Самое грустное в Олимпийском парке Сочи – трасса «Ф-1». Ее похоронили заживо
Продолжаем сериал, посвященный 10-летию Олимпиады в Сочи. Кажется, это было в другой жизни: грандиозный турнир в России, восторги от иностранцев, а еще победа в общем зачете и невероятные сюжеты.
Мы уже узнали, как родилась идея о зимних Играх на летнем курорте, вспомнили церемонию открытия с режиссером и гимн, который исполнял удивительный набор артистов. Изучили главную тайну Олимпиады-2014 – о дырке в стене сочинской лаборатории.
Теперь о грустном – трассе «Формулы-1», которой уже нет.
В Олимпийском парке, куда ни повернись, наследие Игр-2014.
На главном стадионе – «Фиште» – сейчас играет футбольный «Сочи», в «Большом» – хоккейный. Загружены и «Айсберг», и «Ледяной куб», и даже зданию, где располагалась антидопинговая лаборатория, нашли применение.
Гуляешь – и накрывают воспоминания. По большей части, приятные.
А вот находиться на одном из самых дорогих мест города – автодроме – теперь невыносимо. Тот самый круг, на котором блистали Хэмилтон и Росберг, где так и не успел победить Ферстаппен, а Квят заезжал в топ-5, в конце прошлого года оптимизировали.
От 5848 м осталось 2312. Это меньше 40%. И проводить на малом круге не только Ф-1, но скромные серии внутреннего масштаба невозможно.
Было:
Стало:
Я шел на экскурсию по треку, и на моих глазах заканчивали разбирать Т-1 – трибуну, которая носила имя Сергея Сироткина. Т-2 Виталия Петрова и Т-3 Даниила Квята уже нет. И это как-то по-чеховски символично.
Основных причины обрезания трассы две.
1. Содержать ее – дорого. Тем более, теперь есть «Игора Драйв» в Ленинградской области, на которой можно проводить гонки любого уровня. Если бы все было нормально, как раз там, а не в Сочи, состоялся бы Гран-при России-2023.
2. Бесконечные заборы, которые ограждали трек, бесили каждого, кто был в Олимпийском парке. Добраться от одного объекта к другому пешком – выматывающий квест. А тут очень кстати Всемирный фестиваль молодежи – он пройдет в марте. Для гостей логистику посчитали неприличной.
Боссы говорят, что дорожное полотно сохранится, и в случае возвращения Гран-при ограды очень быстро соберут заново, а трибуны поставят еще лучше прежних. Но все понимают, что до этого не дойдет. От бессмысленных разговоров про светлое будущее всем как будто бы спокойнее.
На деле же из Сочи выгнали даже тех, кто мог соревноваться и на обрезанном круге – руководство автодрома в последний момент отменило все дрифт-турниры на 2024 год, хотя те были утверждены в календаре и давно всеми согласованы.
Спорт уехал совсем, остались только коммерческие истории вроде гоночного такси и мастер-классов.
Если смотреть рационально, большой круг сейчас действительно ни к чему. Помех от него больше, чем пользы. Вот только, говоря об этом автодроме, крыть рационализмом – иронично:
● заранее было понятно, что если вписать трассу в Олимпийский парк, передвигаться по нему людям будет проблематично – и никого это не смущало;
● строили трек практически на болоте, из-за чего пришлось довозить 270 тысяч тонн грунта и героически изощряться, чтобы установить уникальные грунто-цементные сваи – технологический подвиг, но в стиле Мюнхгаузена;
● стоимость строительства с изначальных 6,4 млрд рублей по ходу дела взвинтили до 11 – и все это, чтобы провести 8 этапов «Гран-при»?
Грустно на автодроме сейчас не просто из-за того, что его списали. А потому что там все в отличном состоянии и дышит гонками.
Из боксов так и не убрали экраны, через которые механики следили за заездами. Повсюду наклейки и баннеры команд «Ф-1». Все еще новое административное помещение: вот кабинет, на котором красивая табличка «президент FIA», вон наградная комната, в которой призеры ждут церемонии – и там по-прежнему все блестит так, будто вот-вот зайдет Ферстаппен.
На стенах фотки: Хэмилтон в шапке-ушанке, Квят, еще не знающий, что его трибуны на этом автодроме скоро не станет...
Автодром совершенно не выглядит уставшим – наоборот, он новейший, готов к новым вызовам.
И оттого, что практически все свежо, только больнее.
Пару лет назад я был на санно-бобслейной трассе в Сараево. Из-за боснийской войны она в нескольких местах просто разбомблена. Теперь это спортивно-архитектурный памятник и очередное напоминание о безумствах человека. Атмосфера там тяжелая, но, по крайней мере, все четко понимают: трек мертв.
А вот с трассой в Сочи еще сложнее – она похоронена заживо.
Фото: автора; Gettyimages/Dan Istitene, Mark Thompson, Clive Rose, Clive Mason; sochiautodrom.ru
Немцы говорят: «Мы его построим за 500 млн!»
Администрация: «А что так дорого?»
Немцы: «Качественно, быстро, надежно!»
Администрация: «Ну хорошо…»
Турки: «Мы построим вам автодром за 200 млн!»
Администрация: «Отлично!»
Русские: «А мы построим за 600 млн!!!»
Администрация: «А чё так дорого?!»
Русские: «Ну так 200 — вам, 200 — нам и 200 — туркам!»
Ну а сама трасса и гонки... ну да, с дивана по телеку было скучно, кроме последнего раза. Тут не поспоришь. Но в целом любой гран-при вживую и по телеку - два совершенно разных экспириенса.
Умом понимаешь, что иного исхода в нынешних реалиях быть не могло, но всё равно очень обидно.