Латвия — дорога
Весной 2009го мы решили поехать в Ригу на машине. Хоть и далековато (960 км), но интересно, особенно в хорошей компании и когда несколько человек водит. Выехали из дома, съездили в район штаба за Джоном (Женя Серебряков) и Чаем (Андрей Саенко), заехали в магазин и отправились в путь.
Первый позитивный момент: на всем пути в Ригу не требуется никакая навигация. Как выезжаешь из штаба на Красную Пресню, так до самой Риги нет ни одного поворота. Мечта топографического кретина :) Свернуть нельзя вообще никак, поворотов просто нет, а если есть, то такие сложные, что случайно не повернешь.
Дорога М9 до Волоколамска очень хорошая: две полосы, встречка далеко. В день когда мы выезжали в Москве навалил снег, а, так как было около нуля, превратился в противную слякоть, которая лежала по краям дороги, и если на неё наезжаешь немного сносило.
Вела Полина, ехала 120-140 и постоянно наезжала на слякоть, чем приводила в ужас всех в машине, особенно Чая. После Волоколамска снега стало не так много а дорога похуже, но что сразу обрадовало: на ней вообще почти небыло ни машин, ни фур. Ехать одно удовольствие.
Но сразу же после указателя "Тверская Область", прямо вот висит указатель, и через 2 метра хорошая дорога кончается и начинается просто адская жесть. 3 или 4 зоны километров по пять каждая дороги вообще почти нет и ехать можно максимум 10км/ч, а во всех остальных местах Тверской области кроме редких просветов едешь 100 и очень боишься оставить в какой-нибудь яме колесо.
Ехали медленно, не спешили, останавливались часто, Чай и Джон курили, мы с Полиной менялись. Где-то посередине в городе Зубцев остановились в магазине, Чай с Джоном купили пива и ушли на какую-то свою волну, затеели очень интересный покерный разговор который мы к сожалению не записали на камеру, а через некоторое время залипли* (см. сноску внизу) и очень мило спали почти до границы.
В Псковской области, которая сразу после Тверской, дорогая отличная, почти без единой ямы. 140 спокойно всю дорогу ехали. Подъехали к границе, увидели громадную очередь из фур и небольшую из легковушек. Я подошел к пограничникам, они выдали мне какой-то талон, спросили откуда и зачем еду, когда сказал что из Москвы в Ригу в покер играть пропустили без очереди.
Оказывается, очередь состояла из латвийских машин, это жители приграничных территорий ездят в Россию 2-3 раза в день, заливают полный бак бензина, едут с ним в Латвию, там откачивают из бака и продают. В Латвии бензин почти в 2 раза дороже. По моим прикидкам, мой бак в Москве стоит ~1000 рублей, ну будем считать у них бак больше, ~2000 рублей. Стоит в два раза дороже, значит грязными 2000 рублей плюса, но ещё сожжешь бензина по пути, так что 1,5К выходит. Занимает такое путешествие минимум 7-8 часов, то есть больше двух раз в день не проездишь.
Жесть как привлекательно для людей заниматься каким-то говном, которое на первый взгляд выглядит халявой. Сразу отвечая на ваш вопрос - нет, канистры возить нельзя, только бак.
Нас пропустили без очереди, дальше мы заполняли декларацию в двух экземплярах, свой нужно было отдать на обратном пути. Но мы все равно его потеряли и не отдали. Заняло это где-то час, ещё минут 15 нам осматривали машину и ставили штампы в паспорта.
На латвийской границе вообще никого не было, я купил там страховку на машину (без неё не пускают в Латвию, что похвально) и минут за 20 мы закончили и поехали дальше.
Дороги в Латвии - просто рай.
Разве что можно сравнить с дорогой до Волоколамска. Если и есть яма, то перед ней миллион указателей. Ехали мы уже ночью, вдоль всей трассы стоят столбики показывающие где дорога... вообще идеальная сигнальная система, насколько я себе могу её представить. Может и можно лучше, но это так хорошо, что лучше и не надо :)
Лучше дорогу я видел только тогда, когда мы ехали из Вегаса в ЛА с Димой, но дороги в США это отдельная история.
