Инна Ожогина: «Если ты серьезно увлекаешься яхтингом, то можно учиться бесконечно»
У всех свой путь в яхтинг, и всегда интересно узнать, кто, как и почему полюбил этот вид спорта. Инна Ожогина пришла к нам на регаты в 2017 году и с тех пор гоняется с нами каждый сезон. Мы поговорили с Инной о том, как собрать свою парусную команду, в какой момент нужно получать яхтенные права, сложнее ли девушкам на яхте, чем парням, какая физическая подготовка нужна для хождения на яхте и, конечно, о том как она начала свой путь в парусный спорт.
Сразу скажем, начало было драматичным. Тут вам и брочинг в сильный ветер, и вероятность сесть на мель и столкнуться с контейнеровозом, и синяки, и ужас от стартовой процедуры в регате, куда она попала новичком. Читайте до конца! В этом интервью есть много полезного для тех, кто только пробует парусный спорт и ищет себя.
— Инна, расскажи, как произошло твое знакомство с парусным спортом.
— В первый раз я вышла на яхте в Великобритании со своими коллегами. Это была 39-футовая яхта Grand Soleil, которая принадлежит моему начальнику-британцу. Достаточно большая и навороченная гоночная яхта. Джулиан, так зовут начальника, со своим напарником участвовал на этой яхте в регате Rolex.
Это был май: суровые условия, сильный ветер. Мы вообще не понимали, что происходит. Яхта стояла боком, мы пытались ставить, как я сейчас понимаю, генакер, легли в брочинг, чуть не сели на мель и чуть не столкнулись с контейнеровозом. Это были насыщенные пять часов жизни. Когда мы вернулись на берег, долго отогревались и пили виски, чтобы прийти в себя. Однако в тот момент я поняла — на лодку обязательно вернусь. Да, было страшно, было адреналинисто и непонятно, но мне очень понравилось и захотелось разобраться. Хотелось чувствовать себя уверенно, понимать, что происходит. Понравился адреналин, экшен, что все драйвово.
Понравилось, что дует ветер, идет лодка, и ты своими движениями можешь управлять парусом и направлять лодку куда тебе надо и контролировать это. Но не все контролировать, потому что тебя бросает в брочинг, и ты понимаешь, что где-то недоконтролировал…
Это был 2014 год. Когда я вернулась в Россию, начала думать, что бы мне такое с яхтингом поделать. А осенью меня позвали на регату Marmaris International Race Week, которая проходит ежегодно в конце октября. В общем, осенью я, без подготовки, попала на регату в Мармарисе. Это был сборный экипаж, спортивно-круизная лодка 40 футов. Меня отправили на бак со спинакером, и моим самым большим страхом было неправильно пристегнуть спинакер на баке. И еще я очень боялась стартовой процедуры, когда все лодки рядом, кто-то с кем-то пытается сталкиваться, все «выжимают» друг друга, шкипер орет, все бегают… Мне хотелось забежать внутрь, спрятаться и выйти, когда мы уже стартовали. В общем, я провела эту неделю на баке и вернулась домой, похожая на далматинца. Синяки были везде. Еще после регаты мы остались в Мармарисе и пошли в турецкий хамам с подругой, с которой участвовали в регате. И там парильщица посмотрела на нас и говорит: «Ну если муж так сильно бьет, зачем ты с ним живешь?»
Но несмотря на синяки и страх стартовой процедуры, мне все очень понравилось. Такой у меня склад характера. Легких путей мы не ищем.
Если бы мне предложили бокал просекко, красивый купальник и моторную яхту с экипажем, я бы больше туда не вернулась, потому что это скучно. А вот парусная яхта — да.
— Как появилась твоя команда Big Fish?
