Гепард готов к финским лесам
Ингер Лисе Хаммерштрём
VG+
31 декабря 2016
Личная драма Иннвилль Эстберг
Каждый раз, когда видишь, как бежит Иннвилль, невольно сравниваешь ее с гепардом.
Она знает, что в ее жизни есть свои возможности. Одна из них была 3 января 2016, на третьем этапе Тур де Ски. На линии старта стоит Иннвилль Эстберг, впереди нее, всего в двух шагах – Тересе Йохауг. Победоносная Марит Бьорген сидит дома в Осло, она недавно стала мамой. Никогда еще Иннвилль не была в такой близости к пьедесталу, никогда еще не принимала участие в такой важной дистанционной гонке.
Разреженный воздух на высоте 1450 м в швейцарском Ленцерхайде беспощаден. Небольшое неконтролируемое напряжение с целью набрать скорость, и ты деревенеешь как палка. Это означает, что меньшее количество кислорода теперь поступает к жаждущим, напряженным мышцам, и выделяется все больше молочной кислоты. Каждое движение на 5-километровой дистанции должно быть тщательно продумано. Иннвилль чувствует себя сегодня сильной. Но Йохауг непостижимо хороша. Она до того крута, что способна выиграть несколько минут. За день до этого она была на 37 секунд быстрее Иннвилль и ухитрилась выиграть в общем зачете 4 секунды. Можно ли как-то их вернуть?
Вскоре комментатор NRK отмечает, как зрело и продуманно Иннвилль атакует на этапе. Спокойно, как убийца в фильме ужасов вычисляет и преследует жертву. Расстояние до Тересе, которая работает вдвое чаще, чем Иннвилль, сокращается.
Пока дуэт лидеров взбирается в последний подъем, камеры скользят назад, по лыжне, и телезрители оказываются обманутыми в этот исторический момент. Ведь Иннвилль Эстберг обходит Тересе Йохауг в изнурительной гонке преследования.
Может ли это продолжаться до финиша?
В наступившем сезон начинается новый Тур де Ски. Иннвилль на старте, но нет Тересе Йохауг. Итальянская мазь для лечения ожогов на губах уничтожила всякую надежду на новую схватку. Эта мазь, содержащая запрещенное вещество клостебол, вероятно, поломала Йохауг весь текущий сезон, а Фредрику Бендиксену стоила должности врача сборной.
В начале октября девушки из сборной не знали, что и подумать. С Тересе явно что-то было не так. Но в чем причина? Никто не знал, что на самом деле произошло.
-Я думала, что случилось что-то плохое, и не нужно копаться в этом или расспрашивать, – Иннвилль понижает голос.
-Наконец, я поняла, что это действительно что-то серьезное. Она объяснит, когда будет готова, думала я.
12 октября Тересе была готова. Она собрала товарищей по команде и рассказала им о шокирующей новости, которая на следующий день была озвучена на пресс-конференции.
-Я чувствовала, как ей было больно.
После пресс-конференции Иннвилль вместе с Марит Бьорген выбрали для общения с прессой.
-Я чертовски боялась сказать что-то, что может повредить Тересе. Потом началось следствие, мы вообще ничего не могли говорить. Когда это заканчивается, мы говорим вместе со всеми и говорим намного больше. Мы устали от всего этого.
Иннвилль опасается, что она так часто говорила «грустно» и «извините», что эти слова потеряли всякий смысл.
-Самое главное – я смогла сказать Тересе то, что я чувствую. Это совсем не то, что нужно говорить всем.
Также трудно было проглотить то, что исчез Фредрик, врач, который всегда ее поддерживал, которого она помнила с тех пор, как появилась в сборной.
-Он был самым осторожным, аккуратным и опытным врачом из всех, кого я знала. Я бы никогда не поверила, что он способен сделать такую ошибку. То, что он сделал, это просто черт знает что, было ужасно видеть это.
-Как на тебе отразилась реакция зарубежных СМИ?
-Некоторые из них используют возможность более жестко нажимать на нас. Теперь так легко повесить на нас подозрение, почему мы так быстры на лыжах.
-Ты понимаешь, что эта тема подозрительна любому, кто видит ее с внешней стороны?
-Да, ведь мы доминировали в лыжных гонках так долго, а сейчас два случая произошли почти одновременно. Я бы, наверное, думала то же самое, если бы это произошло в другой сборной.
-Список спортсменов, подозреваемых в допинге, очень длинный. Какие отношения были у тебя с этими спортсменами раньше? Как ты к этому относишься?
-Я стала более осведомленной, это пригодится мне в будущем. Теперь мы видим, что мы все уязвимы.