Я устал довольно быстро, села Полина, я заснул. До Риги доехали довольно быстро, а вот в Риге случилась неприятность: Полину поймали за превышение скорости, в черте города Рига она двигалась с ужасной скоростью 109 км/ч.
Местный полицейский забрал у неё права и сказал, что нужно будет прийти в полицию в течении 3 рабочих дней. Как выяснилось, рабочие в Полиции только среда и четверг, так что прийти так и не удалось, но с извлечением прав обещал помочь Экспект и на него даже была выписана доверенность :)
Вообще у них там в Риге жесть с движением. В Москве со скоростью, а так же со всем остальным все известно: превышать можно, но не больше чем на 60 км/ч. Если 60 или больше, права отбирают и тогда сложно. Если меньше, штраф от 300р. до 1500р. который все равно выписывать никто не будет. Меня за превышение на 40 км/ч ловили только один раз, я сказал "пишите", они сказали "ну ладно, езжай" и вся история.
На встречку нельзя. Все остальное можно. То, что опасно не делаешь никогда, не потому что штраф выпишут, а потому что опасно. Ремнями пристегиваешься потому, что плюсово на дистанции, пешеходов пропускаешь потому что моральные принципы :). А если ты едешь ночью по улице, за два километра никого, тебе нужно развернутся а там нельзя, то это извините :)
Принцип парковки такой: 1. Главное, чтобы не эвакуировали, 2. Надо чтобы все могли пройти, проехать, выехать, короче безпрепятственно передвигаться. То что можно занять половину зоны между тротуаром и дорогой, где должна расти травка, а вторую половину машины оставить на дороге, если она ничего не перекрыла, настолько естественно, что и как-то в голову не приходит, что бывает по-другому.
А вот бывает. В Риге, когда я припарковался криво (хотя проезд везде был), то Док, с которым мы приехали в офис, стал бегать вокруг и кричать "припаркуйся нормально, что это такое". А я всего-то встал не параллельно :)
Я очень люблю Москву именно за эти её особенности, которых нигде больше нет :)
Везде такси-шмакси, стоянки, лицензии, негрилы какие-то за решетками в громадных фордах, которым остановиться на улице нельзя, а только на стоянке (в Вегасе), а в Москве поднял руку и тебя спокойно остановился подкинуть директор издательства Эксмо на своей новой Тойоте или личный водитель заместителя начальника тыла ВС РФ на волге с мотором от мерседеса (и то, и другое со мной случалось, правда давно. Сейчас я сам постоянно подкидываю народ).
Обратно я хотел прокатиться в Таллин, потом в Питер, потом в Москву. Но засранское латвийское посольство поставило нам визы под корешок, прямо по 30.3, поэтому необходимо было уехать из Латвии до этой даты.
Вообще, латвийское посольство - наипротивнейшая организация. Сидят очень неприятные персонажи и вид у них, как будто они делают одолжение, что дают тебе визу. Сходив в посольство, я было поверил страшилкам про то, как в Латвии не любят русских.
Но приехав в Ригу, я полностью убедился в обратном. Люди там отличные, очень приятные и вежливые, когда мы вошли в троллейбус и у нас не было местных ЛАТ, чтобы купить билет, и мы хотели выйти кондуктор сказала "да что вы, я же вас не выгоняю. Только осторожнее, проверка будет - выходите". Все отлично к нам относились везде и никакого намека на какую-либо неприязнь к русским я не заметил.
Местные рассказывают, что и гражданство получить там не трудно, и вся пропаганда про плохое отношение это байки и бред. Собственно когда я жил в Израиле, я слышал очень много всего про то, что в мире не любят евреев. Когда я оттуда уехал и поездил по миру, я ни разу не столкнулся с какой-либо проблемой в этом направлении. Надо сказать, что в самом Израиле при этом в паспорте на довольно видном месте находится графа "национальность", в России такого нет.
Мне кажется это всем свойственно, раздувать истории про то, что их не любят. В Израиле это особенно заметно, достаточно Израильскому туристу фоткнуть на телефон свастику на мусорном баке в Вене, как немедленно шум на весь мир, что в Австрии антисемитизм...
