9 мин.

Часы Rolex почти век в спорте: с ними покоряли Ла-Манш и Эверест, а теперь они символ статуса

«Корона за каждое достижение».

Вы в блоге «Сирены» – креативной студии Sports.ru. Мы рассказываем про классное в мире спортивного маркетинга и рекламы. Подписывайтесь на наши блог и телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Продолжаем рассказ о том, как крупнейшие бренды приходили в спорт. В новой серии – история часовой компании Rolex. Первая часть посвящена истории KIA – от банкротства до главной автокомпании в спорте.

 

Первый спортивный амбассадор – секретарша, покорившая Ла-Манш. Этот заплыв прославил Rolex

Октябрь 1927 года. Британская секретарь-машинистка Мерседес Гляйтце, которая в свободное время занималась плаванием, предприняла уже восьмую попытку пересечь Ла-Манш. Все предыдущие заканчивались неудачно, но Мерседес не сдавалась и в очередной раз прыгнула в воду на севере Франции, чтобы поплыть в направлении ее родного города – Брайтона. Упорство Мерседес себя оправдало: через 15 часов и 15 минут она добралась до английского побережья – и стала первой британкой, переплывшей Ла-Манш. 

Правда, радость оказалась недолгой. Уже через четыре дня доктор Дороти Кокрэйн Логан заявила, что переплыла Ла-Манш за 13 часов и 10 минут. Второй рекорд меньше чем за неделю вызвал подозрения: под напором обвинений общественности Дороти созналась, что провела заплыв нечестно. Такое признание поставило под сомнение и достижение Гляйтце. Мерседес решила, что лучшим способом развеять все домыслы будет вторая успешная попытка.

Всего через две недели после первого триумфа Мерседес вышла на так называемый «Оправдательный заплыв». Температура воды в октябре и так не самая комфортная, а к концу месяца все усугубилось. 

История получила широкое освещение в газетах, откуда о британке немецкого происхождения Гляйтце узнал другой английский немец – Ганс Вильсдорф, основатель молодой часовой фирмы Rolex. Годом ранее он как раз приобрел патент на водонепроницаемые часы Oyster («Устрица»), которые для демонстрации главного преимущества продавал в аквариумах. 

Как хороший маркетолог Вильсдорф понял: история с Гляйтце – лучшая возможность заявить о себе. Он использовал классическую сейчас схему бартера: отправил Мерседес часы в подарок, а в сопроводительном письме попросил ее использовать их во время заплыва. В день заплыва Гляйтце привлекла к себе много внимания: ее поддерживали болельщики, съехались журналисты. Мерседес не сдавалась до последнего, но условия оказались слишком суровыми: через 10,5 часа она позволила поднять себя на борт одного из судов сопровождения. 

Характер британки все же впечатлил общественность. Уже никто не сомневался, что рекорд двухнедельной давности – не выдумка. Параллельным сюжетом стали часы Мерседес, которые она закрепила цепочкой на шее: больше 10 часов в неспокойной ледяной воде никак на них не отразились – Rolex Oyster показывали точное время. На этот факт первым обратил внимание репортер The Times, а Вильсдорф быстро сориентировался и на протяжении целого месяца выкупал первую полосу каждого выпуска Daily Mail, чтобы рассказать о «чудо-часах, бросающих вызов любым стихиям». 

Рекламная кампания получилась дорогостоящей, но максимально успешной: 

Rolex громко заявил о себе, попутно заложив традиции продвижения через спортивных звезд. Модель Oyster стала культовой и существует до сих пор.

Rolex начинал с экстрима: часы испытывали Эверестом, Марианской впадиной и рекордными скоростями

Фигура Ганса Вильсдорфа определяющая в ранней истории компании. Он родился в Баварии, к 12 годам потерял обоих родителей, благодаря дядям получил хорошее образование и начал карьеру на швейцарской часовой мануфактуре в Ла-Шо-де-Фон. В 1905-м 24-летний Ганс перебрался в Лондон, где вместе с шурином Альфредом Дави основал компанию по продаже часов Wilsdorf & Davis. Поначалу они занимались тем, что импортировали швейцарские часовые механизмы и встраивали их в продукцию британских фирм. 

Три года спустя у Wilsdorf & Davis уже появилась торговая марка Rolex, а в 1915-м такое название получила вся компания. По признанию Вильсдорфа, это просто красивое сочетание букв: ему было важно, чтобы название легко произносилось на разных языках и помещалось на циферблат.