Особое значение для норвежских спортсменов имеет психолог
-Ты тигр, сказала спортивный психолог Бритт Тажье-Фокселль Марит Бьорген. Она же заставила Улава Туфте пойти танцевать балет и пыталась заставить его подводить глаза и наложить лак на ногти. Но на этом гребец сломался.
Иннвилль пришлось свешиваться из окна гостиничного номера и кричать всему миру «Я могу!» и «Я всегда делаю самое лучшее!»
-Вы не можете решать, что я должна думать, такую альтернативу сначала предложила Иннвилль психологу.
Сегодня она выполняет все пункты, задуманные Тажье-Фокселль.
-Бритт заставила меня копаться в себе, в своих возможностях. Она спрашивала «Чем ты сильна и почему ты сильна?» Это помогло мне понять, на чем нужно сосредотачиваться. То, что я говорю себе, и образы, которые возникают у меня в голове, позволяют мне быстрее бежать на лыжах.
Тажье видит, как трудно Иннвилль быть самой собой.
-Именно поэтому она сосредоточилась на моих способностях. Я хорошо владею двойным танцем, но мне трудно сказать, почему это так, поэтому есть другие, кто делает это лучше меня. Мне легче делать, чем сказать, что еще я могу сделать, чтобы быть лучше.
-Как ты находишь баланс между удовлетворенностью и тем, что ты видишь потенциал для улучшения?
-Сначала мы работали только над теми вещами, которые я делаю лучше всего. Теперь мы говорим о вещах, которые я делаю хорошо, но могла бы делать лучше. Я даже и думать не смела, что смогу побить Тересе в дистанционной гонке.
Сейчас Бритт Тажье-Фокселль прислала Иннвилль фото гепарда.
-Сначала она подыскала мне другое животное, но мне оно не подходило. Оказалось, что я гепард. Он быстрый и выносливый, как я.
-А ты можешь представить, что ты гепард?
-Да, я так иногда делаю.
Затем она уточняет:
-Это как разница между тем, чтобы провалить что-то и сломать и сделать все хорошо в плохой день. Быть гепардом – это помогает. Это сидит в голове.
Иннвилль никогда не сходит с гонки.
-Я довольно упрямая и всегда все довожу до конца.
А какова Иннвилль без лыж? Дома, в маленьком городке Йорвик, она пытается заняться самоанализом.
-У меня нет другой страсти, говорит она.
Летом, в сезон, когда она тренируется больше всего. Сегодня она пробежала 7 км на лыжероллерах из Йорвика в Тотен и обратно, хороший такой круг.
Иннвилль была застенчивым, но решительным ребенком.
Из дома, расположенного на горном хребте с видом на озеро, она отправлялась коротким путем на лыжный стадион, к бесконечным лыжным трассам. Лыжные прогулки в семье Эстберг всегда были с намеком на конкуренцию. Борьба шла за один апельсин. Даже в церковь перед рождеством отправлялись как на соревнование по спортивной ходьбе.
Ее бабушка со стороны отца, Вальборг Эстберг (85), во многом передала ей бойцовские качества. Когда-то она первой вышла на лыжную гонку, замаскировавшись под мужчину. После того, как она и ее подруги-лыжницы доказали, что девушки могут участвовать в лыжных гонках, она не раз побеждала на ЧН и в Биркебейнереннет. Невестка Вальборг, Марте Флюгштад, не посрамила чести семьи, она трижды побеждала в Биркебейнереннет, и в 27 лет поставила рекорд в Norsk Fjellmaraton. Ее муж, Хельге Эстберг, стал рекордсменом в 34 года. Брат Марте Эйвинн Флюгштад выиграл юниорский ЧН и принял участие в юниорском ЧМ, после чего закончил спортивную карьеру.
Иннвилль отличалась уже на юниорском уровне, с тремя серебряными и семью золотыми медалями юниорского ЧМ. Но она почувствовала полное разочарование, когда вышла на этап Кубка мира.
-Когда ты переходишь с юниорского уровня к старшим и оказываешься номером 30 на Кубке мира, то ты явно стала намного лучше, чем в прошлом году. Но при этом, даже если ты вне себя от радости, никто не будет с тобой носиться.
Летом 2011 года двоюродный брат Иннвилль отправился в молодежный лагерь на острове Утёйя. Иннвилль была одна дома в Йорвике, когда прочитала о взрыве бомбы в правительственном квартале Осло. Когда она узнала о расстреле на Утёйе, то побежала к своим дяде и тете.
-С тех пор, как мы проснулись в субботу и узнали, что не все в порядке, мы ничего не слышали об Эвене.
Мы сидим в столовой дома, где прошло ее детство. Хотя глаза Иннвилль блестят, она сосредоточена и сдержана.
-То, что тогда произошло, это самое ужасное событие в моей жизни.
