16 мин.

10 олимпийских чемпионов, превратившихся в «сбитых летчиков»

До летней Олимпиады в Лондоне еще почти два года и в ожидании новых героев российского спорта не стоит забывать про героев уже состоявшихся. Но есть спортсмены, биография которых состоит не только из триумфальных побед, но и из горьких, порой трагических поражений, оставляющих горький осадок после окончания карьеры. Сегодня блог «Олимпийские виды» вспоминает наших олимпийских чемпионов, которые терпели фиаско на своих следующих Олимпийских играх.

Михаил Неструев, стрельба

Стартовым олимпийским испытанием для далеко уже не юного 32-летнего Неструева стал Сидней. Но первый блин вышел комом, и в своем любимом виде – стрельбе из пневматического пистолета с 10 метров, он смог добраться лишь до четвертого места. Зато следующая Олимпиада удалась Михаилу в полной мере – в Афинах он сначала завоевал серебро в пистолете с дистанции 10 метров, а через два дня стал олимпийским чемпионом в стрельбе с 50 метров, установив олимпийский рекорд в квалификации, действительный по сей день.

К своей третьей Олимпиаде Неструев оказался готов не лучшим образом, если не сказать больше. В Пекине его ждал крепкий провал. Михаил не преодолел квалификацию ни в одном виде стрельбы из пневматического пистолета – остался только 24-м на пятидесятиметровой дистанции, а на десятиметровой и вовсе 29-м. Старый конь, испортивший, как выразился президент стрелкового союза России Владимир Лисин, в Пекине борозду, собирается поехать на четвертые для себя Олимпийские игры в Лондон. Снова бороздить.

Слова: «Отрицательный результат – тоже результат. Стрельбой можно заниматься всю жизнь. Главное – правильно тренироваться, чтобы выдерживать конкуренцию на международной арене. В Пекине же я старался, но – увы. Понимание того, что соревнования не удались, пришло только после последнего выстрела. Причин этому много. Одна из них – отсутствие духа коллективизма и, если так можно выразиться, «второй головы». Индивидуализм в нашем деле приводит к ошибкам».

Ольга Слюсарева, велоспорт

Универсальная российская велогонщица завоевывала олимпийские медали, как на треке, так и на шоссе. Дебют на Олимпиаде в Сиднее сразу обернулся для нее бронзой в трековой гонке по очкам. Но звездный час Слюсаревой наступил на следующих Играх в Афинах, где к еще одной бронзовой медали в групповой шоссейной гонке, она наконец-то добавила золото в своей коронной гонке по очкам. Перед этим тридцатипятилетняя россиянка за четыре года после сиднейской бронзы не проиграла ни одной подобной гонки на крупных соревнованиях, в самый нужный момент снова подтвердив свое превосходство над соперницами, прежде всего в грамотной тактической подготовке и спринтерских качествах на промежуточных финишах.

В Пекине Слюсарева снова выступала в гонке по очкам, последней в истории Олимпийских игр (МОК решил исключить этот вид из олимпийской программы). Но в этот раз Ольга мало походила на саму себя четырехлетней давности, что неудивительно на пороге сорокалетия. Тем не менее, восемь очков ей собрать удалось, но такой суммы хватило только чтобы занять восьмое место. Вряд ли после рождения ребенка Слюсарева сможет найти мотивы для возвращения в спорт, а значит пекинское выступление можно вписать в олимпийскую биографию Ольги, как последнее.

Слова: «Дальше выступать мне, для начала, просто не за что. В России для женского велоспорта нет финансовой мотивации. Хотя желание еще погоняться есть, и порой сложно отогнать мысли, что в спорте я себя полностью не реализовала. Если бы не деликатное положение, возможно, я бы еще выступала. Результаты-то в женском велоспорте не растут – ни в России, ни в мире. С таким уровнем мне можно было бы гоняться еще много лет».

