11 мин.

Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

Начиная с 20 июля, когда стало известно о нарушении антидопинговых правил Мартином Йонсрудом Сундбю, методично происходит срыв покровов с норвежских лыжных гонок: рубеж лета и осени оказался окрашен астма-скандалом, в который оказались вовлечены даже здоровые лыжники. Это сразу вызвало широкий общественный резонанс, норвежское руководство оправдывалось, но до поры им удавалось оставаться в рамках правил. "И мы порой творили произвол, но мы его творили по закону" - фраза из молодого фэнтези-мюзикла, лучше всего описывающая эти объяснения. А потом положительную допинг-пробу сдала Тереза Йохауг, и рамки сломались. 

"Норвежцы убивают лыжные гонки" - такое мнение мы слышали на протяжении двух последних сезонов. Это неудивительно - 2014/15 и 2015/16 были одними из самых неинтересных сезонов десятилетия во многом из-за норвежского доминирования, которое порой становилось неприличным. Норвежские подиумы стали привычным делом, как и норвежская пятёрка - пожалуй, удивила бы только норвежская десятка. Этапы в Лиллехаммере, Драммене и Холменколлене болельщики других сборных не смотрели, а "терпели": более двадцати норвежцев на старте убивали и без того слабую интригу.

Там и тут выстреливали новые норвежские имена, количество набранных норвежцами в Кубке мира очков росло в геометрической прогрессии. Йохауг и Сундбю отрывались от пелотона всё сильнее, и для внесения разнообразия большинство было готово болеть да хотя бы за Ингвильд Остберг, другую норвежку, хоть и её внезапный дистанционный прорыв виделся донельзя странным. 

Итак, в этой статье-колонке - о том, почему я не верю в норвежские сказки о профилактическом эффекте противоастматических препаратов и противоожоговом креме для лечения губ.

Считаю нужным сразу оговорить, что это моё и только моё мнение, и, разумеется, я прекрасно осознаю, что оно может быть неправильным - либо по каким-то отдельным пунктам, либо полностью. Итак, начнём.

АСТМА-СКАНДАЛ

Сначала оснований не верить норвежцам не было

На протяжении последних лет пяти нас убеждали, и убеждали вполне убедительно, что противоастматические препараты не помогут здоровым спортсменам, астмой не страдающим, а дополнительным аргументом стало узаконивание этих лекарств: мол, принимай, если хочется бегать так же - никто не запрещает.

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

И оснований не верить тогда не было. Мои домашние - поклонники биатлона, болеющие за сборную России - не раз обвиняли побеждающих "астматиков"-норвежцев: Бьорндалена, Туру Бергер. Я, напротив, всегда их защищала, используя "официальные" доводы, норвежцами же продвигаемые. "Астма-препараты не помогут здоровым, они разрешены всем, если Шипулин хочет - пусть тоже принимает. А Волков тоже астматик - однако бегать со скоростью Фуркада он не стал".

Однако когда появилась информация о систематическом тестировании астма-препаратов на здоровых лыжниках, о том, что почти 70 процентов норвежских олимпийских медалей, начиная с 1992 года, были завоёваны лыжниками-астматиками, возникли мысли о какой-никакой системе. Разумеется, симбикорт и сальбутамол сами по себе едва ли дают какой-то эффект: подтверждение этому - и пресловутый Волков, и Юстина Ковальчик, после официального разрешения астма-препаратов их протестировавшая. Полька заявила тогда, что никаких улучшений не заметила.

Вывод заключается в том, что астма-препараты, вероятно, принимаются норвежцами вкупе с чем-то ещё. Например, некоторые источники говорят о том, что применение сильных стероидов сопровождаются неким побочным эффектом - таким, как сильный кашель, а точнее "трен-кашель". Оказывается, он вполне успешно лечится противоастматическими препаратами. Возможный вариант, если это правда? Очень даже.

Мы обязательно узнаем, что использовал Сундбю

Я не считаю, что Мартин Йонсруд Сундбю, крепкий середняк и надёжный эстафетчик, к тридцати годам добился такого подавляющего улучшения результатов исключительно благодаря астма-препаратам. Что вкупе с передозировкой вентолина использовал Сундбю, мы ещё обязательно узнаем, а пока хочется понадеяться, что он больше не собъёт с пути ни одного доверчивого лыжника, рассказав сказочку о более чем тысяче тренировочных часов. 

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

А теперь немного поговорим о фактах. Норвежцы проводят испытания астма-препаратов на здоровых лыжниках, начиная с 2011 года. После Олимпиады в Ванкувере входящим в десятку лучших топ-лыжником в сборной Норвегии был только Петтер Нортуг, что подчёркивал его шведский конкурент Маркус Хелльнер. Но норвежские результаты начали расти именно с тех пор. Совпадение? Возможно. А может, и нет.

