8 мин.

Стриминговые сервисы захватывают спорт. Почему это изменит все

Пока российские вещатели фигурного катания продолжают конкурс на самых скучных комментаторов, международный рынок потребления спорта, кажется, переживает революцию.

Один из главных итогов 2024-го: Netflix залетел в эту индустрию, где уже частично обосновались конкуренты – Apple TV+ и Amazon Prime.

● 16 ноября бой между 58-летним Майком Тайсоном и ютюбером Джейком Полом (младше на три десятка лет) в эфире Netflix смотрело 65 миллионов человек – из них 38 миллионов пришлось на Штаты. 

● В конце декабря стало известно, что Netflix заключил контракт с ФИФА: сервис купил эксклюзивные права на показ в Штатах женского чемпионата мира по футболу в 2027-м и 2031-м. В ФИФА назвали эту сделку «знаковым моментом в истории спортивных медиаправ».

● На католическое Рождество Netflix показал 2 матча НФЛ, первым из которых установил рекорд по стриминговой аудитории для одной игры Лиги. 25 декабря более 24 миллионов американцев включило встречу «Канзас-Сити Чифс» и «Питтсбург Стилерс».

К слову, договор с НФЛ подразумевает три сезона показа рождественских матчей (еще в конце 2025-го и 2026-го). По информации Hollywood Reporter, стоимость прав за каждую игру составляет около 75 миллионов долларов.

● 6 января 2025-го на платформе дебютировал рестлинг: контракт с WWE подписан на 10 лет, сумма – 5 миллиардов долларов.

Вообще, Netflix долго подбирался к спорту и разогревал аудиторию.

Документальный сериал Drive to Survive, по словам журналиста The Athletic Люка Смита, для Америки изобрел «Формулу-1» заново.

Успех пришел и к сериалу Quaterback, рассказывающего о жизни Кирка Казинса, квотербека «Миннесоты Вайкингс».

Не обошли вниманием и гольф (сериал Full Swing).

Годами ранее на мемы разлетелись сериалы Last Dance (о Майкле Джордане), «Бекхэм» (о жизни, семье и карьере футболиста).

Конечно, были и спорные проекты: в свое время Netflix пытался зайти на территорию фигурного катания.

В январе 2020-го на платформе вышел художественный сериал Spinning Out. Успех обошел его, как зрители месяц назад – финал Гран-при в Гренобле. Достаточно емко охарактеризовала сериал Леа Марилла Томас из Cosmopolitan: ее рецензия попала в рубрику What the F*ck You Just Watched («Что за ##### [фигню] вы только что посмотрели»).

«В шоу так много конфликтов, что невозможно уследить, кто на кого злится и за что. Также много очень странных отсылок к «Голодным играм», которые заставляют себя чувствовать немного сумасшедшей».

Spinning Out, сериал куда больше об отношениях и биполярном расстройстве, чем о фигурном катании, явно стал жертвой базового подхода Netflix к созданию таких картин – «это должно быть интересно всем».

Можно ругаться на создателей за поверхностность спортивных историй, но не говорит ли это одновременно о том, что они смотрят на спорт куда шире, чем любители спорта, раскрывая в нем человеческие истории, культурные нарративы и даже политику, а не только голы-очки-секунды?

В проектах Netflix квотербек Кирк Казинс цитирует Маргарет Тэтчер, гольфист Айан Поултер свободно говорит о деньгах, а Бекхэм в уже культовой сцене издевается над женой из «простой семьи», которую папа возил в школу на Роллс-Ройсе.

Не обязательно разбираться в американском футболе, гольфе или смотреть игры Бекхэма за «Манчестер Юнайтед», чтобы включить и полюбить эти проекты. В них спорт лишь часть жизни, а спортсмены зачастую предстают обычными людьми. Что может быть универсальнее победы или поражения, метафоричнее соревнования? Что может быть более знакомым каждому, чем история, чем самые разные ее ответвления, о мечте и цели?

Танцовщица Ульяна Пылаева, не замеченная в любви к НБА, как-то призналась, что открыла для себя документалки нового времени как раз с The Last Dance о Джордане: «Как же можно так делать этот формат, что оно стреляет в тебя сильнее художественного?»

Лишь за огромные усилия в культивировании спорта как универсальной драматической формы, как произведения, библиотеки сильнейших сюжетов, Netflix можно сказать спасибо.

Теперь следующий этап. Netflix не просто снимает истории о спорте или выполняет специфические задачи, относящиеся скорее к киноиндустрии, вроде «возрождение жанра женской спортивной драмы». Он становится полноценным вещателем.

«Netflix будет универсальным игроком в борьбе за права на прямые трансляции спортивных событий, и это перевернет ситуацию на рынке потребления спорта и вызовет ужас у традиционных бродкастеров, учитывая его финансовую мощь», – пишет журналист The Athletic Ричард Дейч. Он убежден, что спортивное телевидение ждет сейсмический сдвиг.

