7 мин.

Сенсации в спорте — хорошо или плохо? И нужны ли они вообще?

Что заключается в понятии «спортивная сенсация» с точки зрения фильмов или сериалов? И как это обыгрывается в разных жанрах?

Зачастую, смотря какой-нибудь фильм/сериал на спортивную тематику, мы примечаем себе героя-лузера, к которому испытываем сочувствие и сострадание. Потому что персонаж представлен для зрителя таким образом, чтобы показывать те качества, которые считаются правильными с точки зрения морали. Непросто же так антагонист (противник нашего любимчика) предстаёт перед нами совершенно иным образом, чтобы к нему испытывать крайне негативные эмоции.  

 По сюжету главный герой лишается своих лучших качеств из-за какого-то жизненного обстоятельства, уходит в себя и совершенно не понимает устои жизни. Однако к концу киноленты он обретает себя и возвращается на истинный путь. В то время как его главный противник набирает свою уверенность с отчаянием главного соперника. Он изначально нам неприятен своим поведением и отношением к главному герою, а после разрушения привычного мира центрального персонажа он оставляет о себе лишь негативную составляющую. Ярким примером хочу отметить фильм «Левша».

«Левша»: путь возвращения Билли Хоупа на «мировую арену» после тяжелейшего падения

Билли «Великий» Хоуп является чемпионом мира по боксу в полутяжелом весе. Для человека, находящегося на вершине спортивной славы, у него есть всё — впечатляющая карьера, расточительный образ жизни, красивая и любящая жена Морин очаровательная дочь Лейла. Морин просит Билли уйти из спорта, призывая больше времени проводить с дочерью. Он объявляет о своём уходе во время вечеринки, однако жена случайно погибает во время ссоры с другим боксёром (его имя Мигель Эскобар), и мир Хоупа рушится. От него уходит его менеджер и друг Джордан Майнс. После этого, из-за разрушительного поведения Хоупа, служба по защите детей забирает Лейлу.

Последней надеждой для него на воссоединение с дочерью и нормальной жизнью остаётся возвращение в мир бокса. Билли Хоуп готовится к тяжелейшему бою в своей жизни, целью которого является возвращение доверия тех, кого он любит. Как итог: Билли возвращает себе честь и славу, а Эскобар остаётся в проигравших. 

 Большинство фильмов/сериалов про спорт я представляю по уже готовой шаблонной формуле: главный герой всегда выигрывает в конце, в независимости от такого, через какие тернии ему пришлось пройти. Это никак не стыкуется с миром реальным, где сенсации скорее что-то разовое, нежели постоянное и наскучившее. Однако есть один сериал из просмотренных мною, который предстает в другом ключе, чем он и влюбил меня в себя (конечно, не только этим, но тоже в список входит).  

 «Тед Лассо»: как «Ричмонд» в угоду режиссерскому замыслу «пролетал» мимо чемпионства

Тренера по американскому футболу, который привёл команду университета Уичита к чемпионству во втором дивизионе Национальной ассоциации студенческого спорта, нанимают тренировать команду Премьер-лиги Англии ФК «Ричмонд». Его, коренного американца, считают безнадёжным, но он умнее, чем кажется. Он любит тренировать и больше заботится о людях, чем о победах. Кинолента не идёт по шаблону большинства спортивных картин. Здесь вы не увидите безграничный успех именно в футбольном аспекте, когда, вроде бы, всё к этому идёт. Конечно, есть второй сезон, где команда в финальной серии всё-таки празднует успех, но это больше про искупление за ошибку (redemption for a mistake).  

 Первый сезон. Ситуация складывается не лучшим образом, но «Ричмонд» (футбольный клуб, в который и приехал Лассо на «помощь») продолжает упорно тренироваться, делая всё возможное, чтобы остаться в чемпионате. И по канону команда-андердог после всего наболевшего побеждает в конце. Это не про «Ричмонд». Последняя серия первого сезона. Последняя игра, которая решает всё. Клуб, тренируемый Тедом, сравнивает счёт, параллельный матч заканчивается сенсационно «6:0», что позволило бы при ничейном результате команде настоящего американца, не понимающего специфики чая, остаться в АПЛ. Любой другой сериал или фильм на этом бы и закончился.  

«..Хэппи-энд, в Голливуде до такого додуматься не смогли. Жизнь — лучший драматург». 

Но «Ричмонд» пропускает на последней минуте матча и вылетает из лиги.  

