11 мин.

Судьба российского лакросса. Поможет ли бокс-лакросс или нужно чудо?

В лакросс в России играют с 2007 года, и все время этот командный спорт с необычной механикой поддерживался исключительно любителями. Они создавали клубы, проводили турниры, а также под флагом российской сборной играли на чемпионатах Европы и мира.

В 2024 году в ряде отечественных турниров по лакроссу приняли участие 13 команд. Есть и новые, еще не игравшие нигде коллективы, которые при благоприятных обстоятельствах смогут увеличить это число в будущие годы. Но в российском лакроссе есть ряд негативных тенденций, способных разрушить весь его потенциал.

О состоянии лакросса в России спортивному корреспонденту рассказал опытный спортсмен и организатор Андрей Потеха — победитель многих турниров, где всегда занимал место среди лидеров по голам и голевым передачам. По количеству заработанных очков спортсмен является одним из ведущих игроков.

Игровой момент

Корреспондент: Расскажите о своем пути в лакроссе.

Андрей Потеха: Занимаюсь я с лета 2015 года, с 2016 по 2019 руководил клубом White Knights. За это время главным достижением считаю то, что я смог собрать команду из русских игроков. До этого там были в основном легионеры, экспаты из США и других стран.

Организовывал тур Балтийской лиги, туры Лиги развития лакросса, матчи Кубка столиц в Санкт-Петербурге, там же создал Зимний кубок. Как игрок, ездил на чемпионат Европы 2016 года, европейские турниры. Показывал лакросс на VK шоу, Гонке Героев, на матче хоккейного клуба СКА, рассказывал об игре на радио и не только.

Корреспондент: Что с развитием лакросса на данный момент?

Андрей Потеха: Сразу обозначу, что я никогда не был главным активистом, но так или иначе четыре года посвятил лакроссу, как организатор. Каждое воскресенье проводил тренировки, возил ворота, экипировку, собирал людей, искал пути продвижения. В общем, кое-что увидел и делал, поэтому могу поделиться своим пониманием ситуации.

Ключевое и очевидное — в стране мало людей, у которых осталось желание развивать этот вид спорта. Вторая важная проблема — у тех, кто есть, нет чувства общности, все словно замкнуты сами на себе. Третье — нет объединенной истории, какой-то понятной организации или совета, который бы держал связь с клубами, координировал события, ну и заодно мог на достойном уровне представлять лакросс вовне.

Корреспондент: Имеется в виду общение с внешним миром?

Андрей Потеха: Да, как федерация с понятным продуктом, которая понятно рассказывает о своей деятельности, может пообщаться с прессой, способна представить лакросс на каких-то мероприятиях или форумах. Сейчас если и что-то делается, то разрозненно — от имени отдельных клубов.

Корреспондент: Какой уровень развития представляется реальной целью?

Андрей Потеха: Естественно, я не беру во внимание абсолютных лидеров и некоторые условно догоняющие страны, так что исключаем США и Канаду, Англию и Австралию. Нужно смотреть на европейских середнячков по типу Чехии или Германии — там играют в лакросс давно, в странах есть не просто чемпионаты, а разбитые для разного уровня команд лиги.

Это примерно тот уровень, который мы можем достичь с некоторыми усилиями, если бы прилагали их на протяжении 5–10 лет. А сейчас мы уступаем даже Латвии, где есть 3–4 команды, но они, в отличие от российских, заполнены достаточным количеством игроков и регулярно играют между собой.

Так что у нас достаточно грустная картина. Есть три команды, но с составами проблемы, игр мало, отношения у ребят напряжены. Сейчас вроде появились новые команды, но ввиду общей ситуации это не вселяет оптимизма.

Корреспондент: Но у лиги были и вдохновляющие страницы?

Андрей Потеха: Были. С 2018 года существовала Лига развития лакросса, главной особенностью были полноценные составы, но все-таки матчей было мало. В 2020 году начались конфликты, ребята из московских команд не хотели играть друг с другом. Лига фактически умерла.

В 2022 году я предложил всем играть с уменьшенными составами по восемь игроков, идею поддержали, начинание назвали Просто Лигой Лакросса, и на первый сезон заявились три команды. И какой это был сезон! 24 матча, около 70 игроков, интрига до последнего тура.