Станислав Поздняков, фехтование

Гениальный Поздняков завоевывал медали на четырех Олимпиадах подряд, начиная с 1992 года. Чемпионом в командной сабле он становился в Барселоне, Атланте и Сиднее, а единственное личное золото завоевал в 1996 году, выиграв поединок в финале у соотечественника Сергея Шарикова. В 2004 году из Афин российская сабельная команда также уехала с медалями, но были они другого достоинства – бронзовые. Все эти годы лидером сабельной сборной был именно Поздняков, и его олимпийские победы вместе с титулами, завоеванными на мировых и европейских чемпионатах, счесть которых не хватит пальцев на руках, превратили Станислава в живую легенду.

Вряд ли, отправляясь на свои пятые Игры в Пекин, Поздняков мог предполагать, чем они для него закончатся. В личном турнире 36-летний россиянин распрощался с надеждами на стадии 1/16 финала, без каких бы то ни было шансов на победу уступив в поединке против француза Николя Лопеса, который попросту заколол нашего ветерана. Но это было только началом, а испить чашу Позднякову на этих играх предстояло до дна. Командные соревнования, без медали в которых российские саблисты не оставались до сей поры ни разу, оставили рубец на сердце Позднякова длиной, наверное, не в один сантиметр.

В полуфинале против американцев в последнем поединке при счете 40-35 в нашу пользу российский ветеран сначала подпускает соперника на расстояние одного укола – 44-43, затем наносит победный удар, который отменяют судьи из-за якобы раздавшегося чуть раньше сигнала об остановке, после чего пропускает два удара, а вместе с ними проигрывает матч. Спустя несколько минут в борьбе с итальянцами за третье место история повторится и, ведя 44-42, Поздняков пропустит уже три укола подряд, и тем самым простится с мечтами о пятой призовой Олимпиаде

Слова: «Возраст сыграл ключевую роль. Скорости мне не хватило. А про судей ничего говорить не буду. Сам виноват. Не заслуживал я такого прощания с карьерой фехтовальщика. Но решение уже принято, это был мой последний бой. Я всегда говорил, что Олимпиада – дело молодых. Что неправильно таким, как я, тащить воз. Но, знаете, что хорошо? У нас есть команда. Эти ребята не пали духом. И у них будет теперь своя сборная без Позднякова. И это очень хорошо. Давно пора».

Денис Панкратов, плавание

В восемнадцатилетнем возрасте Панкратов поехал набираться опыта в составе Объединенной команды на Олимпийские игры в Барселону, где стал шестым на дистанции 200 метров баттерфляем. Через четыре года в Атланте «русская подводная лодка» находился в самом соку и не мог проиграть никому. Именно тогда Панкратов получил свое прозвище за ставший фирменным знаком стиль. Выныривая, словно Ихтиандр, посреди бассейна и проплывая большую часть дистанции под водой, Денис выиграл два золота на 100 и 200 метрах, присовокупив к ним серебро комбинированной эстафеты. Равных ему не было, и этот факт, говорят, сильно смущал плавательную общественность. Последовала новая редакция плавательных правил, которая ограничила максимальное расстояние, проплываемое спортсменом под водой пятнадцатью метрами.

ВИДЕО

Приняли это правило на конгрессе ФИНА в 1998 году, якобы в интересах в интересах здоровья спортсменов, во избежание у них кислородного голодания, а вступило оно в силу аккурат в олимпийский 2000 год. И, разумеется, ударило по тому, против кого принималось – по Панкратову. На двухсотметровке в Сиднее Денис проигрывает финальный заплыв, придя к финишу на две с половиной секунды позже победителя Тома Малчоу из США. Почти три бассейна Панкратов лидировал, исступленно молотя по воде, но сил не хватило. Сразу после неудачи россиянин что-то говорил об Афинах, о желании плавать еще, но через два года почувствовал бесперспективность этой затеи и сосредоточился на телевизионной работе комментатора.