 Третий сезон. Команда Теда уверено идет на чемпионство в АПЛ. Остаётся финальная игра. Сидишь у экрана и переживаешь, веришь в успех этих парней. После первого тайма счёт «2:0» не в пользу «Ричмонда». Однако во втором происходит невообразимое: счёт равный, отменённый гол, победный штрафной на последней минуте. Все ликуют, Тед исполняет вирусный победный танец, который в первую очередь обеспечил ему работу в «Ричмонд». И где же концовка, не схожая с тем, что есть везде? Идя по аэропорту, Тед встречает путешественника, который говорит, что это отстой: по итогам сезона «Ричмонд» занял второе место, после «Манчестера». Неожиданно получилось. Этим и берет сериал. То, что должно происходить, не происходит. Андердог даже в кинокартинах может быть уязвим.  

Человеческие пристрастия в спорте

Кстати, немного отходя от темы, хочу поговорить про пристрастия и человеческий фактор. Почему, например, в ЮФС при взвешивании мы остаёмся на стороне более скромного бойца, предвкушая, что он возьмёт бой впоследствии? Но кто там вообще сказал, что так должно произойти?

Почему яркий и играющий на публику спортсмен не может выиграть бой? А если и выигрывает, то почему нас об этом не так активно оглашают?

Карма? Возможно. Много говорил, делал непристойные жесты, будь добр, получи нокаут в первом раунде. Но обычно такое работает, если молчаливым и застенчивым является боец из условного Дагестана. Там просто неприятно себя неподобающим образом вести. А бойцовская школа у них развита на фантастическом уровне. Отсюда и следуют постоянные цитированиям, мол: «Боец N одолел бойца M. Ответил наглому за слова, сказанные до боя», — и всё в таком роде. Людям просто приятнее быть на стороне того, кто зря не разбрасывается словами, а доказывает делом. Хорошо. Но есть же и другая сторона медали.

Макгрегор. Notorious Conor McGregor, как его ещё называют. Он ведь берёт всем: и харизмой, и качеством боя. Людям одновременно нравится и скоромность бойцов, представляющих Россию, и самоуверенность ирландца. 

Чем сенсации являются в профессиональном спорте?

Победное пиршество для аутсайдера — разовая акция, которая должна сохраняться. Если всё это перетечёт в постоянство, то тогда и сам смысл спорта истратит себя. Не зря же нам говорили, что побеждает тот, кто сильнее и более подготовлен.

Мне самому нравится смотреть за матчами, где «Северсталь» или «Витязь» побеждают у явных фаворитов, но чем-то большим, чем локальной, эта история быть не может. Условная Греция на Евро-2004 или «Аякс» в ЛЧ 18/19. Все были вне себя от радости после таких сенсаций. Если с Грецией еще можно поспорить (были там моменты, которые требовали объяснения), то «Аякс» выбил «Реал» и «Ювентус». Мадрид и Турин вылетели от Амстердама. Так еще и «Тоттенхэм» был близок к поражению, однако Лукас Моура спас свой клуб. Вот такое должно быть в спорте. Это как чудесный выход в финал на ОИ-2018 Германии.

Но сейчас вы сможете к Финляндии, Канаде, Швеции и Чехии внести Германию? Уверен, что нет. Как бы заранее выявленный аутсайдер не проводил сезон/чемпионат/игру, его всё равно в последите никто не запишет, потому что так сформировано: выигрывает сильнейший.  

«Адмирал» и «Торпедо» доходили до второго раунда, играя абсолютно по-разному. Кто-то вспомнит через лет 5, что Владивосток был близок к выходу в финал конференции? Многие видят только конечный результат. Сложилось когда-то так, что фавориты — это «Авангард», «Ак Барс», СКА и ЦСКА, так эта мысль и живёт.

Сейчас, конечно, КХЛ пытается сделать всё, чтобы максимально уравнять команды с разными бюджетами и задачами на сазон. Поэтому предыдущий вывод про «великую четверку» можно считать избыточном. На трофей в новом сезоне претендует около восьми клубов. Это ли не здорово? Проблемой можно назвать лишь то, что есть команды, которые можно заносить к абсолютным лузерам и андердогом, но в данное время от подобного очень тяжело избавиться. Но это не отменяет того факта, что в спорте подобное (искуственное) уравнивание — исключительно разовый процесс. Сенсационно выиграть в КХЛ тяжело. Поэтому всякие подобные акции должны быть, но нужно понимать, что перерасти в какой-то масштабный перфоманс им будет тяжело.