6 мин.

Психологическая подготовка. Часть 4

Психологическая подготовка. Часть 1

Психологическая подготовка. Часть 2

Психологическая подготовка. Часть 3

Занятие спортом и спортивный результат это не что иное, как потребность в самореализации. Она формируется социальным окружением и личными притязаниями. Тренер и спортивное руководство, составляя очередной план на предстоящий сезон, прописывают спортивный результат и главный старт сезона. СМИ за долго до этого старта начинают анализировать, предсказывать и определять место, которое должен занять спортсмен или команда. Сам спортсмен также находится под давлением внешних обстоятельств — «должен-обязан» и настраивается на определенный результат. Несоответствие планки результата потенциальным возможностям, а в момент старта текущим, — главная причина неудовлетворенности и нереализованности.Как следствие это накладывает отпечаток на спортивную карьеру. Подробно об этом мы говорили здесь.

Именно поэтому необходимо определять, формулировать, проговаривать планку желаемого результата. То есть, выводить на уровень сознания. Только в этом случае можно согласовать критерии удовлетворения потребности с текущими возможностями спортсмена. Его уверенность и неуверенность в достижении планируемого результата проявляется в мотивации выполнения спортивного упражнения. Моё глубокое убеждение: в рамках стратегической подготовки обязательно следует называть главный старт сезона, а каждый раз перед очередным стартом определять планку результата. Это основной фактор психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию.

С баскетболистами в последний день подготовительного сбора (за полтора месяца до отборочного турнира) обсуждаем успехи и неуспехи предыдущего сезона — какая цель может быть в сезоне предстоящем, какие задачи должны быть для этого решены. Все это обсуждается «в круг», где каждый выражает свое мнение. В кругу 15 человек и 15 мнений. Каждое высказывание обсуждается. И в итоге игроки команды, это 15-летние сорвиголовы, формулируют ТРИ задачи, решение которых они называют факторами успешности их игры.

Вот важнейшая схема общей психологической подготовки к конкретному соревнованию, позволяющая обеспечить принцип информационной определенности.

1. За ТРИ недели до старта собираем информацию о транспортных, климатических и бытовых условиях нахождения на соревнованиях.

Время езды от гостиницы до места соревнований может быть от 20 минут до 3 часов. Возникает вопрос — когда выезжать? Кроме того, бывает, заказывается отдельный номер, чтобы никто не мешал. Но оказывается, что он на втором этаже, а внизу ресторан. А там свадьба. Соревнования длятся 10–12 часов, участников больше 300. И один буфет, к которому не подобраться.

2. По мере возможности собираем сведения об участниках соревнований. Сколько бы их ни было, конкретный спортсмен соревнуется с ограниченным числом соперников. Это число не превышает 7±2. Это непосредственные соперники, в каком бы десятке рейтинга вы не находились. Спортсмен старается не отслеживать выступление других участников турнирной борьбы, но почти всегда это происходит. Определение перед соревнованием «своих» персональных соперников снижает стрессовость ситуации, когда те показывают высокий результат.

3. На соревнованиях всегда находятся «значимые» для спортсмена люди. Это друзья-приятели соперники. Часто близкие, но есть и те с кем контакт был бы нежелателен. Со всеми надо еще до соревнований договориться об особенностях контакта между собой — запретных темах.

В номере живут два приятеля фигуриста, представители парного и одиночного катания, то есть не конкуренты. Один из них катает короткую программу и полночи не может успокоиться от полученных оценок. Другому выступать утром. «Чтобы я еще хоть раз жил с этим…» Скажет он по возвращению домой.

В отношении другой категории людей детально продумываем формы поведения, предупреждающие их негативное воздействие на нас.

В поисках соревновательной практики спортсмен уезжает в другую страну, чтобы никто не знал и не мешал. Стоит у стойки регистрации в отеле и вдруг слышит сзади знакомый голос: «Ты что, дружище, на Олимпиаде собираешься выступать?!» Все соревнования в голове сидит эта самая фраза и тот самый знакомый.