Осенью мы погонялись, в марте я пошла поучила теорию, а в апреле прошла обучение IYT (международная программа International Yacht Training) и сдала на яхтенные права. Потом я немного ходила на больших лодках в круизы, на любительские регаты в Хорватии, Черногории, Турции. А в 2017, весной, я как раз собиралась на очередную регату в Хорватию, но у меня не получилось уехать по семейным обстоятельствам, и я осталась в Москве. И как раз в мае попала первый раз в PROyachting, тогда еще были лодочки Beneteau Platu 25. Мы познакомились с Олей Селезневой, Ваней Бодягиным, Игорем Пузановым и так друг другу понравились, что договорились погоняться еще, а потом еще. В какой-то момент Миша Кондратьев (прим.ред.: Михаил Кондратьев — генеральный директор PROyachting) сказал: вам уже пора придумывать название команды, хватит быть лодкой 8 или 9. Как-то очень быстро придумали название и наш логотип, рыбу с зубами, которая у нас сейчас на форме. И все, с 2017 года мы — Big Fish.
Со временем первый состав команды поменялся. Сейчас у нас есть основной состав и расширенный. В первую очередь, мы решаем между собой, кто будет принимать участие, например, в вечерней регате. Если нас набирается 4 человека, то мы никого больше не зовем. Если понимаем, что кто-то не может, то мы просто пишем в чате расширенного состава: кто хочет-может — приходите. Люблю, когда к нам приходят новые люди, мы с удовольствием выдаем им манишку, и они гоняются за нас. Мне часто говорят, что результат ухудшается, когда участвуют новички. С одной стороны — да, но с другой стороны, мне нравится, что появляются новые люди, они увлекаются парусным спортом и потом приходят еще, и мы потом дружим. Семья Big Fish растет.
— Что посоветуешь тем, у кого пока нет своей команды?
— Ходите в сборные! То, что у нас сейчас есть команда — это только потому, что когда-то мы все пришли в сборный экипаж, нашли друг друга и подружились.
Если у человека нет команды, и он не будет гоняться в сборных — у него никогда и не будет команды. Конечно, круто, если есть друзья, которые позовут в свою. Но я считаю, что оптимально приходить в разные сборные экипажи, как, например, в PROyachting. Вы найдите себе друзей, и потом из них сформируется команда.
Для меня парусный спорт — это суперместо, где можно найти друзей. Сейчас в моем окружении, наверное, 85-90% людей из парусного спорта. И они классные!
— Многие хотят сразу получить права на управление яхтой, по аналогии с автомобильными правами. По твоему опыту, нужно ли начинать свой путь в яхтинг с получения прав или без них можно обойтись на первых порах?
— Стоит сначала попробовать разные форматы: и по размеру яхт, и по типу яхтинга, и потом уже выбирать. Например, походить на маленьких лодках в Подмосковье или Москве, посмотреть, нравится или нет. Может быть, сходить в круиз на достаточно большой лодке по Средиземному морю. Хорватия, Черногория, Турция — очень красивые и хорошо оборудованные для яхтинга места. Можно попробовать погоняться в любительской регате на большой лодке в Мармарисе, Гечеке. После того, как человек попробует несколько разных видов яхтинга, он сможет для себя понять, что ему нравится больше. Нравится ходить в круизы или нравится гоняться. Нравится гоняться на больших лодках или на маленьких. А, может быть, кто-то вообще ненавидит людей и команды и хочет гоняться на «Лазере». Так тоже может быть. Когда ты в большой команде 8-10 человек на достаточно большой лодке — это общежитие, определенные правила взаимодействия, иногда недопонимание и сложности. Надо приспосабливаться, договариваться — для некоторых людей это непросто.
В регатах права точно не нужны. В любительском экипаже есть профессиональный шкипер-тактик, а может быть и два профессионала. Для них гоняться и ходить под парусом — это профессия, у них есть права. Всей остальной команде права не нужны. Скорее, нужно понимание правил парусных гонок, правый — левый галс, наветренный — подветренный, как поставить парус, как его быстро убрать. Это в сто раз важнее в гонках, чем права.
Если в какой-то момент вы понимаете, что хотите самостоятельно взять лодку и пойти в круиз с друзьями или семьей — тогда да, надо учиться и получать права. Но это точно не первый шаг в яхтинге.
