Эпилог. Специальная психологическая подготовка
В четырёх предыдущих статьях мы рассмотрели вопросы общей психологической подготовки. Сформулировали так называемые «3 П»: принцип информационной определенности; принцип социальной безопасности; принцип отсутствия свободного времени.
В теории регулирования существует «принцип необходимое и достаточное», то есть совокупность факторов обеспечивающих условия достижения желаемого результата. Их не учёт или наоборот чрезмерная детализация ведут к снижению надёжности и, как следствие, ухудшению результативности. Так вот, общая психологическая подготовка — это то необходимое, что должно учитываться в подготовке к соревнованию. Всё, что приведено мною в четырёх частях — результат обобщения факторов успешности/неуспешности выступления конкретных спортсменов высокого уровня. Кстати, постоянно сталкиваюсь с необходимостью обсуждать эти вопросы с теми, с кем вместе уже не один сезон. Например, буквально вчера обсуждаем по телефону конкретный вопрос подготовки к предстоящему сезону. Работаем уже не первый год. Как бы, между прочим, спрашиваю — а какой главный старт сезона? Происходит заминка, а затем слова о том, что, мол, надо ещё отобраться. Так что же тогда главное — отобраться или достойно выступить на ЧМ?
А специальная психологическая подготовка должна оказаться тем достаточным, что создаст внутреннюю готовность спортсмена к достижению желаемого результата на конкретном соревновании. Коротко одним словом — это уверенность спортсмена в том, что достижение результата ему по силам. Такая подготовка, как ни что другое, ведётся сугубо индивидуально.
Обязательное условие продуктивности подобной работы заключается в знании и понимании психологических особенностей спортсмена, как специалистами занятыми его подготовкой, так и им самим. Психологическая подготовленность — это умение в ситуациях спортивного единоборства и на протяжении всего соревнования сохранять способность контроля и управления эмоциями. Для этого нужно знать собственные индивидуальные особенности. Понимать, что с тобой происходит. И обладать навыками регуляции своего состояния.
Индивидуальность человека заключается в особенностях его нервной системы, особенностях личности, качествах характера. В спорте как нигде декларируется индивидуальный подход. Каждый тренер на основе научно-обоснованных данных или интуитивно работает индивидуально со спортсменом. Это касается общения, планирования и организации тренировочного процесса, регламентации тренировочных нагрузок, подводки к соревнованиям, восстановительных мероприятий. И так далее.
Продолжаю следить за биатлоном. Меня поражает тренерская чехарда и взаимоотношения в сборной. А индивидуальность подготовки нам болельщикам представляют, как непрофессионализм тренеров или как физическую слабость спортсменов…
Какие наиболее значимые индивидуальные особенности, дающие о себе знать в спорте?
Нейродинамические особенности (особенности нервной системы) — сила НС, динамика процессов возбуждения и торможения НС, баланс процессов НС.
Все, кто как-либо, знакомы со спортом знают о важности умения расслабляться. Это обеспечивается нервной системой. У одних лучше, у других хуже. Одаренность Усейна Болта в особенностях его НС, а дальше уже работа на протяжении многих лет.
Личностные особенности — экстраверсия, тревожность, локус контроля, мотивационные установки.
Это те свойства личности, которые желательно (на самом деле, необходимо) учитывать в формулировании требований к выполнению тренировочных нагрузок, целей и задач на соревнования, стиля общения со спортсменом, форм анализа спортивной результативности, установления контакта.
Знание нейродинамических и личностных особенностей спортсмена предупредит развитие неблагоприятных психических состояний и психологических срывов.
Качества личности — ответственность, решительность, самостоятельность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость.
О качествах спортивного характера я уже неоднократно говорил. Предлагаю всем попробовать сопоставить высказывания известных спортсменов о результатах своих выступлений и сделать заключение об особенностях их характера.
Сенсомоторные и психомоторные особенности — быстрота восприятия (латентный компонент) и скорость моторного (моторный компонент) реагирования на стимул, согласованность этих процессов в ситуациях нескольких стимулов; особенности тремора и координации движений.
Когда-то оказался в сборной страны по стендовой стрельбе. Знакомясь со спортсменами спрашивал — сколько лет пришлось заниматься стрельбой, чтобы выполнить МС? Мне отвечали, что 2–3 года. Я же знал стрелков, которые занимаются десять лет и больше, но до МС не дотягивают. Оказалось у сборников высокая скорость психомоторики и, главное, чрезвычайно высокая стабильность.
