«Надо бы лучше». Как не стоит оценивать свое выступление
Снова выходные, снова соревнования. Снова приходится говорить, что спорт — это неблагодарное занятие, где после успеха рано или поздно последует наоборот. Увы, но так и есть. Как-то я уже говорил, что большинство спортсменов всегда недовольны собственными результатами: «Надо бы лучше!»
Вот с чем мне пришлось разбираться на прошедшей неделе.
Баскетбольная команда впервые едет на чемпионат России, где выходит из группы и доходит до игр плей-офф. Но тренер и игроки недовольны — можно было бы лучше. Притом, что перед отъездом на турнир глаза у всех светились.
Фигуристка на тренировках исполняет каждый элемент, у нее все получается, но когда приезжает на соревнование одиночные прыжки делает отлично, а второй прыжок в каскадах смазывает. Подводит итог: «Местом довольна, катанием — нет». Другой фигурист на престижных турнирах постоянно находится в призерах, сезон для него в целом успешный. Самооценка сезона: «Можно было и лучше».
Стрелок по стендовой стрельбе с первым результатом проходит в плей-офф. Затем проигрывает серию за выход в финал, а после уступает и за 3 место. Его итог: «Суммой доволен, местом — нет».
Барьерист на первом шаге со старта первый, на первом барьере уже нет — недоволен.
Это всё конкретные спортсмены, их возраст — 10-27 лет, разряд — от второго взрослого до мастера спорта международного класса, минимальный стаж занятия спортом — 5 лет. Все относятся к категории успешных, перспективных и, главное, амбициозных спортсменов.
Конечно, в спорте никто не отменял девиз: «Быстрее. Выше. Сильнее». Но из этого не следует, что каждый старт — это личный рекорд и победа. А вот оценку деятельности надо дать и постараться это сделать адекватно своей подготовленности и тому, как справился со своими эмоциями.
После каждого соревнования проводим со спортсменами разбор полетов — так называемый дебрифинг. Первым делом всегда задаю один и тот же вопрос: «Доволен или недоволен»? Затем спрашиваю, что получилось, а что нет. При первом обсуждении этих вопросов получаю один и тот же ответ: «Недоволен! Ничего не получилось!»
При детальном обсуждении оказывается, что кое-что все же удалось. В дальнейшей работе вырабатываем правило: давая оценку своего выступления, обязательно называть одинаковое количество того, что получились и что не получились. Это идет в копилку памяти, что способствует или мешает успешности на соревновании.
После чего отсюда формулируется программа совместной работы со спортсменом по психологической устойчивости. Это вопросы контроля своего состояния и его регуляции. Адекватной оценки своей подготовленности. Проработка всех нюансов неопределенности на соревновательный период. И многое другое.
При этом надо понимать, что если спортсмен может не очень отдавать себе отчет, как происходит формирование его функциональной подготовленности («Об этом тренер должен думать»), то в отношении психологической подготовки без понимания и осознания что, как и для чего делается, ничего путного не будет. Если угодно, спортсмен должен осознавать значимость этой работы для него.
Некоторое время я работал с теннисисткой, которая училась в американской теннисной академии. Причина ее обращения ко мне была забавна. Психолог академии с ней не работает. Разбираемся. Оказывается, всем ученикам на месяц выдают тетради для ведения спортивного дневника. И на каждой странице там дают задание по ментальной тренировки — техника регуляции психического состояния. Так вот, психолог ни разу не поинтересовался, как у нее с этими тренировками. И она ни разу не обращалась к нему с вопросами по этому поводу. Но в вопросах психологической подготовки без активности и заинтересованного отношения самого спортсмена к этому ничего не получится. Спортсмен сам должен проявлять инициативу в работе с психологом.
Дело в том, что у каждого человека есть собственные приемы регуляции своего состояния. Они сформировались подсознательно, как механизмы самосохранения. Сознательная же регуляция психического состояния — это принципиально иной механизм. Овладение приемами саморегуляции строятся на сознательном вызывании чувств тепла, тяжести и расслабленности. Это позволяет сосредоточится на себе и качественно настроится на выполнение спортивного упражнения.
Все ниже приведенные примеры со спортсменами — это результат чрезмерного напряжения физических сил и психической энергии. Шестикратный чемпион Олимпиад Усейн Болт в книге «Быстрее молнии» неоднократно упоминает, что с 13 лет психолог учит его расслабляться.
От себя добавлю: никого не надо учить напрягаться, ведь это делает наше подсознание. А вот расслабляться все мы умеем не очень. В спорте это особенно проявляется. И этому надо учиться.
Что значит сконцентрироваться? Это значит отвлечься- ОТКЛЮЧИТЬСЯ от всего не связанного с выполнением своего спортивного упражнения. А как это сделать? Учится концентрироваться на своих чувствах. Сформировать навык произвольного (сознательного) вызывания чувства тепла-тяжести- расслабленности в конкретных частях тела - руки, плечи и т.д. Особенно важны чувства в отношении лица - лоб, брови, газа, скулы, рот.
Скажу, что ДЮСШ ОР, куда меня пригласил директор-олимпийский чемпион в раздевалках повесили плакатики с текстом "Пауз отдыха" - 2-3 мин. Достижение уже есть - спортсмены 10-12 лет спрашивают тренеров: " А паузы отдыха будут". Главная цель научиться произвольно вызывать конкретные чувства. Но это не просто - проще приказ "должен, обязан" и опасения что "как всегда".
Желаю успехов!!! И спасибо за высказывание.
И как же это всё-таки сложно сделать в самый ответственный момент(в финале соревнований или перед важным матчем)?
Сколько себя помню, никто меня не учил расслабляться. Всегда наоборот, только подхлестывали, говорили, что нужно собраться.
Как расслабиться так, чтобы это не повлияло на настрой? Чтобы не выбило из колеи?
(вид спорта - футбол)
1. Как найти баланс между вальяжностью и расслабленностью? Где эта грань между уверенностью в себе и самоуверенностью?
2. Сколько нынче стоят услуги спортивного психолога на рынке труда?
Хотя и напрягаться во время соревнований желательно не напрягаясь - в таких состояниях можно пропустить что-то важное)))
Если вы футболист, то знаете массу упражнений, которые успешно можно выполнить только при расслаблении мышц. А после функциональной нагрузки потряхивание мышцами для того, чтобы снять мышечное напряжение, наконец, массаж. Это естественные (механические) приемы. Но есть и мысленные, образные – ментальные.
Уверенность-самоуверенность. Есть простой и проверенный способ – «градусник Киселева». Его предложил один из первых отечественных спортивных психологов Юрий Яковлевич Киселев. Суть его в следующем: перед стартом оцените в % уверенность в достижении необходимого результата.
Результат < 50% низкая самооценка своих возможностей.
Результат - 70-80% адекватная самооценка.
Результат > 80% завышенная самооценка.
С первым и третьим вариантом надо разбираться. Оптимальность второго варианта заключается в том, что некоторая степень неуверенности нужна – это бессознательный механизм мобилизации на предстоящую деятельность. Это та эмоциональная энергия, которая заставляет бороться с препятствиями в достижении поставленной цели.
В отношении стоимости услуг скажу одно – стоимость должна быть значимой для клиента. У меня были случаи, когда это было сдача академ. задолженностей, а когда весьма внушительные суммы.
Успехов!!!
Успехов!!!