Юрий Альтудов: Итоги стратегической сессии о трансформации финансовой модели вузов отразятся на результатах деятельности
На площадке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова завершилась стратегическая сессия «Стратегическое развитие университетов: трансформация финансовой модели», состоявшаяся по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ при поддержке НИУ «Высшая школа экономики» и Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова с участием управленческих команд, состоящих из ректоров и проректоров–стратегов 85 вузов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также новых субъектов Российской Федерации.
Юрий Альтудов, и.о. ректора КБГУ:
– На первую позицию в названии мероприятия вынесена стратегия развития университетов, определяющая перспективы развития вузов. А финансовая модель – это основа, которая позволяет эффективно обеспечивать реализацию стратегии.
Проводя обучение по эффективному использованию ресурсов университетов, специалисты максимально углубились в рассмотрение вопросов на том уровне, где есть общие позиции, обязательные для большинства вузов. И далее показали, куда и как можно двигаться, каков может быть путь. Не шаблонный вопрос соотношения общего и частного, с моей точки зрения, индивидуален. Все вузы, с одной стороны, похожи, а с другой – разные по стратегическим задачам, по масштабам и по уровню финансирования. Кто, куда и как реально будет двигаться – это выбор каждого. Подобно тому, как в здравоохранении сейчас совершается переход к персонифицированной медицине, так и в каждом вузе выстраивается собственная система. Как рачительный хозяин максимально эффективно распределяет свои доходы, таким же образом должен поступать и вуз. Функция непростая. Мы системно занимаемся аналитикой и видим, где что теряем, находим способы оптимизации, определяем приоритеты, новые задачи и способы их решения. И здесь важна компетентность команды: ректор – проректор (стратег) – финансовая и экономическая службы.
Сейчас каждому сотруднику важно быстро «трансформировать» себя, так как стремительно меняются подходы в развитии высшего образования. К примеру, раньше было исключительным явлением наличие стратегии вуза, утвержденной учредителем, а сейчас уже это нормативное требование. То, что мы прежде считали догмой, кануло в прошлое, на смену приходят новые способы достижения целей, и это требует трансформации финансовой модели вуза. Также в нашем университете постоянно происходит трансформация системы управления, введенной несколько лет назад.
В современном вузе усилия должны быть направлены в основном на проектную деятельность. Здесь нет главного и второстепенного, поскольку надо учитывать совокупность равноценных факторов. Цель может быть амбициозной, реальной или нереальной, достижимой или нет. Степень амбициозности можно определить, а вот степень реальности зависит от качества финансовой модели вуза. Выявить маниловщину порой сложно. На семинаре рассматривалось то, что мы реально воплощаем в финансовой модели.
Стратегия развития Кабардино-Балкарского государственного университета, позиционирующая вуз как один из драйверов и кадровый конструктор социально-экономического развития региона, была разработана в рамках программы «Приоритет 2030». Сначала в ее содержание были погружены несколько человек, затем двадцать, пятьдесят, а сейчас мы подошли к хорошим показателям. По разным оценкам, более 50 % ППС и научных сотрудников в ведущих подразделениях четко осознают свою позицию в решении стратегических задач вуза. Мы стремимся обеспечить такое понимание каждым сотрудником, профессором, научным работником во всех подразделениях.
Понятия образования, воспитания, науки всегда были неразрывно связаны с университетами. А четко ориентированная государственная установка на деятельность вузов в области разработки технологий и их трансфера определилась относительно недавно. Если раньше вузам утверждали смету затрат и в ее рамках выполнялась определенная работа, результаты которой подсчитать иногда было затруднительно, то сейчас каждая позиция выражается в конкретных цифрах: количество образовательных программ (также оцифровывается их качество), процентное соотношение остепененных преподавателей, профессоров, молодых ученых, количество научных публикаций… «Прозрачными», оцифрованными становятся все затраты, каждый образовательный, научный или финансовый результат. А в целом работа вуза оценивается по более 500 параметрам, причем большинство показателей базируется не только на наших отчетах, но и на результатах независимой экспертной оценки.
На различных площадках стратегической сессии обсуждалась острая тема – большинство выступающих говорили об отсутствии или недостаточном уровне понимания роли вузов со стороны бизнеса, управленческих команд регионов для достижения ключевых показателей эффективности. В различных интерпретациях высказывалась мысль о том, что федеральному центру следует обязать регионы, бизнес сотрудничать с университетами, помогать им в решении поставленных задач, выделять финансирование. Такая позиция – идти проторенным путем, считая, что финансирование должно быть обеспечено вне зависимости от результатов внедрения результатов НИОКР, – не вписывается в систему рыночной экономики. От вузов требуется соответствующая отдача, реальный вклад в экономику региона, страны. С этой целью мы должны объединять на различных площадках представителей бизнеса и власти и вместе с ними находить решения. Такой опыт у КБГУ есть.
В ходе семинара я услышал много подтверждений своим представлениям о трансформации финансовой модели. Это позволит нам исправлять допущенные ошибки и выстраивать более четкую стратегию. Очевидная полезность, эффективность данного мероприятия отразится на результатах деятельности КБГУ и других вузов южных территорий России.
И в завершение хотел бы отметить, что организаторы стратегической сессии, которые проводят аналогичные мероприятия в различных федеральных округах, ощутили в нашем вузе атмосферу целеустремленности, доброжелательности, оптимизма, что свидетельствует о том, что наша стратегия работает. Это было подчеркнуто на примере группы студентов-волонтеров, помогавших в проведении сессии. Без признаков психологической нагрузки, с улыбкой, четко и качественно они выполняли порученное дело, проявляя хорошее воспитание, почтительное отношение к старшим, гостям из других регионов.
По сути, вся деятельность вузов направлена на будущее, на создание благоприятных, комфортных условий для жизни, труда, самореализации молодежи, новых поколений жителей нашей страны. Понимание, поддержка студентов очень важны для нас. Во взаимодействии, в сотрудничестве с ними мы постоянно и работаем.