7 мин.

Нотр-Дам-де-Пари закрыт уже 5 лет. Что там происходит после пожара?

Собор Парижской Богоматери – визитка Парижа. Но сейчас он в строительных лесах, под кранами и закрыт для посещения. И так больше пяти лет.

Так когда Нотр-Дам вернется к норме после пожара?

А что там случилось?

Вкратце предыстория.

Вечером 15 апреля 2019-го в соборе сработала пожарная сигнализация. Работники сначала не придали значения: в Нотр-Даме шла плановая реконструкция, источника огня не было видно, предположили, что это просто сбой системы.

И только спустя 23 минуты, когда огонь показался на крыше собора, из здания эвакуировали людей и вызвали пожарных.

Деревянный каркас крыши, сооруженный из дубов XII-XIII веков, загорелся как спичка. Существовала опасность, что обрушившаяся крыша повредит каменный свод, который поддерживает стены изнутри, и тогда Нотр-Дам обрушится. При этом пожар приходилось тушить в оживленном центре города (на острове Сите), где повсюду люди и другие здания.

Когда к ночи с огнем все-таки справились, уничтожены были шпиль, две трети крыши и огромное количество внутренних помещений и реликвий, которые там хранились. Уцелели, по сути, только две каменные башни.

Источник/причину пожара так и не нашли. Скорее всего, виновато короткое замыкание. 

С тех пор Нотр-Дам восстанавливают.

Что там сейчас?

Собор в строительных лесах. Затронуты крыша и некоторые боковые конструкции.

Над ним возвышаются два огромных крана. Но судя по всему, активно ими не пользуются.

Все охраняет конная полиция. 

Нотр-Дам официально закрыт для посещения. Нельзя ни подняться на башни, ни зайти внутрь. По периметру – металлический забор с предупредительными табличками.

Несмотря ни на что, народу вокруг очень много! Есть даже трибуна, откуда можно наслаждаться видом собора.

Олимпиада тоже рядом! Неподалеку оживленная фанзона, где можно смотреть соревнования. 

По всему периметру строительных заборов – фотографии тех, кто восстанавливает Нотр-Дам. Там несколько сотен человек, группами и по одиночке.

Есть реставраторы по дереву, по стеклу, скульпторы, а также водители и охранники.

Разглядывать лица можно бесконечно. Всего в работах по восстановлению Нотр-Дама участвуют две тысячи человек. Их фамилии напечатали, вложили в тубус и поместили его внутрь медного петуха. Пару лет назад его торжественно водрузили на отреставрированный шпиль собора.

Старый петух, в котором хранился фрагмент тернового венца Иисуса Христа, сгорел.

С другой стороны здания – краткая история пожара и того, что происходило в первые часы после. Вот, например, реставраторы пытаются найти в золе остатки реликвий. 

Погибших в пожаре Нотр-Дама не было, но двое пожарных пострадали. Работа на огромной высоте очень опасна. 

Поблизости есть еще музей реставрации, вход бесплатный. Внутри – суперинтересная экспозиция о том, насколько сложно проходит восстановление собора.

Огонь не только уничтожил множество реликвий. Даже оставшиеся сильно пострадали от дыма и копоти. Вот пример, как с помощью нанотехнологий очищали от налета барельеф. Так он выглядел изначально.

А вот так – после реставрации.

Узоры прорисовываются вручную и специальными красками, чтобы не нарушить облик и еще сильнее не повредить артефакты. 

А вот визуализация мечты – полностью отреставрированный Нотр-Дам, в точности воссоздающий прежний.

Когда он откроется?

Изначально Нотр-Дам планировали открыть как раз к Олимпиаде в Париже. Но не хватает нескольких месяцев. Теперь дата открытия – декабрь 2024 года.

Однако уже очевидно, что полностью завершить работы к этому сроку не удастся. Реставрация отдельных артефактов продлится минимум до 2030-го. 

А сколько все это стоит?

Точно оценить бюджет сложно, так как поисковые и реставрационные работы непредсказуемы. Но сейчас можно сказать, что итоговая сумма будет около миллиарда евро. Ни цента из них не потрачено из бюджета Франции.

В первые же минуты после пожара на счета Нотр-Дама посыпались пожертвования со всего мира. Не остались в стороне и богатейшие люди страны. В топе рейтинга – глава группы компаний L’Oreal семья Мейерс и Франсуа-Анри Пино, хозяин Gucci – оно пожертвовали разом по 100 миллионов евро.

Но абсолютный лидер – Бернар Арно из Louis Vitton – 200 миллионов евро!

«Louis Vuitton – это Париж, а Париж – это Louis Vuitton». Первые лакшери-Игры?

Тем не менее, сбор донатов не закрыт до сих пор. QR-кодов, конечно, нигде не висит, но официальный сайт аккуратно сообщает, что работы ведутся и никакая помощь не будет лишней.

Если даже что-то останется – это все равно пойдет «на пользу собора».

Фото: Gettyimages.ru/Veronique de Viguerie, Wang Dongzhen; AP Photo/Michel Euler