Особенности внимания — объем, распределение, концентрация внимания, длительность сохранения работоспособности внимания.
На прошлой неделе прошел ЧЕ по стендовой стрельбе. Моё любимое упражнение дабл-трап. Матчевая встреча за третье место — результат у обоих по 29 из 30. Перестрелка до промаха. На очередном дуплете стрелявший первым делает промах, следом за ним мажет и второй. Перестрелка продолжается… А в матче за первое место я увидел, как стрелок нарушает паузу изготовки и… мишень улетает.
Наша конечная цель — сформировать способность контроля своего психического состояния и сохранение полной концентрации внимания на выполнении спортивного упражнения на протяжении всего соревнования. Под занавес давайте приведём основные задачи, которые нужно решить на пути к этим целям.
Сформировать индивидуальный стиль, то есть некую последовательность мнемических, перцептивных и моторных действий, присущих только этому спортсмену при выполнения спортивного упражнения.
Сформулировать двигательную установку (вербализировать — описать одним-двумя словами) на выполнение спортивного упражнения и чувственный образ — «чувство воды», «чувство дорожки», «чувство выстрела», «чувство мяча», «чувство партнера» и прочее. Выполнить процедуру настраивания (состояние психической готовности) на выполнение спортивного упражнения.
Подобрать приёмы «отвлечения внимания» от атмосферы соревнования в паузах между выполнением спортивного упражнения. Определить режим «занятости» (отсутствие «свободного времени») в соревновательные дни.
Подобрать приёмы контроля своего состояния. Сформировать навыки самооценки предстартового состояния (установить индивидуальные признаки состояния лихорадки и апатии).
Сформировать навыки вызывания и сохранения состояния мобилизационной готовности. Выбрать приемы и техники медитации покоя и мобилизации. Сформировать навыки медитации. Сформировать личную установку — «хочу — могу — должен».
За один-два тренировочного цикла до старта определить «планку» удовлетворительного выступления на соревнованиях и организовать тренировочную работу по принципу «чувство голода».
Наконец, определить индивидуальную предпочтительность в секундировании и сопровождении на соревнованиях.
Особенность психологической подготовки в том, что занимается такой подготовкой спортсмен или не занимается, она независимо от его сознания, воли, желания и нежелания идёт своим чередом подсознательно — как механизм удовлетворения актуальной потребности, как механизм самосохранения.
Именно поэтому бытует мнение, что психологическая подготовка нужна не всем. Это так и не так. Да, у одних спортсменов это получается лучше, у других… — по-разному. Но вот о чем свидетельствует статистика спорта — абсолютно каждый спортсмен в своей карьере не раз испытывал поражение, разочарование, неудовлетворенность своим результатом. Почему-то многие, находясь уже на пике карьеры, обращаются к психологам. Часто успех на соревновании объясняется «случайным стечением обстоятельств». Элемент везения в спорте присутствует, но только тогда, когда удалось преодолеть все препятствия по ходу соревнований. Когда соперники совершали ошибки, а ты нет. Когда «все получилось».
Факт везения, не что иное, как готовность спортсмена преодолевать невезение — в этом и заключается психологическая подготовленность.
На этом я бы хотел закончить обсуждение общих вопросов психологии в спорте. Дальнейшее развитие «записок психолога», которое надеюсь продолжиться уже осенью, мне видится в рассмотрении конкретных ситуаций, а также вопросов и проблем, которые Вы читатели зададите.
Всем успехов!! А у меня начинается сезон охоты с легавой собакой.
"определить индивидуальную предпочтительность в секундировании и сопровождении на соревнованиях"(с) Тоже непонятно, если только речь не идет о том, что я остро нуждаюсь в подсказках со стороны во время соревнований.
Все остальные задачи сводятся по- сути к двум: умению включать (и удерживать) необходимое психическое состояние и, если кому необходимо, научиться не гореть между стартами.
П.С. Кажется начинаю понимать психологию китайских спортсменов))) Они - это мы до 90 года - неприхотливые в быту, сосредоточенные только на выполнении задачи, подпираемые толпой "честолюбивых дублеров"(с). Эти парни уж точно не заморачиваются от того, что туалеты оказались дальше чем они предполагали, а в буфет не завезли любимую плюшку.