Слова: «Я тренировался отдельно от сборной. Авдиенко (личный тренер, – прим. автора) видел мои разрозненные серии, но не мог составить полной картины тренировок, поэтому за месяц до Игр заявил, что не уверен в моей подготовке, и предложил мне проплыть на курсовке на заданный результат. Я его не выполнил. Но упросил Виктора Борисовича позволить мне провести под его руководством три дня тестов, каких я с ним доселе не делал. Он заинтересовался в новинке и после первого дня начал бегать и кричать, что Панкратов может принести медаль. Я снова был в числе фаворитов. Не важно, что я на Олимпиаде в Сиднее занял 7-е место. До этого я целый год тренировался один. Как я вообще попал в сборную, до сих пор секрет».

Наталья Садова, легкая атлетика

В далеком 1996 году в возрасте двадцати четырех лет Садова поехала на первую для себя Олимпиаду в Атланту и с ходу выиграла там серебро. Через четыре года в Сиднее она не дотянула до пьедестала двадцати сантиметров, а вот следующие игры Наталья не отдала уже никому. Золото Афин для Садовой, было омрачено последовавшим в новом четырехлетнем цикле скандалом, когда в 2006 году в ее организме обнаружили стероид метандиенон и дисквалифицировали на два года.

ВИДЕО

Немного подсластило горькую и обидную таблетку дисквалификации тот факт, что истекала она непосредственно перед Олимпийскими играми в Пекине и давала возможность Садовой там участвовать, а может даже реабилитироваться. Возможностью этой она воспользовалась, надо признать, крайне неловко и бессмысленно, не добросив снаряд даже до 60 метров. Дело происходило в квалификации, и действующая олимпийская чемпионка сдала свои полномочия даже раньше положенного срока, не добравшись до финала.

Слова: «Я не смогла справиться с эмоциями. Плюс не хватило соревновательной практики. Когда имеешь постоянные старты, привыкаешь к обстановке, состоянию стресса и практически его не замечаешь. А тут два года никаких турниров – только два старта было накануне Пекина. Хотелось метнуть очень далеко, но оказалось, что одного хотения мало. Для этого нужна техника, за которой необходимо следить во время поворотов. Я вычеркнула эту дату из памяти. Сколько можно переживать, с ума сойдешь себя корить».

Алексей Мишин, греко-римская борьба

Первая попытка отобраться на Олимпийские игры была предпринята Алексеем еще в 2000 году. Но в решающем спарринге незадолго до Игр Мишин уступил будущему олимпийскому чемпиону Мурату Карданову и отложил свой поход за медалью на четыре года. В Афинах к золоту Мишин шагал напрямую, разбрасывая соперников, как железный дровосек волков. Лишь в финале швед Ара Абрахамян сумел довести поединок до дополнительного раунда, в котором судьи все равно признали превосходство Мишина.

ВИДЕО

В Пекин наш борец прибыл действующим чемпионом мира и Европы, а стало быть, главным претендентом на победу. И поначалу все у Мишина шло по афинскому сценарию, но в четвертьфинале, нарвавшись на Андреа Мингуззи, он уступил ему по последнему результативному действию в равном соперничестве, несмотря на то, что на протяжении всего поединка итальянец бегал от Мишина как черт от ладана. Мингуззи потом станет олимпийским чемпионом, а Алексей упустит возможность стать бронзовым призером Игр в утешительном поединке с французом Мелони Нумонви. Однако желание быть двукратным олимпийским чемпионом у Мишина никуда не подевалось, и в весовой категории до 84 кг он по-прежнему остается первым номером российской сборной.

Слова: «Меня просто убрали! Я заработал очко, потом у меня его отняли. Да и в конце выпала фишка на соперника, в чем я и не сомневался. Я почти уверен, что в мешке была лишь она. Мне ничего не оставалось, кроме как рисковать. Эта неудача стала для меня шоком, но постепенно я пришел в норму. Пресыщения борьбой у меня нет и в помине. Наоборот, очень тянет на ковер. Да, я не собираюсь так просто уходить. Буду грызть землю и докажу, что я сильнейший. Пока здоровья хватит, хочу представлять Россию».