Некоторые игроки уехали, собирать команды, особенно на выезд, стало сложнее для White Knights и Moscow Lacrosse Club. Так что на 2023 год мы из двух выездов оставили один, матчей стало тоже в два раза меньше. В итоге два последних матча даже не были проведены, их записали как технические поражения. [Причём ответственные лица «переобулись» прямо на ходу, предлагая изменить решение].

Игровой момент

Корреспондент: Что скажете про сезон 2024 года?

Андрей Потеха: Цифры говорят сами за себя: всего восемь матчей, из которых два аннулировали, полное отсутствие интриги, проблема с составом на игру у петербуржцев. Считаю, что за 10 лет это худший год для российского лакросса.

Показателен в этом плане приезд американского тренера. Многие даже не знали, что он проведет тренировку, а провели на абсурдно маленьком поле, и это для 20 человек. В те же выходные мы занимались на поле, которое было в четыре раза больше, и нас было всего шесть человек.

В 2017 году в Санкт-Петербурге всё прошло иначе: я подготовил афишу, арендовал стадион, игроки получали информацию заранее, рука была на пульсе. Всего лишь нужно было воспользоваться существующим опытом. [Лакроссу нужны люди, которые знают чуть больше, чем поставить людей по росту, — как минимум со знанием базового спортивного менеджмента].

Скажем, заявилась в сезоне 2024 команда Southern Tigers, сыграла два раза — и проиграла. Снялись с чемпионата. Хотя можно было бы на старте распределить всех игроков так, чтобы составы были у всех максимально равные для интриги.

Многие люди просто бросят игру, столкнувшись с этим, поняв, что им в лакроссе не место — ни в плане способности показать результат, ни в плане эмоциональной поддержки от других команд. Просто потому, что команды замкнуты на себе, их словно не интересует, что происходит у других. Позиция «ваш состав — ваша проблема», озвученная одним из клубов, тупиковая на нашем уровне развития.

Кубок двух столиц, 2017

Корреспондент: Что может спасти ситуацию?

Андрей Потеха: Система трансферов. Лига должна быть на первом месте, а не клубные амбиции. Нужно создавать конкуренцию через систему драфтов. Должна быть интрига в матчах.

Важно обязать команды придерживаться некоторых рамок по уровню игроков. То есть перед сезоном определить уровень каждого игрока, после чего команды будут должны выставить некоторых на обмен с другими. И естественным образом у новых команд появятся хорошие игроки и реальные шансы на свое количество побед.

Очевидно, после этого игры станут напряженней, интересней. В турнирах появится настоящая интрига, а не ее бледное подобие. Будет расти уровень лакросса для будущих турниров. Новым игрокам и командам будет проще включиться, будет вообще смысл пробовать себя в лакроссе.

Эта система отчасти решит и вопрос конфликтов. Каждый будет понимать, что оскорбления и обиды станут контрпродуктивным явлением: сегодня ты в этой команде, через полгода — в другой, с тем самым человеком, с которым что-то не поделил.

Корреспондент: С чего можно начать в первую очередь?

Андрей Потеха: Мне банально не хватает тренировок. Я вижу, как падает уровень ребят, мой уровень. Не так много людей сейчас в Москве регулярно тренируется, но при этом всё происходит раздельно. В итоге даже тренировочные матчи не удается провести, даже с уполовиненным составом.

Тут всплывает проблема организации и отзывчивости. Вроде есть пара сообществ в социальных сетях, но о тренировках объявлений часто не делают, друг на друга не ссылаются. А некоторые игроки даже не могут ответить на прямой вопрос в личных сообщениях, придут они на тренировку или нет.

Будто мы старая семья с кучей обид, тянущихся из прошлого. И нет новой крови, чтобы встряхнуть это болото, в котором все сидят и ничего не хотят делать.

Балтийская лига лакросса, 2019

Корреспондент: Это же касается и нового направления, бокс-лакросса?

Андрей Потеха: Да. Вот был «кэмп», на него якобы записались многие, но пришли всего шесть. Федерация, которая вписала в свою структуру бокс-лакросс, не хочет участвовать в начинании. Как-то грустно, потому что у всех наших игроков есть опыт, чтобы пробовать любые подвиды лакросса.

Бокс-лакросс очень похож на хоккей, он и играется там же, где хоккей, в коробке. А у нас хоккейная страна. Если и как-то можно обратить на себя внимание, то через эту связь. Есть реальная вероятность, что именно такой формат обретет известность и какую-то популярность. Но для этого нужно что-то сделать. Лично я уже организовал два «кэмпа» и проводил тренировки.

