6 мин.

Черная кошка и блэк-аут. Ответ Игорю Порошину.

фото

Уважаемый Игорь!

Ваш новый текст, появившийся на главной странице Спортса, вызвал эпохальнейший срач спор и весьма удивленную реакцию многих ваших читателей, в том числе и автора этого поста. Так как мне хотелось ответить Вам, не опускаться до Самого Главного Аргумента «автор- мудак, пост- гавно», а в короткий комментарий это не запихнешь, пишу ответ на Ваш пост.

Начало вышло невероятно красивым и многообещающим, как и всегда. На «Мифодии» многие изумленно крякнули. На заявлении о расположении в Сочи возмутились многие. К «Северному Ядовитому» общий смысл текста стал уже более понятен. Дальнейшее прочтение текста, до конца , заставило многих читателей возмущенно вопить и постить в комментах этот самый Самый Главный Аргумент (см. абзац 1). Не будем опускаться до такого уровня и попробуем проанализировать, что же вы такое написали.

Как говорил великий Ницше, «Каждый глубокий мыслитель больше боится понятым, чем непонятым». Вы явно относите себя к категории глубоких мыслителей. Если просто читать, не задумываясь, не понятно почти ничего. Многое завернуто в двойную, а то и тройную оболочку смыслов и красивых отступлений.

Рискнем и все же попробуем в форме кратких тезисов сформулировать посылы текста:

  1. Историческая часть церемонии открытия получилась плохой, потому что вновь показала набившие оскомину представления об истории и культуре России, которые известны любому обычному Джону Смиту из Шеффилда или Фрицу Дитриху из Котбуса.

  2. Современная Россия в церемонии не была показана никаким боком, никаких ее достижений представлено не было. Современную Россию зритель не увидел никак, что свидетельствует о ее интеллектуальном «блэк-ауте» (ах, какое красивое слово-то, а!)

  3. Церемония открытия должна нести в себе Глубокий Смысл, Национальную Идею, вектор развития России на ближайшие годы, причем должна показать это всем жителям России. А раз нет этой самой Национальной Идеи, то церемония ваша - символ полнейшего, понимашь, блэк-аута и всяких прочих пакостей.

Откровенно говоря, я с этим не согласен. И многие ваши читатели не согласны (на данный момент к посту поставлено 838 минусов). Попробую объяснить, почему.

1. «Вновь было показано набившее оскомину представление о России». Эээ, а вы в этом точно уверены? Вы хоть знаете, что такое действительно представление о России со стороны Дикого Запада?

Для самого обычного (обычного, подчеркиваю, а не для научного работника)- Россия- это холод. Это medvedi, которые бродят по улицам (как свидетельствовала одна из жительниц столицы Урала, у нее на полном серьезе спросили «А не заходят ли медведи в метро Екатеринбурга?»). Это, конечно же, рашн водка, которую так любят пить muzhiki  в обнимку с medvedi. Это обязательная программа, так сказать.

А если этот «средний» иностранец читает газету и смотрит Viasat History, то он знает и об истории России. Что за кровавая дикая страна! Страшный царь Иван Ужасный (Ужасный, подчеркиваю, Ужасный! В западной традиции Ivan the Terrible это и означает), который со своими лютыми опричниками вырезал целый город, да еще и не один, наслаждаясь видом трупов.

Петербург? Город на костях!

Сколько бессловесного работного быдла умерло на строительстве этого кладбища!

Девятнадцатый век- ужасы крепостничества (Толстой, Достоевский? Слышали где-то, да), тирания tsar-я. Двадцатый век- вовсе ужас без конца. Сталин, расстрелявший ну пусть не миллиард, но 66 миллионов человек. Война, не выигранная, а заваленная мясом солдат (потери среди гражданских? Опять же не слышали). Да и тему войны-то закрывает в последнее время монстуозный образ покорителя Германии, который прямо на ступеньках Рейстаха приходует несчастную немецкую белокурую деваху (10 миллионов изнасилованных насчитали «дотошные» историки), а потом оккупировал всю Европу. Вся история России- одна бексонечная жуткая кровавая цепь войн и резней, которые учиняли свои же правители. Так это выглядит на Западе.