Ирина Караваева, прыжки на батуте

Войти в историю Олимпийских игр, став первой чемпионкой в истории конкретного вида спорта – редкая удача, которая выпадает только избранным. Караваевой повезло – в 2000 году, когда прыжки на батуте впервые вошли в программу Игр, равных ей в этом виде спорта не было в принципе. Никакой борьбы за медали в Сиднее не случилось – там прыгала Караваева и массовка из всех остальных спортсменок. Десять лет назад мы удивились уникальному событию – МОК принял в олимпийскую семью «российский» вид спорта, законодателями мод в котором были россияне.

ВИДЕО

Разумеется, никто в мире не собирался мириться с доминированием русских в прыжках на батуте. Все бросились догонять Караваеву в сложности, повторять ее связки и комбинации, а возглавили этот процесс, как обычно, китайцы. Но это отдельная история, а мы вернемся к Караваевой. На двух последовавших за победной Олимпиадах Ирина терпела крах. И если в Афинах она провалилась в квалификации, даже не закончив программу из-за ошибки, то через четыре года в Пекине судьба приготовила для нее еще более драматический сценарий. После практически идеального выполнения самой сложной в мире программы, Караваеву вынесло на маты, и она не смогла приземлиться в квадрат. Судьи оценили эту ошибку в 2,5 балла, а первое место от пятого, на которое поставили Ирину, отделило меньше двух. Теперь в Лондоне россиянке предстоит завершить начатую четырьмя годами ранее программу точным приземлением.

Слова: «Думаю, это поражение идет свыше. Что тут изменишь? В Китай я ехала выигрывать, была в наилучшей форме. Знаю, сколько пришлось пахать мне и моему тренеру. Теперь уже спокойно отношусь к тем событиям, убедилась: все, что ни делается, – к лучшему, хотя не буду скрывать, мне иногда снится мое пекинское выступление».

Александр Попов, плавание

Лучший российский кролист всех времен побеждал на полтиннике и сотне на двух Олимпиадах подряд – в 1992 году в Барселоне и через четыре года в Атланте. Сначала Метт Бионди, а затем Гэри Холл-младший довольствовались только серебряными медалями, вслед за «царем Александром». После ножевого ранения в уличной драке в 1996 году Попов сумел восстановиться, но на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее добрался только до второго места на стометровке, возможно, поэтому решив остаться в плавании на еще один олимпийский цикл.

ВИДЕО

Перед Играми в Афинах Попов вернул себе звание лучшего пловца мира на двух любимых дистанциях, выиграв их на предолимпийском чемпионате мира. И, несомненно, ехал на Олимпиаду за победой, а то, что Александру доверили быть знаменосцем российской команды на церемонии открытия, только подтверждало серьезность его намерений. Но на своей последней Олимпиаде Попов провалился с треском, не пробившись в финал на сотне и даже в полуфинал на полтиннике, подведя грустную черту под великолепной карьерой.

Слова: «Это было страшное чувство. Когда прыгаешь в воду, начинаешь работать руками, ногами и при этом – будто стоишь на месте. Еще ужаснее то, что я совершенно не волновался. Словно выступаю не на Олимпийских играх, а в предварительном заплыве чемпионата России. Честно скажу, было очень обидно слышать, что я проиграл чуть ли не специально, – мол, плыл не в полную силу. Такое могли сказать люди либо небольшого ума, либо те, кто совершенно меня не знает. Я просто не представляю, что такое плыть не в полную силу. И если уж выходил на старт, никогда не давал слабинки. Делал все, что был способен сделать. Хотя понимал прекрасно: когда эта нить постоянно находится в натяжении, она может лопнуть в любой момент».

