Кто виноват и что делать: как российские лыжные гонки приносили в жертву
После опубликования доклада Макларена FIS успела с официальным заявлением раньше своих коллег из Международной федерации биатлона - и лыжное руководство, в общем-то, отделалось общими фразами о порицании допинга и готовности разобраться в ситуации со сборной России. В IBU выступили чуть позже, однако выстрелили они весьма радикально, напугав внушительным списком из 31-й фамилии и грозным обещанием принять меры.
Пружина напряглась, и страна мгновенно мобилизовалась: от болельщиков и журналистов до биатлонных чиновников. Биатлон нужно было спасти любой ценой. Была назначена дата слушания, онлайн-трансляцию которого вело не одно издание, объявлен дедлайн итогового решения. В итоге верхушка российского биатлонного руководства осталась довольна принятым решением: всего два отстранения - скорее всего, уже завершивших карьеру спортсменов - и принесённая в жертву Тюмень.
Биатлон "отстояли" - во многом благодаря его рейтингам, популярности среди российских болельщиков и даже, наверное, активной одиозной фигуре Дмитрия Губерниева с его деятельностью, так сильно поднявшей популярность вида спорта. А FIS тем временем работала спокойно, молчала и ФЛГР - впрочем, как всегда. Никаких слушаний не освещалось, онлайнов не велось - и мы получили список аж в шесть отстранённых лыжников.
Лыжников принесли в жертву - и неважно, чему: допинговой системе, МОК и WADA, лично профессору Макларену или медийному раскрученному биатлону. Но разве можно доказать вину отстранённых спортсменов? Что же происходит?
КОСВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕ ЖЕЛАЮТ СКЛАДЫВАТЬСЯ В ОБЩУЮ КАРТИНУ
Имена официально не названы: своё наличие в "списке шести" пока подтвердили только Юлия Иванова и Евгения Шаповалова. Однако едва ли источники "Чемпионата" выдали неправильную информацию касательно остальных фамилий. После релиза ФЛГР, где говорится о том, что отстранение последовало на основе повреждённых пробирок с допинг-пробами, по доступным в Сети "документам Макларена" выявляются зашифрованные коды именно шести лыжников, среди которых с 99-процентной долей вероятности находятся лидеры дистанционной сборной Александр Легков и Максим Вылегжанин.
К чему-то подобному нас готовили долго, и громом среди ясного неба отстранения не оказались - так, фамилия Легкова фигурирует в различных спекулятивных материалах с лета - но понятнее и честнее ситуация не стала. Обоснование отстранения - не найденное в крови или моче спортсменов запрещённое антидопинговым кодексом вещество, не даже стероидный коктейль Родченкова, а механическое повреждение пробирки.
МОК, WADA, FIS, прочие международные федерации по видам спорта, сторонние наблюдатели (мы с вами) попали в какой-то сюрреаллистический детектив, где есть множество косвенных доказательств, но никак не прямых улик - и всё это никак не желает складываться в единую логичную картину. МОК и WADA должны действовать, чтобы не потерять доверие в глазах мировой общественности, однако некоторые действия всё же вызывают некоторое недоумение.
НЕ ВЕРИТЬ ВЯЛЬБЕ ОСНОВАНИЙ НЕТ, НО ПОВЕРИТЬ МОЖНО И РОДЧЕНКОВУ
Президент ФЛГР Елена Вяльбе любит высказываться жёстко и резко, и порой её риторика воспринимается болельщиками в штыки. Но на фоне этого скандала, который в ситуации конкретно с лыжниками язык не поворачивается назвать "допинговым", Вяльбе уверяет, что её сборная чиста, что все манипуляции с пробирками - личные манипуляции Родченкова, и в этот раз не поверить ей действительно трудно.
"Я сдала все допинг-тесты в соответствии с правилами антидопингового агентства, - говорит отстранённая Юлия Иванова. - Все тесты всегда проходят в присутствии антидопингового контролёра. Я не производила манипуляций с бутылками допинг-теста, не царапала их и не повреждала, не сыпала в мочу каких-либо веществ".