Один из основных конкурентов Netflix – Amazon Prime Video – зашел на рынок спортивных трансляций еще в 2017-м, когда приобрел неэксклюзивные права на показ Thursday Night Football (НФЛ). Сейчас Amazon принадлежат права на трансляцию футбольной Лиги чемпионов в Великобритании, Германии и Италии, АПЛ в Великобритании, Monday Night Hockey (НХЛ) в Канаде и другие. 

Впрочем, и тут есть нюансы. Например, в декабре 2022-го Amazon совместно с диджитал-продакшном Embassy Raw запустил бесплатный стриминговый телеканал Sports Talk. Он закрылся всего через год. Теперь же АПЛ стала слишком дорогой для сервиса после 6 лет вещания (впрочем, во многом это говорит о стоимости прав на английский футбол).

Эдди Кью, легендарный экзекьютив Apple, всегда был помешан на спорте. Поэтому новость, прогремевшая в июле 2022 года – о 10-летнем контракте Apple с МЛС на 2,5 миллиарда долларов – в Долине не стала сюрпризом.

Год спустя Apple запартнерился с Месси, перешедшим в «Интер Майами», и обязался отчислять Лео процент дохода от трансляций МЛС. Позднее глава Apple Тим Кук сообщит, что Месси сыграл большую роль в привлечении подписчиков для Apple TV+. 

Apple TV+ не отстает от Netflix и тоже снимает картины о спорте: здесь и фильм о, пожалуй, главной звезде американского баскетбола прямо сейчас – Стефене Карри, сериал о знакомстве Месси с США, обладатель 13 премий «Эмми» – художественный сериал «Тед Лассо» с великолепным Джейсоном Судейкисом в главной роли.

«Игроки должны быть персонажами. Они должны быть селебрити, – говорил Эдди Кью в интервью GQ Sports в сентябре 2023-го. – Дело не только в том, что происходит во время игры». 

Кью любит шутить, что спорт – единственная вещь, в которой он был умнее Стива Джобса.

Эдди возмущался правилами ФИФА, которые не позволяют футболистам во время предматчевой разминки выходить на поле в наушниках Apple: «Дело не в музыке. Это просто пример того, насколько они безумны в своей страсти регулировать даже на таком уровне». 

Рассуждение Эдди Кью о наушниках и персонажах – микроэпизод, подсвечивающий главное: в 2024-м спорт и герои спорта – это, в первую очередь, контент. 

В конце XX века спорт превратился в зрелище, способное заполнять стадионы не только хулиганами, но и обычными семьями, средним классом и бизнесменами в вип-ложах, что спровоцировало приход больших институциональных инвесторов и рекламодателей.

А в XXI веке уже недостаточно вкусных хот-догов, кисс-камеры и предматчевого шоу с известной песней (ладно, в случае с кисс-камерами бывают исключения). Теперь спорт должен выигрывать конкуренцию у сериала и документального фильма, а спортсмен – у голливудской звезды и стендап-комика. Бум онлайн-контента поместил их на одну территорию, а стриминговые платформы – в соседние разделы на одной странице. 

Спорт больше не история про мальчиков и девочек с трудной судьбой, которые всегда мечтали выиграть олимпийскую медаль или Лигу чемпионов. Этого слишком мало: судьба и мечта станут интересны и востребованы лишь после честной победы над новыми соперниками – Джейсоном Стэтхэмом, Зендеей, Мэттью Макконахи и сценаристами эротических триллеров.

Даже версия спорта как эвфемизма цивилизационной борьбы годится разве что на потеху дедушкам из разных министерств.  

Спорт стал лакомой долей рынка в разборках даже не интернета с телевизором (интернет превратил телевизор просто в один из девайсов, который стал точкой входа в глобальную сеть), а в драке стриминговых платформ.

Ее правила куда жестче и циничнее: ведь никто не отправит на кнопку пульта душный спортивный турнир только потому, что там побеждают люди с нужным флагом, важные руководители на трибунах, а граждане обязаны, преисполнившись патриотическим чувством, это увидеть. 

Спорт больше не может быть унылой физкультурной активностью, важной лишь для горстки людей – зачастую в отвратительных декорациях с ужасной организацией. И с кнопок пультов его выкинут вовсе не организации вроде WADA или МОК, а обычные люди, выбирающие вечер с «Игрой престолов».

Грег Питерс, Co-CEO Netflix, говоря о планах по захвату рынка спортивных трансляций, использовал термин «нетфликсификация».

И пусть босс Netflix конкретно в этом случае говорил о том, как сделать матчи НФЛ веселее, уже понятно: нетфликсификация неизбежно ждет весь большой спорт. Вернее, тот, что будет расти в популярности и зарабатывать много денег.

Остальные виды, вероятно, еще больше маргинализуются, обеднеют, впадут в тотальную зависимость от государственных или частных вливаний и войдут в незавидную группу странного контента, о котором нечего сказать, кроме What the F*ck We Just Watched?

Фото: IMAGO/Â�INPHO/Ed Mulholland, Netflix, MGM/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/Everett Collection/East News, Everett Collection/East News; Megan Briggs, AP Photo/Jeff Chiu; РИА Новости/Александр Вильф