Прошла почти неделя, прежде чем они получили подтверждение того, что Эвен действительно погиб.
-Вы знаете, это были очень странные дни. Я была где-то очень далеко, ничто не имело для меня значения.
Короткая пауза.
-Не то, чтобы я не думала, что это значит, когда человек уходит, но я не знала, что это так. Я ведь уже потеряла бабушку и дедушку, но на этот раз все было совсем по-другому.
Новая пауза.
-Ты никогда с ним не расстаешься. Ничто в тебе не меняется, и это плохо.
Она много думает о том, что мог делать и каким мог бы быть Эвен.
-Он мог бы быть лучше других. Эвен во всем был таким положительным.
Она рыдает и извиняется перед нами. Приходится немного подождать.
-Он всегда так радовался за других, радовался, когда у меня все получалось в лыжах.
-Никто не может превзойти Иннвилль по скорости в первые три минуты гонки, говорит Руар Йельмесет, ее тренер вот уже 8 лет.
Именно это качество сделало ее одним из лучших в мире спринтеров в лыжных гонках. Но раз ты вынуждена держаться позади Тересе Йохауг в Тур де Ски, нужно делать что-то другое. Он знает, что Иннвилль была лучше всех 3 января 2016 года, когда бежала к финишу в Ленцерхайде. Не оглядываясь, она показывает чемпионке из Дальсбюгды, что у нее есть силы, о которых никто и не догадывался. Когда она, наконец, пересекает финишную черту, оказывается, что она выгрызла себе 9,3 секунды, столько времени проходит, когда измотанная Йохауг финиширует на втором месте и похлопывает ее по плечу.
Чуть дышащая от усталости она падает на колени и с ликованием кричит так, что ее крик отражается от каменных стен альпийской деревушки. Никто не бывает так расстроен, как Иннвилль Эстберг, когда она проигрывает, и никто так не радуется, когда ей все удается.
-Я даже подумать не могла, что мне удастся обогнать Тересе в дистанционной гонке.
Барьер был сломан. Сезон прошлого года оказался лучшим у Иннвилль. Никто, ни в мужских, ни в женских гонках, не стоял так часто на подиуме, за исключением ее подруги Хайди. Она, наконец, доказала, что она занимает второе место среди лыжниц-универсалов.
-Ты чувствуешь давление перед этапом в Ленцерхайде год спустя?
-Это имеет для меня иное значение, чем ЧМ в Фалун. В то же время, я сама себе не доверяю, ведь то, что было год назад, могло быть просто удачей.
Более 1000 тренировочных часов отработала Иннвилль в этом году, чтобы свести к минимуму фактор удачи. Участники Тур де Ски теперь знают, что она может выиграть. Она смогла сделать это один раз, сможет и снова, но не обязательно в этом году.
Хитрая девчонка из Йорвика предпочитает строить по кирпичику, развивая свои навыки постепенно и систематически. В этом году первостепенной задачей является медаль ЧМ в Лахти.
Гепард готов к финским лесам.
График жизни: великолепное детство, детский сад и школьные годы.
Некоторые затруднения были в старшей школе из-за невозможности сочетать полноценные занятия в школе и все большую нагрузку в спорте.
Мало сна, хотелось бы, чтобы в сутках было больше 24 часов. Но я сумела все сделать хорошо и в школе и в лыжах, и успеваю до сих пор. Единственный излом случился в 2011, когда я потеряла своего двоюродного брата Эвена на Утёйе. Это был самый болезненный момент в моей жизни. Но мне помогло изменение взгляда на жизнь в ретроспективе. Я сблизилась с семьей и сумела развить свой успех в спорте. Надеюсь, что график будет расти.
Что я смотрю: то, что завораживает и трогает меня. Смотрю все передачи и фильмы о судьбах великих спортсменов и вообще великих людей. Это может быть все, что угодно, начиная от истории Петтера Нюквиста до фильма об Акселе Лунде Свиндале, «Магнус» или телепроект «Идол».
Что я слушаю: все, кроме звука рвущегося полистирола.
Любимая еда: я всеядная, но больше всего люблю фаст-фуд. И шоколадное молоко Litago!
Что я знаю досконально: задницу моего бойфренда конькобежца.
Норвежцы, действительно, к лыжам относятся как к искусству, даже названия конькового хода сравнивают с танцем. "Двойной танец" - это одновременный одношажный.
Не поняла, у нее есть родные братья-сестры?
Спасибо за пост.
Этих психологов самих надо подлечить.
Фокселль - странный психолог, но другие, по-моему, еще страннее.
Но как много спортсменов работает с психологами. Уж на Туфте не подумала бы.
А так спасибо. Автора и весь блог с Новым Годом!)
Спасибо за поздравление.