И, опять же, в этом есть практическая польза. Бокс-лакросс очень требователен к скорости пассов и точности бросков. Эти навыки всегда полезны. Например, сборная Финляндии в основном играет в бокс-лакросс, а потом на международных турнирах в обычном полевом лакроссе показывает отличную игру. Я играл с финнами на «Евро — 2016», и помню, как они моментально перекидывали мяч.

Корреспондент: С первым шагом определились. Что дальше?

Андрей Потеха: Создать структуру, провести ряд внутренних опросов, чтобы понять, чего мы можем добиться сразу, а чего — спустя какое-то время. Уверен, у нас есть люди, готовые проводить тренировки в разных локациях, развивать соцсети, общаться с какими-то лидерами мнений, чиновниками. Но пока не спросишь так, чтобы все услышали и могли ответить, — то и не узнаешь.

Может оказаться, что 90% задач будут решены почти сразу, а над оставшимся будет легче работать.

Матч против Финляндии на чемпионате Европы 2016

Корреспондент: Верите в возможность привлечь спонсоров, инвесторов?

Андрей Потеха: Почти нет. Конечно, маленькая надежда на это есть, но скорее это надежда на чью-то добрую волю, а не коммерческий подход. Может, появится человек, который захочет заниматься на хорошем уровне, поэтому приложит руку к общему состоянию лакросса. Или сделает это ради своего ребенка, поигравшего где-нибудь за рубежом.

Корреспондент: Как оцениваете развитие женского лакросса?

Андрей Потеха: Очень положительно. Девушки активно ведут социальные сети, к ним постоянно записываются новички. Но не все они имеют спортивное прошлое, что влияет на уровень. Главное в любом спорте обеспечить себя потоком людей. Это они и делают.

Часть парней ушли в тренера, организаторы женских команд по той причине, что видят там результат. Не вышло развивать мужской лакросс — вот и делается ставка на женский. Это важный фактор его развития сейчас в стране.

Корреспондент: Что в прошлом вас вдохновляло заниматься популяризацией?

Андрей Потеха: Наверное, чувство роста. Пока приходили новые люди, пока пробовались разные направления, действительно ощущалась, что может получится. Несмотря на то, что все клубы всегда были порознь, этого хватало.

Возможно, дело в менталитете американцев: они были крайне активными, создавали невероятный драйв на тренировках и играх; не помню никаких конфликтов в тот период. Может, я ошибаюсь — и это просто так запомнились для меня первые впечатления о лакроссе, когда все было в кайф.

Корреспондент: Что сейчас нужно игрокам, особенно новичкам?

Андрей Потеха: Стабильные тренировки в разных локациях города. Им нужно дать четкое представление, что такое лакросс и что от развития этой игры можно ожидать. Какая у игры история, в том числе в России, ради каких ценностей собираются люди, во что они влюблены. Чем больше позитивных моментов будет перечислено, тем больше шансов, что игра произведет положительное впечатление, которое только усилится после первой тренировки.

Человек, который где-то случайно узнал про лакросс, первым делом попробует через интернет найти игроков и клубы. А поскольку в выдаче почти не встречается результатов, которые сразу отвечают на вопрос, существуют ли у нас команды и где они тренируются, такой человек с большой долей вероятности просто закроет поиск и забудет про лакросс.

Если говорить о лакроссе как о спортивном продукте, на который могут обратить внимание те же спонсоры или какие-то партнерские федерации, то им вообще будет непонятно, а кто у нас отвечает за лакросс, кому писать, с кем общаться? Нет единой структуры, которая бы постоянно заявляла о себе, была открыта для обратной связи.

На первом матче. Июль 2015, Тверь.

Корреспондент: Получается, пока не произойдет качественных внутренних изменений, ожидать от будущего ничего не стоит?

Андрей Потеха: Нужно верить в чудеса. Российский лакросс спасет чудо. Ну или всех спасет бокс-лакросс, но это не точно. О движении в правильном направлении будут говорить следующие события.

Во-первых, если на тренировках будет стабильно от девяти участников и больше. Во-вторых, если между московскими командами состоится хотя бы четыре игры по филд-лакроссу. В-третьих, если в Москве и Санкт-Петербурге состоятся два турнира по бокс-лакроссу.

Источник: Красная Весна