3 мин.

Чёрная Америка оценит наш поступок

В истории современных олимпийских игр организаторы турниров сталкивались со многими  проявлениями  бойкота.

Бойкот Олимпиады-56 Лихтенштейном, Голландией, Испанией, Швецией (из-за  действий СССР в Венгрии); Египта, Ливана и Ирака (из-за кризиса Суэцкого канала); КНР (из-за участия Тайваня). Бойкот Олимпиады-76  26-ю африканскими странами (из-за  участия Новой Зеландии). Бойкот Олимпиады-80 62-мя странами во главе с США (за вторжение СССР в Афганистан). Бойкот Олимпиады-84 14-ю странами во главе с СССР (в отместку за бойкот Московской олимпиады). Бойкот Олимпиады-88 со стороны КНДР, Кубы и Эфиопии.

А в 1968 году  неудачно осуществленный общий бойкот  преобразился в открытый протест двух спортсменов  с пьедестала во время награждения.  

В знак протеста против убийства в апреле 1968 года Мартина Лютера Кинга организация «Олимпийский проект за права человека» (ОППЧ) долго склонял всех спортсменов-негров  к полному бойкоту Олимпиады. Все чего сумела достичь эта организация – это недопущение к Олимпийским играм, вслед за Южно-Африканской Республикой, представителей Родезии как страны с действующей тогда системой апартеида. К сожалению  ОППЧ, больше никто не захотел  присоединиться к такому бойкоту.

Не бойкотировал Игры и сам член-учредитель ОППЧ американский бегун Томми Смит. Картина маслом: уговорил две страны и самого Карима Абдуль-Джаббара отказаться от поездки на  Игры, а сам отправился туда за медалями.

Приехавшие в Мексику на Олимпиаду-68 негры чувствовали себя не в своей тарелке, приняв приглашение организаторов. Однако чтобы хоть как-то смыть с себя  «грех», большинство из чернокожих спортсменов согласились носить на своей рукаве  шевроны с логотипом ОППЧ.  Оргкомитету Олимпиады оставалось только  предупреждать о неприемлемости проявления  любых политических сентиментов, но ничего более. Организаторы были рады самому участию спортсменов.

Однако такое «пренебрежение» со стороны  оргкомитета и прессы  еще более ударило по чувствам чернокожих. Те ожидали постоянного освещения  в прессе, скандалов на почве ненависти к политическим движениям,  срыв шевронов с рукавов. Однако  ничего такого не было и ОППЧ рисковал остаться с носом.

И тогда Томми Смит пошел на невиданный до  тех пор способ политического протеста, как намеренное нарушение положений Олимпийской хартии: Смит уговорил  присоединиться к протесту не только чернокожего партнера по команде Джона Карлоса, но и белокожего австралийца Питера Нормана.

На церемонии награждения во время исполнения гимна США чернокожие американские спортсмены Томми Смит и Джон Карлос, золотой и бронзовый призёры по лёгкой атлетике демонстративно опустили головы и подняли сжатые кулаки в чёрных перчатках. Перед ним на второй ступеньке стоял серебряный призёр австралиец Питер Норман с эмблемой OППЧна груди.

Оба спортсмена-афроамериканца были исключены из команды США и изгнаны с Игр, а Питер Норман по возвращении в Австралию подвергся нападкам со стороны консервативной прессы и общественности. Тренеру сборной Джулиусу Патчингу  едва удалось отвести угрозу наказания и изгнания спортсмена из команды Австралии.

Сам Томми Смит объяснил свой демарш так: «Когда я побеждаю, я — американец, а не чёрный американец. Но если я сделаю что-то плохое, меня назовут негром. Мы чёрные, и мы гордимся этим. Чёрная Америка оценит наш поступок».

PS. Почему Томми Смит  поднял правую руку, а Джон Карлос – левую?  Все дело в «девичьей памяти» Карлоса, который забыл   взять с собой, как и договорились ранее, свои черные перчатки – знак ОППЧ. Когда шли к пьедесталу Смит и Карлос спорили как выйти из ситуации, и тут  им своим  умным советом помог белокожий  Питер Норман, который шел рядом и все слышал. Питер просто посоветовал Смиту отдать  одну перчатку Карлосу: «Все равно же вы ведь будете поднимать одну руку!». Как старший по чину и по медалям, Смит отдал своему «чернокожему брату» левую перчатку, а себе оставил - правую.   

 

Рекомендуется:

Два маленьких рассказика о том, почему гольфиста дисквалифицировали из-за пары граммов песка, и чем домик краба отличается от муравейника по гольфистским меркам