Ну да ладно, я отвлекся.
Дружественность латвийского народа не помешала какому-то его представителю поставить нам вмятину на полкрыла машины и смотаться, пока мы спим. Я знаю, о чем вы подумали, так вот, припаркован при этом я был очень-очень параллельно и на самой что ни на есть официальной парковке, так что не надо :)
Вмятина впоследствии стала чиркать об колесо на горках и ямах, чем очень меня пугала. Эта проблема была исправлена в Москве за 7 минут с помощью пары ударов каким-то предметом и вытягиванием руками в ближайшем к дому автосервисе :)
Так как мозги мне крутят все посольства, а не только латвийское, нам пришлось ещё и спешить. В понедельник нужно было подать на британскую и ирландскую визы, планируется несколько поездок разных участников команды, так вот, нужно было быть в Москве самое позднее в час дня. Решили выехать в 6 утра.
В эту ночь Чай с Джоном пошли в какие-то клубы, Чай пришел бодрячком и приволок с собой еле живого Джона :) Стало понятно, что если погрузить его в машину и транспортировать 14 часов, он может поймать потом даунстрик :) Поэтому мы купили ему билет на самолет и оставили спать в гостинице, а сами поехали обратно. Выехали где-то в 12 часов.
Днем Латвия уже не казалась раем. То есть дороги-то хорошие, но днем стало видно ещё и совковые пятиэтажки в городках по пути к границе. По пути взяли автостопщицу, она рассказала много интересного.
План был проехать Тверскую облать до темноты. План с треском провалился, когда стало понятно, что латвийские пограничники без очереди москвичей не пропускают :) Переход границы обратно занял часов 5. Это было нереально тупо, примерно 4,5 часа мы ждали во всяких очередях и примерно 10 минут нас проверяли и ставили всякие штампы. Российские пограничники пропустили нас опять без очереди.
Когда мы выехали, то уже стемнело. Машин не было вообще ни одной вокруг, а дорогу я не помнил, указателей перед ямами не было, поэтому было очень страшно и больше 80 км/ч я не ехал. Решили остановиться и поспать до рассвета где-нибудь, выехать в 5-6 утра и быть в Москве в 13, тогда мы успевали с визами. Спросили на заправке, где тут есть гостиница, нас отправили в город Идрица.
Адское местечко :) весь город в каких-то развалинах, домах страшных, гостиница похожа на тюрьму, стремно было даже открыть окно, не то что из машины выйти :) Наверное это из-за ночи такие ощущения, но местечко явно не из приятных :) (Wiki сообщает, что там живет 5387 человек). Было решено с дороги больше не съезжать и ехать до первого мотеля. Примерно в этот момент нам позвонил Джон, и сообщил что он, гад, дома, в Москве, спать ложиться :)
Остановились где-то километров через 30, обнаружили отличную гостиницу с отличными номерами, поспали там 6 часов. При свете ехалось намного проще, в Тверской области удалось поймать "проводника" - Шевроле с Московскими номерами шел с отличной скоростью и знал все ямы, тормозил перед ними, так что пролетели все до самой Москвы довольно быстро, Чай повыносил мне мозг какой-то клубной музыкой и в 12:00 мы уже были в Москве.
Кататься на такие расстояния на машине мне очень понравилось, думаю где-нибудь в августе сделаем большую поездку на машине по Европе, возьмем несколько турниров по пути, будем ехать до Португалии или до Британии и играть по пути серии турниров.
* Залипли - так в штабе у нас называется когда кто-то заснул там, где не спят обычно. выражение пришло со времен Мэншена, когда в одной из комнат стоял красный диван, и в перерывах на него всегда кто-нибудь приходил поваляться и иногда засыпал и просыпал что-нибудь важное. Так появилось выражение "залипнуть на красном", а потом слово "залипнуть" вошло в обиход. Вообще люблю новые слова, которые описывают какой-то процесс, покерный или не покерный, для которого слова ещё нет :)
Мой главный блог находится тут
Лучшие статьи тут
Спонсор моего блога William Hill
Кстати, проводник - реально крутая штука на незнакомой дороге :)