были раздражены моей техникой. И это было так здорово, когда я вдруг внезапно поняла, в чем техническая проблема, и смогла выиграть в Дюссельдорфе, объясняет Бьорген, которая одержала тогда победу благодаря толчковой технике на подъеме.
-Не то, чтобы я много тренировала на леднике именно эту технику горного хода. Просто вдруг именно это техническое решение стало для меня легким. Тогда я перестала тратить силы и стала более эффективной.
-А вы можете вспомнить конкретно, что именно вы делали?
-Я внезапно улучшила коньковую технику. Я всегда была сильной, но правильно технику использовать не умела. И вдруг именно «гребля» стала наиболее легкой для меня. До этого я сильно напрягалась, но правильной техники конькового хода не имела. Однако ноги у меня были сильные и там, на леднике, я овладела секретами «гребли».
На самом деле Бьорген никогда не была слабой. Ее силе и выносливости многие могли бы позавидовать. Однако техника и результаты были намного слабее, чем у элиты. Свен Туре Самдал помнит ключевой момент на леднике Валь Сеналес очень хорошо. Тот момент, когда появилась лучшая лыжница в мире.
-Марит не хватало мощи, и все из-за проблем с техникой, она тратила слишком много сил. Она была чистой классисткой и никак не могла овладеть коньковым ходом. Но в конце концов она поняла, как решить техническую задачу. Это было в Валь Сеналес, прямо перед Дюссельдорфом, где мы прорвались вперед, и она выиграла, говорит Самдал Dagbladet.
-И что же вы там сделали? Какие шаги предприняли?
-Это была кропотливая работа с деталями, которая и помогла выявить ее потенциал. И очень хороши были тренировки вместе с Бенте Скари, которая тогда была лучшей в мире. Бенте была очень открытым человеком и всегда была готова поделиться знаниями. В то же время она не была лучшей во всем и всегда была готова учиться новому. И мы использовали возможности друг друга, говорит Самдал.
У Бьорген было несколько проблем. Техническую она решила тогда, в 2002 году. А вот что касается выносливости, с которой тоже было плохо, сенсации не было примерно до 2004 года.
-Я тренировал Марит с 1998 года и знал, что она обладает многими экстремальными и необычными свойствами как лыжница, многие из которых превосходили уровень лыжниц элитного уровня. Марит была сильной и быстрой, но у нее не было мотора, который был ей нужен, говорит Самдал.
-Прежде всего, в 2002 году, мы решили технические проблемы, а потом создавали потенциал. В течение 1,5 лет она увеличила максимальное потребление кислорода с 62 до 75 мл/кг.
Это фантастически много, граничит с нереальным. И Бьорген это хорошо помнит.
-С известных интервалов 4Х4 я начала в 2003 году, после победы в спринте. У меня увеличилась выносливость, и я стала лучшим спринтером, а потом дело дошло и до длинных дистанций, говорит легенда из Рогнеса.
-У меня репутация, что я могу всю дистанцию пройти «греблей», в то время это было мое преимущество. Именно с этого начался старт моей карьеры. Та победа в Дюссельдорфе была неожиданной. Она пришла ниоткуда.
Затем пришли другие победы, те, которые уже ожидались. Однако дорога к ним не была безоблачной. Техническая революция осени 2002 г. сопровождалась экстремальной трансформацией в связи с резким увеличением потребления кислорода.
Бьорген стала лучшей в мире, но затем начались неудачи – с Турина 2006 и до следующей Олимпиады в Ванкувере. Важное значение имело лечение ее проблем с дыханием. В то время они постоянно нарастали.
-Я хорошо помню свой последний юниорский ЧМ. Уже тогда у меня начались проблемы с легкими. Я даже не смогла пройти 15-километровый масс-старт, так мне заложило грудь, говорит Марит.
-Именно тогда вы узнали о своих проблемах с астмой?
-Тогда я об этом много думала, но не использовала то лекарство, которое было мне нужно. Только в 2009 я его получила, а до этого несколько лет мне становилось хуже и хуже. Но все равно, у меня был хороший период и до 2009 года, и в юниорах я сделала неплохую карьеру, заключает Бьорген.
В юниорах ей удавалось обойти и многих девушек-сверстниц, таких как Екатерина Счастливая, Пирьё Маннинен, Эви Захенбахер, биатлонистка Тея Грегорин, которую Марит обошла примерно на 2 минуты на 5 километрах в Штрбске Плесо в 2000 году.
Тогдашний тренер Самдал хорошо помнит, как тяжело они трудились, чтобы сделать из Марит звезду.
-В 2003-2004 мы использовали интенсивные тренировки с большим количеством интервалов 4Х4 и 5Х4 и вариации этого. Это могли быть периоды по 10 дней с 12 жесткими сессиями. Интенсивность составляла 85-90 % от максимальной частоты сердечных сокращений.
-Но нужно отметить, что у нас было много коротких спокойных сессий, когда 75 минут, когда 50, за которыми следовал интервал. Напряжение вовсе не росло, она должна была подойти к сложному периоду через процесс спокойных тренировок.
-В ваших тренировках было больше жестких нагрузок, чем это принято сейчас?
-Мы тренировались немного более тяжело и сложно, чем это принято в настоящее время, но не намного. Я бы предположил, что тяжелых тренировок было на 1-2 % больше, чем в сегодняшних планах. Даже тогда у нас было 90 % спокойных тренировок, говорит Самдал.
Сегодня в планах у Марит гораздо более щадящие тренировки, хотя и опираются они на уникальный опыт, который она накопила за многие годы на Кубке мира. В прошлом году девушка из Рогнеса не тренировалась тяжело до самой осени и стала абсолютной победительницей ЧМ в Лахти. Теперь она – идеальный образец для подражания.
Эйвинн Гудё, Dagbladet Pluss, 13 мая 2017
Спасибо за пост.