Светлана Мастеркова, легкая атлетика

Гениальная российская бегунья, вернувшись в большой спорт после рождения дочери аккурат в год Олимпийских игр, проходивших в 1996 году в Атланте, сотворила там нечто невообразимое. На своей коронной восьмисотметровке Мастеркова не предоставила ни малейшей возможности обойти себя ни предшественнице Кастер Семени Марии Мутоле из Мозамбика, ни Ане Фиделии Кирот из Кубы, считавшимся главными фаворитами турнира. А спустя несколько дней Светлана вновь стала лучшей, теперь уже на не совсем привычной для себя дистанции 1500 метров, в том же стиле, ставшим ее фирменным знаком, с первых метров возглавив группу и сохранив преимущество до золотого финиша.

ВИДЕО

В Сидней, спустя четыре года, Мастеркова приехала в ранге действующей чемпионки мира на дистанции 1500 метров, ставшей для нее к тому времени основной, а в Австралии единственной запланированной. В олимпийский год Светлану не отпускали травмы, и к главному старту она подошла не в лучшем состоянии. Тем не менее, зная характер россиянки, крест на ней не ставили ни болельщики, ни тренеры. Но уже в первом предварительном забеге, пробежав два круга, Мастеркова внезапно захромала, бросила бежать и сошла с дистанции. Как показало потом медицинское обследование, не выдержала икроножная мышца. Так печально закончилась история выступлений на Олимпиадах Светланы Мастерковой.

Слова: «Однажды сама себе сказала: отбывать номер я не имею права. Понимаете, у меня чемпионский характер. Мастеркова может быть или первой – или никакой. В Австралию я приехала – и не смогла бежать. Собрались все болячки: спина, седалищный нерв, нога, ахилл. Большинство людей на Олимпийских играх отнеслись к этому очень странно. Я только и слышала: «Мы на тебя рассчитывали, а ты...» Мне, с одной стороны, было смешно это слышать, а с другой – грустно и больно. Как будто я сама не хотела выиграть! Да, мне было больно ступать на ноги. Я пару месяцев, как говорят легкоатлеты, тренировалась на одной ноге. Хорошо, что нашлись люди, которые сумели меня понять и поддержать. Президент легкоатлетической федерации Валентин Балахничев подошел ко мне и очень тепло заметил: «Попробуй не переживать. Ты же столько сделала для легкой атлетики. И не только для России, для всего мира».

Юрий Борзаковский, легкая атлетика

Девятнадцатилетний Борзаковский дебютировал на Олимпиадах еще 2000 году в Сиднее. Победитель Всемирных юношеских игр вполне готов был взойти на пьедестал уже тогда, но недостаток опыта позволил ему стать лишь шестым. Зато следующие Олимпийские игры в Афинах стали бенефисом российского средневика, в своем коронном стиле, уже тогда ставшим классическим, опередил на финише Уилсона Кипкетера и Мбулаени Мулаудзи. Тот фантастический забег и последние триста метров можно пересматривать раз за разом – не надоест никогда.

ВИДЕО

В Пекин на свою третью Олимпиаду Борзаковский ехал в ранге фаворита. Если не главного, то одного из. И вторым временем в предварительном забеге только добавил оптимизма российским болельщикам. Но уже в полуфинале случилось непредвиденное и страшное. Традиционного финишного спурта Юрию хватило только чтобы занять третье место вслед за кенийцем Уилфредом Бунгеем и малоизвестным кубинцем Еймером Лопесом, тогда как в финал напрямую попадали только двое. Последовавшие затем два забега оказались намного быстрее, убив последнюю надежду на попадание в финал по времени. Возможность снова стать лучшим Юрий намерен использовать в Лондоне.

Слова: «Бывают такие тяжелые дни у всех спортсменов, и день, когда я бежал в полуфинале, был тем самым днем для меня. Возможно, у меня была акклиматизация, возможно, погода повлияла, шел дождь, у меня сильно болела голова. Я уже в разминке почувствовал, что у меня очень тяжелые ноги. В забеге первые 400 м были за 50 секунд, а в полуфинале – за 54 секунды, но они дались намного тяжелее, чем в забеге, да и темп такой не для меня, очень нудно. Обидно, что я не смог показать тот результат, на который был готов».

ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