Марит Бьорген начала принимать препараты от астмы в 2009 году. До этого времени она была просто сильной лыжницей, отличным спринтером, одной из сильнейших, способных в некоторых гонках бороться за подиум. Но не во всех. Например, Бьорген регулярно обыгрывала ярко ворвавшаяся в элиту Шарлотта Калла, которая младше норвежки на 7 лет. Теперь Калла иногда обгоняет Марит Бьорген в гонках с раздельного старта, преимущественно коньковых. Получив разрешение на использование симбикорта, в Ванкувере Бьорген предстала совершенно другой лыжницей. Как и Сундбю, ей тогда было тридцать. Раскрыться к тридцати годам, безусловно, можно - но чтобы так, как они?..

Да, противоастматические препараты принимают многие. Свои астматики есть у шведов, официальный диагноз, как оказалось, выставлен Александру Легкову и Илье Черноусову - как бы не шла в отказ Елена Вяльбе. Но никто из них не привозит трёхминутный отрыв, не набирает за сезон более двух тысяч кубковых очков, а команда не уходит в коллективный отрыв.

ДЕЛО ЙОХАУГ

Клостебол - аналог тестостерона, а на лице норвежки появилась растительность

Но если в случае с астмой все мои предположения могут походить на спекуляцию, то в деле Йохауг, от природы безусловно одарённой спортсменки, шито белыми нитками абсолютно всё. Её отговорка про крем лучше выдумки Ирины Старых про косметику с рекомбинантным эритропоэтином только тем, что норвежцы всё-таки подобрали некие факты, сопоставленные с реальностью. Но в целом историю можно отнести к той же рубрике.

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

То, что Йохауг попалась на анаболическом стероиде, никакого удивления не вызывает. За последние сезоны она заметно прибавила в мышечной массе и уже не похожа на прежнюю миниатюрную "снежинку". Клостебол является фактически аналогом тестостерона, что также входит в эту общую концепцию. 

"Мы сравнивали Терезу на фото трёх-чётырехлетней давности и сейчас, - высказала мнение лыжный блогер Sports.ru Татьяна Вишняк. - У неё стала крупнее нижняя челюсть, жёстче лицо и взгляд, и появилась растительность на лице. Эти перемены заметили даже итальянские фотографы". О растительности на лице Йохауг писала не только Татьяна: это встречалось во многих комментариях, причём до появления положительной допинг-пробы на анаболик.

Случайностью может быть ошибка одного человека, ошибка двоих - тенденция

Также миллион вопросов вызывает упаковка, в которую был положен тюбик злополучного крема трофодермин. Конкурентки Йохауг - Айно-Кайса Сааринен, Юстина Ковальчик - быстро отправились в аптеку и сфотографировали эту коробочку, на которой стоял предупреждающий знак "допинг". В защиту норвежки можно выдвинуть аргумент, что этот знак не до конца понятен: слово "допинг" там перечёркнуто, и табличку можно расценить как то, что допинга в этой коробке как раз-таки нет.

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

Резонно, однако существует одно "но". Если бы Тереза Йохауг, её врач и адвокат настаивали на версии, что они неправильно прочитали неясный предупредительный знак и теперь чувствуют себя обманутыми - это было бы похоже на правду. Однако Йохауг и опытный Фредрик Бендиксен в один голос твердят, что не видели этого предупреждения, не проверили состав трофодермина, а почему - внятно объяснить не может ни один, ни другая.

"Я никогда не приму то, что мне предложили, не проверив это, будь то мазь или чай, - говорила Йохауг изданию Østlendingen 27 сентября, чуть более чем за две недели до обнародования информации о положительной допинг-пробе. - Я проверю и один раз, и два, и три". Так почему же Тереза Йохауг не проверила состав крема в этот раз, поверив врачу, который также его не проверил?

Не проверили, не заметили предупредительный знак, пусть и неоднозначный, не прочитали инструкцию, где содержалась информация о наличии запрещённого кодексом WADA препарата. Не открыли гугл. Ошибка одного человека может быть представлена как случайность, ошибка двоих в данном случае - тенденция или срежиссированный фарс. 

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

Принять показания на веру мешает и то, что Тереза Йохауг никогда ранее не выглядела дурой. Можно поверить эмоциональной Хейди Венг, которая иногда не сдерживает слёз даже на кубковой пресс-конференции, а уж плакать после первой медали Олимпийских игр - вполне понятное поведение. Можно поверить вечно наивному Калле Халварссону, "мальчику с мечтой" - уж кто, а он недосмотрит всё, что угодно. Но Тереза Йохауг - слишком опытная и выдержанная спортсменка.

Бендиксен - специалист в области стероидов и их маскировки?

Масла в огонь и оснований не верить подливает тот факт, что Фредрик Бендиксен восемь лет проработал в компании "Pfizer", которая производит в том числе и трофодермин. "Но Бендиксен работал медицинским директором, региональным менеджером, - возразят защитники Йохауг, - ему необязательно было знать состав всей продукции". 