Церемония открытия получилась именно такой, как и надо. Без лишних придыханий о скрепах и особом пути, но показывающей именно такую Россию, какой она и должна быть - историю великой культуры, по возможности  пытающейся развенчать черные мифы. Тот же советский период, который и у нас, и на Западе, предстает сплошным черным квадратом. Нам просто показали, как люди жили.

Да, были черные моменты. Репрессии, войны- это было. Но это не надо раздувать. Могли показать и Солженицына с ГУЛАГом. Но разве англичане показывали огораживание при Генрихе Восьмом, ужасы гражданской войны, индустриализацию за счет дешевой рабсилы? Показывал ли Ванкувер вытеснение «коренных народов» с их территорий? Так можно долго продолжать.

Вообще, лучшим ответом можно считать твит одной из англичанок «Я поняла, что ничего не знала о России».

Хотя, она, наверное, просто квасной ватник.

2.Насчет блэк-аута. Кажется, главная мысль Вашего текста как раз в этом и заключалась- что нет в современной России никаких достижений в сфере культуры, что она могла показать миру. Да и никаких достижений нет, совсем.

Как это вообще должно было происходить? Обратимся к опыту открытия Лондона, который вышел действительно выдающимся. Как и в Сочи, вся церемония была с явным историческим уклоном. Но современная Англия там представлена была- Джоан Роулинг, Роуэном Аткинсоном и представителями британского попа.

При всем уважении, это никакая не великая культура. Двадцатый век вообще принес  мало культурных высот, которую будут помнить и потом. Вся великая музыка, литература, во многом живопись- это век восемнадцатый и век девятнадцатый. При всем уважении…  Роулинг - великое достижение британской культуры? Ужимки (хотя, надо признаться, весьма смешные) Роуэна Аткинсона- тоже оно самое? Через сто лет их не будет помнить никто, как и тех популярных писателей и писательниц девятнадцатого века, которые в свое время по тиражам превосходили тех, кого мы называем классиками.

Все-таки не совсем понятно, что должны были рассказывать устроители шоу о современной России. Да и надо ли? Современную Россию показали на презентации Сочи на церемонии закрытия Ванкувера, как минимум. Ну а вообще-то современную Россию должны увидеть те, кто приехал в Сочи и те, кто смотрит трансляции оттуда.

3. Тезис о том, что церемония открытия в Сочи должна была показать миру какой-то потрясающий смысл и национальную идею всей России, меня расстрогала до слез. Вы серьезно, Игорь? Нет, ну реально - Вы серьезно?

В таких церемониях нету никакого глубинного смысла и не должно быть по определению. 

Это же было только поп-шоу, а не Берлинский кинофестиваль. Было ярко, сочно и красиво, а больше от такого шоу ничего и не требуется. Главное, что не глупо и косно.

Национальная Идея? Эту самую Национальную Идею, как неуловимого Джо, мы ищем уже двадцать лет. Лучшие мыслители по заказу Кремля искали и не нашли. А вы что- предлагаете засунуть такую возвышенную вещь, как Национальная Идея, запихнуть в часовое попсовое шоу? Это же невозможно, да и не надо. За час такие вещи не делаются. А если и делаются, то поймут их неправильно

Будем честны- весь Ваш текст- это небольшое обострение СПГС. Ну, Синдрома Поиска Глубинного Смысла. Не надо тратить такие возвышенные высокопарности на такие банальности. Не надо искать черную кошку в комнате, где случился блэк-аут.

P.S. «У меня прямо приступ гордости за страну случился» (одногруппница. Не квасная и не ватник). И я думаю, не у нее одной. Хотя бы поэтому и нужна была именно такая церемония

P.P.S. Прошу опубликовать этот текст хотя бы в правой колонке блогов на глагне, чтобы сбалансировать ее и создать хоть какую-то полемику. Может, кто-то гораздо лучший ответ, чем этот сумбур