10 мин.

Открытие Олимпиады-2024 с двух ракурсов: удобная трибуна vs фан-сектор, где лезли на деревья

Конечно, сначала о дожде на открытии Олимпиады-2024.

По ощущениям мы промокли настолько, что, кажется, вещи не высохнут до конца Олимпиады. И не будем говорить, будто дождь на фоне масштабов происходящего не был заметен. Был! Еще как. Он стал одной из центральных тем церемонии. И главным ее минусом. 6 часов на ногах, 3 из которых под ливнем – неприятно. 

Но грандиозность происходящего все равно ощущалась очень хорошо.

Сразу проясним один момент: на спортивные арены с аккредитацией можно ходить свободно, но вот для церемоний открытия и закрытия всегда требуются отдельные билеты, потому что иначе мест на всех не хватит. На Спортс дали одну проходку. Это немало – некоторым изданиям (в том числе иностранным) не досталось ничего. 

В итоге у нас получилось что-то вроде «Орла и решки»: одному нужно было идти на трибуну с отличным обзором, вай-фаем и прочими удобствами, а другому – тусоваться с болельщиками вдоль Сены и пытаться что-то увидеть оттуда. В итоге Владимир пошел в народ, а Наташа – ближе к звездам.

Сначала – слово Владимиру. 

На берегу Сены пили пиво и строили подставки из камней

Начиналось 26 июля прекрасно. Первая половина дня в Париже отдавала осенью – свежо, пасмурно и очень комфортно для прогулок. Поэтому мы с Наташей пошли на открытие пешком.

Карты говорили, что прогулка до места займет 3 км. По факту же все превратилось в 10-километровый квест.

Потому что много участков перекрыто – где-то из-за безопасности, где-то зоны только для випов, где-то – для бродкастеров. Спасало, что французы – те еще раздолбаи. И если с уверенным видом пробиваться туда, куда нельзя, они не препятствуют.

Преодоление легких заборов тоже не кажется им чем-то таким, из-за чего стоит заморачиваться. А еще охрана с удовольствием фоткается со всеми желающими. 

А дальше я варился в международном фанатском котле. Вокруг десятки тысяч человек из сотни стран, но в большие группы по национальному признаку никто не сбивался. Всем нравилось ощущать себя частью целого. Тот самый олимпийских дух здорового человека, который объединяет.

Что я ничего из церемонии толком не увижу, стало понятно сразу. Нормальный обзор был только на трибунах – но мест там было мало, все они давно раскуплены. Остальные 95% людей пришли бесплатно и просто создавали атмосферу.

Не особо козырные виды были даже у тех, кто пришел к Сене за 3-4 часа до начала официальной части – в надежде занять выгодную позицию. Многие придумывали что-то на месте: залезали на урны и даже на деревья, чтобы было повыше.

Интересно, что жандармерия никак этому не препятствовала. В какой-то момент полицейский подошел к людям на самострое из камней – и я был уверен, что он попросит их слезть. Но нет, они о чем-то поговорили и посмеялись. Любопытство отправило меня к нему.

– Нет-нет, я не против, просто попросил их быть там аккуратнее. Люди пришли на праздник, зачем мне его портить?

Еще повсеместно лилось пиво, что тоже добавляло многим настроения. Хотя цена тут же его убавляла – 11 евро за пол-литровый стаканчик. Но пили много. И за все время я не встретил ни конфликтующих, ни ссор в очередях или даже попыток протолкнуться на место получше. 

Интересно, что не все стремились увидеть хотя бы что-то. Некоторые устраивали пикничок и вдыхали атмосферу чего-то большого, лежа на газончиках. Кому-то вообще было по барабану на происходящее на Сене шоу.

Самые топовые места – вот у этих счастливчиков.

Ну и организаторы, понимая, что толпиться вдоль Сены захотят не все, наставили огромных экранов, на которых транслировалась церемония.

На какое-то время я залип там и поймал себя на странном ощущении: красивейшая картинка, от которой захватывает дух. Но все происходит в 100 метрах отсюда, а вместо того, чтобы наблюдать за этим вживую, ты смотришь в экран. 

Классно, что и там люди реагировали очень живо: хлопали, когда объявляли очередную страну, дружно подхватили канкан. Атмосфера была волшебной.

Но все сломал дождь…

Первые минут 30 на него старались не обращать внимания. Тем более, что многие взяли с собой зонты и дождевики. Однако, чем дольше он лил, тем некомфортнее становилось. Постепенно народ начал утекать.