Не верить Ивановой оснований нет. Верить можно и в слова Родченкова о подмене пробирок через дверь в стене и сантехников под прикрытием: это не выглядит чем-то нереальным, когда на кону - победа в общем зачёте домашних Игр и борьба за имидж на международной арене. Но Мартина Йонсруда Сундбю не отстранили от соревнований, даже когда в его пробе нашли содержание сальбутамола, превышающего допустимое значение, указанное кодексом WADA.
Как было объяснено впоследствии, у президента норвежской федерации Эрика Рёсте "не было никакого желания судиться и открыто проводить разборки перед чемпионатом мира. В FIS прислушались и к доводам Рёсте, и к письмам Сундбю, согласившись работать позже в более спокойных условиях: дело Сундбю приостановили и решили, что временно этот вопрос не должен быть обнародован". Нет никаких сомнений, что послабления норвежцам были сделаны из-за их довольно редких проколов в области антидопинга.
"ТАК ПЛОХО, КАК НАШИ ЖЕНЩИНЫ, НИКТО НЕ БЕГАЛ!"
Сейчас нашим лыжникам предстоит защищать себя в различных инстанциях, чтобы доказать свою непричастность к подмене допинг-проб, но даже вне "рабочих кабинетов" с кипой бумаг и докладов видно, что в конкретно взятых случаях у лыжников никакого допинга в Сочи не было и быть не могло. Белов, Петухов, Иванова и Шаповалова не выиграли ни одной медали. "Слышать разговоры о манипуляциях в отношении женского состава для меня даже смешно. Потому что так плохо, как наши женщины, никто не бегал!" - Елена Вяльбе в эфире Матч ТВ была как всегда безапелляционна.
Что до Легкова и Вылегжанина, на двоих выигравших в Сочи золото и россыпь серебра... Да, их фамилии, вернее, коды, фигурируют в документах Макларена не только в контексте повреждённых пробирок. Легков делал ингаляции будесонида, противоастматического препарата, для применения которого необходимо наличие терапевтического исключения (ТИ).
У Александра, судя по всему, ТИ было - но на допинг-контроле во время чемпионата России, уже после Олимпиады, он забыл указать его в протоколе, на что не преминул своевременно указать Родченков - таким образом, ситуация была улажена. Подобная "забывчивость", разумеется, не играет Легкову на руку, но эта человеческая ошибка не идёт ни в какое сравнение, например, с кремом Терезы Йохауг, которая не заметила на упаковке предупреждающий знак "допинг".
Вылегжанин упоминается в переписке Родченкова в связи с препаратом триметадизин - иностранные СМИ уже успели изучить вопрос и постановить, что дисквалификация за применение этого вещества измеряется четырьмя годами, однако зарубежные коллеги были слишком поспешны в суждениях. Триметадизин с 1 января 2014 действительно запрещён - но в течение следующего года он был запрещён только в соревновательный период, а в пробе Вылегжанина он фигурировал во время тренировочного сбора. Таким образом, никакого нарушения антидопинговых правил здесь нет.
РОДЧЕНКОВ НЕ КОЛЕСИЛ ЗА СБОРНОЙ ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ, ПОДМЕНЯЯ ПРОБЫ НА КУБКЕ МИРА
А разве российские лидеры продемонстрировали на трассах Лауры что-то сверхъестественное, чего мы в их исполнении никогда не видели ранее? Легков и Вылегжанин, а уж тем более Белов с Петуховым, не привозили космических отрывов Йохауг и Сундбю. Они делали то, что умеют и всегда умели: всем известно, что Легков способен выдавать скоростные протяжки в подъём коньковым стилем, а Вылегжанина накатывали на первый этап командного спринта классикой именно для того, чтобы он попытался "порвать" группу на предпоследнем отрезке.