Возможно. Такой вариант вероятен. Но что делать со следующим пунктом резюме доктора? Покинув "Pfizer", он стал работать врачом в норвежской футбольной команде "Хам-Кам", и как раз тогда футболист этого клуба попался на использовании анаболических стероидов. Бендиксен остался не при делах - спортсмен якобы получил таблетки от друга - но всё яснее вырисовывается предположение, что Фредрик Бендиксен является специалистом именно в области стероидов, их сокрытия и выведения из организма. Курс с Йохауг вполне мог быть закончен впоследствии - ведь на допинг её не тестировали, начиная с мая.

Отметим, что лыжница не сотрудничает со следствием, хотя всегда считалось, что лучший способ избежать наказания или сократить его - некое подобие признательных показаний. Йохауг же настаивает на полной невиновности, во что не поверило даже антидопинговое агенство Норвегии, заявив, что её вина хотя бы в том, что она не проверила состав крема.

Вероятно, дать никакие признательные показания Йохауг не может, потому что это поведёт за собой обрушение всей системы, где замешаны и стероиды, и астма. Может, и небулайзеры, или вообще бог знает что, о чём широкая общественность ещё не слышала.

О том, что некая система всё же существует, а случаи Йохауг и Сундбю хотя бы косвенно, но связаны, могут свидетельствовать показания некоторых личностей. "Я не могу гарантировать, что со мной не случится то же, что и с Йохауг", - говорит Марит Бьорген и добавляет, что теперь подумает, стоит ли ей возвращаться на лыжню после родов. Она имеет в виду, что врачебная ошибка может произойти и с ней, однако прочитать это высказывание можно и как настил соломы на будущее: теперь Бьорген не уверена, что сможет скрывать свои собственные махинации (если они, конечно, есть).

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

Тот же посыл у менеджера сборной Норвегии Видара Лофшуса - после двух допинговых случаев он уже не уверен, что подобное не повторится. Поэтому Лофшус срочно проводит закрытые встречи, где обсуждается усовершенствование медицинского аппарата команды и принятие новых антидопинговых мер.

О ЧЁМ ЗНАЕТ ПЕТТЕР НОРТУГ?

Наконец, абсолютно новое обоснование получают демарши Петтера Нортуга из сборной и его желание тренироваться отдельно, в собственной команде, со своими тренерами, врачами и прочими специалистами. На Олимпиаде в Ванкувере только две норвежские медали были завоёваны без применения спортсменами астма-препаратов, и это были две личные медали Нортуга в спринте и марафоне.

На норвежских болельщицких форумах очень часто мелькают высказывания, что Нортуг на время межсезонья выходит из сборной, чтобы не быть причастным к "астма-тим". Петтер подчёркивает, что не страдает астмой, потому что часто тренируется в условиях холодной погоды у себя дома, и его организм к этому привык. В то же время остальные спортсмены сборной Норвегии, например, Хейди Венг, заявляют, что заработали астму именно из-за тренировок на холоде.

Первоначально, когда о допинге Йохауг ещё было неизвестно, 13 октября у норвежцев должна была состояться большая пресс-конференция с участием не только лыжников, но и других спортсменов из зимних видов спорта. Федерация приглашала Петтера Нортуга, прекрасно понимая, что без него сборная теряет львиную долю шарма, однако тот ответил отказом.

Отказом ответил и Видар Лофшус, когда во вторник, 18 октября, Нортуг запросил об аккредитации на чемпионат мира в Лахти своего врача. Так, в Фалуне команду Нортуга оставили без аккредитации, но теперь вопрос работы с собственными медицинскими специалистами становится как никогда принципиальным.

Лыжная индустрия: Казнить, нельзя помиловать. Почему я не верю в норвежские сказки

FIS ВРЯД ЛИ ПОДДЕРЖИТ НОРВЕЖЦЕВ

Норвежские лыжные гонки крайне уважаемы в руководящих структурах, однако в деле Йохауг FIS явно не стремится к сотрудничеству. Когда антидопинговое агенстство Норвегии затягивало с её отстранением, представители FIS осудили это, заявив, что спортсменка должна быть отстранена немедленно.

А недавно высказался президент организации Джанфранко Каспер, и высказался довольно радикально, обмолвившись даже не о двух годах дисквалификации, а о четырёх - всё согласно антидопинговому кодексу. Каспер явно иронизировал, называя Терезу Йохауг "бедной девочкой".

Позволю себе сделать предположение, что в деле Сундбю FIS пошёл навстречу норвежцам, согласившись всё замолчать, так как они заверили, что такое не повторится. У чиновников не было оснований им не верить, зная неплохую репутацию Норвегии именно в вопросах борьбы с допингом. Но потом журналисты добыли информацию об астме, а затем на допинге попалась Тереза Йохауг. И теперь она вряд ли отделается лёгким испугом, пропустив только Лахти.

Фото: NTB Scanpix, Nordic Focus, скриншот NRK, SVT, VG, NTB Scanpix.

Источник - Openski.ru