Такие встречи-столкновения надо предугадывать и избегать. Это «принцип социальной безопасности» и проработка своего поведения должна осуществляться.

Чемпионат России, по результатам которого формируется сборная на чемпионат мира и Европы. Важное лицо Федерации ставит кресло в том месте, где спортсмены обычно выходят на арену и каждому что-то говорит. Или не говорит. Мы переглядываемся с тренером и… он выводит спортсмена с арены через запасную калитку.

4. За одну-две недели до старта обсуждаем распорядок дней пребывания на соревнованиях. Особое внимание уделяем организации «свободного времени». Что здесь главное: этого времени не должно быть вообще, оно должно быть заполнено. Заполнено тем, что позволит переключить сознание на что-то несвязанное с соревнованием, позволит отвлечь подсознание, настроенное на предстоящую борьбу. Это может быть достаточно пассивный досуг — чтение, просмотр фильмов, рукоделие и т. д. (лично я не сторонник таких форм времяпровождения). Возможны более активные способы проведения времени, связанные с двигательной активностью и положительными эмоциями. Но обязательно должна быть сформулирована цель этого занятия: если это экскурсия, то с целью узнать и посмотреть что-то новое. Если шопинг, то с целью покупки, например, репродукции города не дороже пяти евро. Если прогулка, то с целью сделать 50 видовых фотографий. И так далее. Продумывание, планирование «свободного времени» позволяет управлять им, не допускать погружения в себя в ожидании собственного выступления.

За неделю до отъезда на соревнования некий спортсмен получает задание расписать свою занятость на все четыре дня пребывания на турнире. При обсуждении вносятся поправки, детализация дел и занятий. По возвращению еще раз обсуждается «что и как» происходило. Другая спортсменка, участница юношеских Олимпийских игр 2014 года в Китае, рассказывает следующее.«Приехали за 21 день для акклиматизации. Легкие тренировки для поддержания формы не больше 60–90 минут. Все остальное время не знала чем себя занять. Мысли только об одном — считала, сколько дней осталось, и каждый день мысленно участвовала в соревнованиях». Понятно, что спортивный результат у этих двух спортсменов будет разной степени удовлетворенности.

5. За 8–10 дней до старта (в конце предпоследнего тренировочного цикла) обсуждаем, определяем и «принимаем» (внутренне соглашаемся) уровень спортивного результата, который следует считать успешным выступлением.

У фигуриста полоса неудач — травмы, развал четверного прыжка. После долгих раздумий и обсуждений с тренером «делать — не делать», спортсмен на международных соревнованиях без этого прыжка занимает призовое место с личным рекордом по сумме двух упражнений.

Конечно собрать необходимую информацию, обсудить с самим собой эти вопросы можно. Но не всегда спортсмен может быть адекватен в самооценке за несколько дней до соревнования, да и часто можно что-то упустить. Эти вопросы целесообразно обсуждать. Не всегда это возможно с тренером. В этом случае лучше писать, перечислять на бумаге значимые моменты — уже это формирует отношение спортсмена к этому фактору, снимает информационную неопределенность и, таким образом, учитывается в подготовке к старту.

Занимаясь общей психологической подготовкой, следует четко понимать: подготовка — это процесс определения лично значимых факторов в предстоящей соревновательной деятельности и своевременное получение возможно исчерпывающей информации о них. Подготовленность же —  не что иное, как определенное (конкретно сформулированное) отношение к собранной информации и в целом к предстоящему старту. Осознанность отношения оказывается той способностью, что позволяет спортсмену без излишней эмоциональности воспринимать развитие событий в период подготовки к соревнованиям и во время выступления. Оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Находить приемы как противостоять «сбивающим» факторам. Именно осознание происходящего обуславливает адекватность поведения в ситуациях при предстартовом и соревновательном ажиотаже.

Итак, резюмируем. Общая психологическая подготовка к конкретным соревнованиям — это:

Принцип информационной определенности.

Принцип социальной безопасности.

Принцип отсутствия свободного времени.

Если вы это учтете, то вы готовы к старту.