Если кому-то необходимы более "беспристрастные" мнения из-за границы, то такие тоже имеются: похожий аргумент недавно высказал антидопинговый эксперт норвежского издания Dagbladet Эспен Сэтер - он, правда, комментировал победу Сергея Устюгова в Давосе, но провести аналогии не составляет труда.
"Я не связываю победу Устюгова с допингом, — заявил он. — Допинг обнаруживает себя совершенно иначе. Увеличение скорости — такое, как у Устюгова — это вполне естественно. А вот если бы я говорил 16 лет назад о Мюллеге… Тогда мы обсуждали это, как что-то отличительное, особенное. Вы понимаете, что я имею в виду. Люди должны включить голову и подумать: есть ли какая-то действительно стоящая причина подозревать обман? Я думаю, что любители лыжных гонок смогут сделать это. Проблема заключается в том, что поклонники не всегда понимают то, что они видят".
Ещё одно доказательство в пользу невовлечённости спортсменов и чистоты их проб - многочисленные допинг-контроли, которые они сдавали на этапах Кубка мира до и после Сочи. Александр Легков выиграл в Тоблахе за неделю до начала Игр, а после Олимпиады, во время скандинавского турне, не сходил с пьедестала вместе с Сундбю, Рикардссоном и примкнувшим уже в Фалуне Харви. Максим Вылегжанин одержал в январе две победы - в Нове Место и Шклярска Поремба, а через год, будучи, разумеется, абсолютно "чистым", выиграл чемпионат мира.
Но ведь Родченков не колесил за лыжной сборной по всей Европе, подменяя пробирки везде, начиная Нове Место и заканчивая Фалуном? Разумеется, нет. А значит, у лыжников не было оснований манипулировать своими допинг-пробами и в Сочи. У кого они были - вопрос другой, официального ответа на который мы можем никогда не узнать.
КАКОВ ИТОГ?
Разумеется, нельзя не признавать то, что за применение запрещённых кодексом WADA препаратов должны следовать определённые санкции, как и то, что доклад Макларена вкупе с перепиской Родченкова открывает действительно чудовищные стороны нашего спорта. В данный момент важно, чтобы международные организации разобрали каждый случай отдельно, а не отправили невиновных в одну общую корзину вместе с виноватыми.
Но сделать это будет сложно, так как система защиты напрочь отсутствует у российской стороны. Союз биатлонистов и лыжная федерация отказываются от проведения Кубков мира в Тюмени якобы самостоятельно, делая жест антидопингового благородства, но в итоге оказывается, что соревнования всё же были "отозваны" международными инстанциями, а высшее спортивное руководство страны говорит, что отказываться от проведения турниров было нельзя ни в коем случае.
Остаётся пожелать терпения и справедливого исхода спортсменам - которые, хочется верить, всё же невиновны. Дисквалификация и пересмотр результатов должны будут последовать, только если обвинение сможет доказать причастность атлетов к подмене допинг-проб.
Фото: РИА Новости
Источник - Openski.ru
С отстранением до выяснения обстоятельств не согласна. В случае доказанной вины наказать никогда не поздно. В противном случае сезон или его часть будет потеряна для невиновных спортсменов. Подозреваю, что биатлонное руководство каким-то образом смогло договориться, чтобы нашим спортсменам позволили бегать до конца расследования.
Ах, эмоции, эмоции...
А в биатлоне думаю не то что договорились - просто российский сегмент биатлона выгоднее и ценнее с точки зрения маркетинга. У нас его любят и смотрят, рейтинги огромные, а следовательно прибыль ИБУ и спонсоров. А от потери российских лыжников FIS многое не потеряет. В принципе, я так и рассуждала изначально, когда дело только начиналось: захотят сохранить золотую жилу - уберут лыжи, захотят именно наказать Россию - уберут биатлон.
-------------
Нет, отстранили только тех, на кого дело завели в МОК из-за царапин на пробирках. Просто в биатлоне их оказалось всего двое.