Это логично: сидеть в лужах не сильно классно, одежда насквозь мокрая, а конца церемонии не видно. Да и саму ее толком не видно. Разогнать бы эти тучи! Но получилось, что тучи разогнали многих. Меня – в том числе. Зато успел к экрану, когда Зидан передавал олимпийский огонь Надалю. Обалденно!

Наташ, а ты же со своей супертрибуны видела это вживую?

А на временной трибуне мокли боссы и смотрели все по ТВ

Ага, я видела! 

Хотя изначально казалось, что у меня все шансы не увидеть вообще ничего. 

Дело в том, что в описании организаторов звучал «парад спортсменов на Сене», но никак не полностью церемония. Поэтому мне представлялась полноценная концертная площадка на площади Трокадеро, где и будут выступать Леди Гага и другие звезды. А там же вай-фай, комфорт. А если так, найти ее будет несложно.

Но время шло, заборы вокруг Эйфелевой башни множились, а ничего похожего не видно было даже на горизонте. Полицейские очень мне сочувствовали, но ничего не знали. Спасла только их душевность: «Мадам, вам надо на другую сторону моста? Вообще-то там перекрыто, и церемония начинается уже через час... Очень надо? Ну ладно, идите».

Площадка на Трокадеро в реальности больше напоминала скромную арену для какого-нибудь фехтования. Белый помост и простые временные трибуны по обе стороны.

Для членов МОК предусмотрели минимальный навес, остальные – под открытым небом. Рядом минимальный набор фастфуда, почти в точности как у обычных болельщиков.

Обзор с любого места – великолепный, помост совсем близко. Вот только на привычные для открытия стадионы это вообще не похоже. Так близко к сцене я даже на чемпионате России по легкой атлетике не сидела.

Парад спортсменов, как и ожидалось, стартовал на Сене примерно в 6 км от нас.

Забавно, что сборные плыли не на специально приготовленных для случая судах, а на самых обычных корабликах, какие курсируют по Сене каждый день. Некоторые – по несколько команд на большом судне, а совсем маленькие сборные вроде Бахрейна – на катерках или мини-яхтах.

Президентов – Франции Макрона и МОК Томаса Баха – представили просто в паузе между сборными. А всю церемонию они посмотрели по большому экрану, потому что проходила она в городе, а не на сцене прямо перед ними.

Может, у боссов и были более удобные места, чем у людей в фан-зоне, но в целом все видели примерно одно и то же. Посадить президента страны на временную трибуну и показать ему зрелище по телевизору – как вам такое?

Даже от дождя все спасались одинаково. Французы заранее приготовили дождевики (прогноз погоды уже с утра не радовал), но их, как обычно, на всех не хватило. Наиболее осторожные сбежали в пресс-центр или домой. Но абсолютное большинство осталось. Как потом пошутит вымокший глава оргкомитета Тони Эстанге, «несколько капель дождя не смогут испортить нашу церемонию».

Жалко было спортсменов: по задумке организаторов, приплыв по Сене, они должны были выстроиться вдоль сцены. Но даже в дождевиках поверх нарядных костюмов там было очень мокро.

Вы спросите: почему не разогнали тучи ради такого события?

Из Парижа о таком варианте даже не думается. Здесь не выдают бутылки воды (а только многоразовые стаканчики) или не ставят кондиционеры из-за проблем с экологией, а уж вмешиваться в природу с помощью химических веществ... Точно история не про эту Олимпиаду.

Были ли у меня мысли уйти и не мокнуть больше? Конечно, да. Но прямо сейчас я благодарна себе за решение остаться. Потому что такие моменты не повторятся:

● великая Imagine от Жюльет Армане на ночной Сене и с текстом, который сейчас актуален как никогда;

● Лара Фабиан и Je Suis Malade на фоне Базилики Сан-Дени;

● и конечно, Селин Дион с «Гимном любви» на Эйфелевой башне и в момент, когда казалось, что церемония уже закончилась.

Это шоу было не про пафос, а про любовь. Не было привычных многих тысяч участников, огромных трибун, сложных инсталляций. Но были гениальные артисты, суперидея с корабликами на Сене и, главное, Париж.

Город, который не нужно специально украшать или придумывать заново. Он сам по себе – лучшая площадка, какую только можно придумать. Для истории, любви, а теперь – спорта. 

Лодки на Сене, Леди Гага, огонь на воздушном шаре – и все это под дождем. Главные фото с открытия Парижа-2024

Фото: Владимир Иванов, Наталья Марьянчик; Gettyimages.ru/Richard Heathcote, Jared C. Tilton, Alex Pantling, Lyvans Boolaky, Julian Finney, Hector Vivas