На открытии Олимпиады, возможно, была отсылка не к «Тайной вечере», а на другую картину
Искусствоведы защищают организаторов.
Даже спустя несколько дней после церемонии открытия Игр-2024 одна из центральных тем в медиа – пародия на картину «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Многие – от Илона Маска до главы Ла Лиги Хавьера Тебаса – увидели в ней богохульство и провокационное отношение к христианскому сюжету.
Организаторы Олимпиады уже извинились и объяснились: никого оскорблять не хотели и к картине да Винчи специально не отсылались. Художественный руководитель церемонии открытия Томас Джолли говорит, что вдохновлялся не картиной да Винчи, а пиршеством олимпийских богов.
С ним согласны и некоторые искусствоведы, которые увидели в олимпийском шоу другую картину и вообще предложили при обсуждении не опираться на религию: это объект культуры, который стал узнаваемым и легко считываемым. И как раз да Винчи занимался библейской интерпретацией, а не те, кто делают отсылки на его картины.
На что, вероятно, отослались на открытии?
«Праздник Богов» голландского художника Яна Харменса ван Бильерта. Картина написана в 1635 году и хранится в музее города Дижон.
Как и в «Тайной Вечере» здесь есть стол и центральная фигура – Аполлон. А на переднем плане ест виноград Дионис, которого на открытии Олимпиады изобразили гораздо ярче, чем на картине. Но именно фигура Диониса – защитная карта организаторов. Джолли утверждает, что ссылался именно на его образ: «Идея заключалась в проведении грандиозного языческого фестиваля, связанного с богами Олимпа».
Идея, что на открытии Олимпиады показали на самом деле «Праздник Богов», распространилась в соцсетях. И многие согласились с новой трактовой.
И все-таки: была отсылка на «Тайную вечерю» или нет?
Однозначно – один из кадров композиционно напоминает «Тайную вечерю». Да, артисты не сидят за столом в том же количестве и тех же позах, что и у да Винчи. Но другие известные отсылки (например, «Симпсоны» или «Сопрано») также не стремятся к полному повторению. Впрочем, всего нескольких деталей достаточно, чтобы передать дух образа.
«Идея центральной фигуры с нимбом и группой последователей по обе стороны — это настолько типично для «Тайной вечери», что читать ее каким-либо другим способом немного безрассудно», – объясняет историк искусства Австралийского национального университета Саша Гришин.
Так что на церемонии открытия получилась скорее двойная отсылка. Но из-за культовости картины да Винчи и неоднозначного воплощения все обратили внимание на образ «Тайной вечери».
«Праздник богов» – тоже значимая картина?
Ван Бильерт – голландский художник Золотого века. Он не настолько знаменит, как Рембрандт или Вермеер, но берет работоспособностью. Бильерт написал более двухсот картин – среди них, впрочем, нет общеизвестных шедевров. В основном Бильерт писал жителей Утрехта в обыденной обстановке. Стиль Караваджо, которому следовал художник, добавлял картинам драматизма.
«Праздник Богов» до истории с Олимпиадой не был известной картиной. Как раз благодаря Олимпиаде о ней и заговорили. По сути, Ван Бильерт написал свою интерпретацию «Тайной вечери», но с богами греко-римской мифологии.
«Неприемлемо, неуважительно, позорно!» Что так возмутило всех на открытии Олимпиады
Фото: commons.wikimedia.org
А страна, в которой она появилась исчезла. А потом исчезла и страна приемница.
А кое-кто продолжает сказки рассказывать про закат европы.
Но строго говоря, сама картина здесь не важна, организаторы явно ненавидят не только и не столько христианство, сколько всю европейскую культуру (в том числе и античную) и общечеловеческую мораль в целом. Ведь у этого голландца на картине тоже нет ни бородатых трансов, ни танцоров, трясущих яйцами в прямом эфире, ни бодипозитивных 300-килограммовых женщин.
Безотносительно религии, это просто трэшанина нижайшего уровня, визуальная демонстрация на открытии Олимпиады(!) самых дегенератских и скотских образов, достойных лишь какой-нибудь дешевой постановочки для "нитакихкаквсе".
И все это под предлогом неких "духа свободы, творчества, инклюзивности, любви" и т.д.
Но эти господа, видимо, совсем попутали, потому что животная вседозволенность и нигилизм никак нельзя назвать свободой, которая невозможна без ответственности.
Как любят утверждать постлибералы(либералов уже не существует), это некий прогресс.
Но вот, хоть убей, не пойму - что может быть прогрессивного в культивации самого нижайшего, животного, сексуализированного скотства?
Что в этом разумного? Что в этом здорового? Что в этом красивого?
Только ненавидят не организаторы, а те, кто за ними стоит. Кто проплачивает повестку в кино, музыке, спорте. Это вызов человечеству. Хорошо, что многие это увидели, эта провокация оказалась даже полезной в этом плане.