— Трудно ли тебе было сдавать экзамены по программе IYT?
— Экзамен было сдавать непросто. Когда сейчас говорят, что можно и экстерном за две недели выучить теорию и практику — я считаю, что качественным такое обучение не будет. Я учила теорию отдельно в классе: с заданиями, с лекциями, с книжками, с разбором. И потом отдельно проходила практику две недели с повтором теории и со сдачей экзамена. И все хорошо уложилось. Мне кажется, если ты серьезно увлекаешься яхтингом, то можно учиться бесконечно. Можно учиться навигации, метеорологии, бесконечно оттачивать швартовки, изучать устройство двигателя и так далее. Нельзя сказать, что я две недели отучился, я теперь капитан и все знаю. Нет.
— Ты упомянула «Лазер», сама пробовала на нем гоняться?
— Один раз выходила в Сочи, и мне очень понравилось. Просто очень понравилось! Я почему-то ни разу не перевернулась, хотя ветер дул достаточно сильно, и я морально была к этому готова.
В другой раз выходила на тренировку на Водном и считаю, что «Лазер» — это идеальная лодка, чтобы тренировать руление и чувство ветра. Но мой любимый класс яхт — это J/70. Я обожаю эти лодки, мне очень нравится, как они ходят и как они управляются.
— В этом году ты участвовала в Кубке России в классе J/70 — в Tenzor Cup. Почему решила присоединиться?
— Захотелось попробовать себя в соревнованиях с серьезными командами, а Tenzor Cup by PROyachting — это самое серьезное мероприятие в России на J/70 с большим количеством очень сильных команд.
В регате я участвовала в составе команды Born to Sail. Ходили в серединочке, потому что у нас в команде один профессионал и 3-4 любителя. Рулевая — Ирина Силантьева, и Егор Терпигорев в качестве тактика. То есть это любительская команда. По объективным причинам мы пока не можем соревноваться на равных с командами, где три профессионала на борту. Но мы хорошо себя чувствуем среди равных нам команд. Понятно, что есть чему учиться — и по ходу гонки, и по старту, и по взаимодействию в команде. 29 команд — это, конечно, интересный старт и огибания. Флот ходит плотно, движение и борьба очень и очень динамичные. Вообще, вы огромные молодцы, что сделали эту регату. Она достойная, и я рада, что у меня получилось присоединиться.
— Ты уже много лет участвуешь в регатах PROyachting. Расскажи, чем тебе нравится наши локации на Водном стадионе и в Сочи.
— Во-первых, до Водного стадиона очень удобно добираться — можно в будни, можно после работы, можно иногда и до работы приехать и в 8 утра потренироваться. Хороший флот J/70.
Я хожу сюда уже много лет, и для меня все люди на Водном — родные. И те, кто гоняется, и команда PROyachting — я прихожу к друзьям.
Кроме того, Водный стадион — это хорошая школа с точки зрения очень переменчивого ветра с сильными заходами. Иногда приходится приводиться или уваливаться на 40-50 градусов, потому что ветер зашел. Или ветер стоит по акватории пятнами, и чтобы дойти до знака, ты фактически пытаешься ходить от пятна к пятну. Но с точки зрения понимания тактики и руления в такой меняющийся ветер люди, которые хорошо ходят на Водном, они еще лучше ходят при стабильном ветре. И если взять тех, кто все время тренируется в акватории со стабильным ветром, и привести их на Водный — им будет очень сложно и, скорее всего, они будут проигрывать. А если взять человека, который привык ходить на Водном и даже показывает какой-то результат, и отправить его в стабильные условия, то ему там будет гораздо проще. И, конечно, мне нравится в Имеретинке в Сочи: нравится большая акватория, нравятся дельфины — они там такие красавчики. Я не любитель Большого Сочи, я отношусь с уважением к городу, но когда приезжаю, всегда останавливаюсь в Имеретинке. Мне нравится там гулять, нравится инфраструктура, нравится эта огромная набережная. Ну и, конечно, там стоит флот PROyachting.