С самого начала Вильсдорф сделал ставку на наручные часы, хотя вплоть до начала XX века они не отличались точностью и считались исключительно женскими (даже назывались браслетами). Признание среди мужчин наручные часы получили во многом из-за солдат, которым в боевых условиях было неудобно пользоваться карманными. В годы Первой мировой Rolex производил траншейные часы – как раз переходный вариант между карманными и наручными. 

Основное внимание Вильсдорф уделял качеству часовых механизмов. Он хотел разбить мнение о том, что наручные часы ненадежны. И вскоре это дало результат: уже в 1910 году часы Rolex стали первыми наручными часами, которые получили Сертификат хронометрической точности от швейцарского Комитета оценки часов в Бьенне. Спустя четыре года обсерватория в Кью (Великобритания) присвоила часам Rolex класс точности «A», который прежде давали морским хронометрам. С этого времени бренд ассоциируется с точностью.

Для демонстрации превосходства продукции компания отправляла часы в самые экстремальные точки мира: после знаменитого заплыва через Ла-Манш сэр Малколм Кэмпбелл разгонялся с ними до 485 км/час на автомобиле-рекордсмене Blue Bird (1935 год), сэр Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей брали их с собой на первое в истории успешное покорение Эвереста (1953), океанологи Жак Пиккар и Дон Уолш сверялись с ними во время первого погружения на дно Марианской впадины (1960). 

А швейцарским бренд стал еще в 1920 году, когда Вильсдорф перенес бизнес в Женеву из-за повышения британских налогов после Первой мировой.

Теперь Rolex ассоциируется со статусом. Бренду даже не нужен футбол

Сейчас функции наручных часов во многом перешли к смартфонам и смарт-часам, тогда как традиционные часы заняли нишу украшений и показателя социального статуса. Похожим образом изменилось позиционирование Rolex: компания больше не стремится доказывать, что их часы надежны в экстремальных условиях. Бренд вкладывается в те виды спорта, которые отражают имидж компании и где присутствует их платежеспособная целевая аудитория. 

Теннис. Еще в 1978 года Rolex запартнерился с «Уимблдоном». Турнир, который традиционно проходит под патронажем королевской семьи, идеально вписывался под логотип и слоган часового бренда – «Корона за каждое достижение».

Со временем Rolex вытеснил конкурентов со всех турниров «Большого шлема»: в 2008 году компания стала официальным хронометристом Australian Open, в 2017-м – US Open, в 2019-м – «Ролан Гаррос». Rolex также сотрудничает с Кубком Дэвиса, Кубком Лейвера и спонсирует несколько турниров серии «Мастерс», названных в честь бренда (в Монте-Карло, Париже и Шанхае).

Главное лицо компании в теннисе – Роджер Федерер. В 2006-м стороны подписали 10-летнюю сделку на 15 миллионов долларов, а с 2016-го ежегодные платежи компании увеличились с 1,5 млн до около 8 млн. В Роджере Rolex нашел идеального амбассадора: швейцарец-победитель, ноль скандалов, максимальное совпадение в ценностях. Сам теннисист тоже доволен: «Каждый раз, когда я надеваю часы Rolex, они напоминают мне о прекрасных моментах [побед]».

Помимо Федерера компания сотрудничает с Александром Зверевым, Домиником Тимом, Анжеликой Кербер, Гарбинье Мугурусой, а также с теннисными легендами Родом Лейвером и Крис Эверт.

Гольф. С еще более аристократичной игрой, чем теннис, Rolex наладил связи в 1960-х. Началось все с сотрудничества с Арнольдом Палмером – одним из величайших игроков в истории гольфа. Прозванный Королем, он был первой суперзвездой телевизионной эры этого вида спорта. В то время Rolex также сотрудничал с Джеком Никлаусом и Гэри Плейером – игроками, которые наряду с Палмером входили в «Большую тройку» гольфа. С их именами связывают популяризацию и коммерциализацию этого спорта во всем мире.

Сейчас Rolex официальный хронометрист трех из четырех мейджоров – самых престижных турниров в гольфе. Наиболее узнаваемое лицо в этом виде спорта, Тайгер Вудс, тоже рекламировал Rolex.

Автоспорт. Любовь к гонкам у компании давняя: от упомянутых ранее рекордов Малколма Кэмпбелла в 1930-х до нынешнего присутствия на трассах «Формулы-1», чемпионата мира на выносливость и «24 часов Ле-Мана». 

Особая связь у бренда с американской гонкой «24 часа Дайтоны», которая с 1991 года названа в честь компании: победители во всех классах гонки получают специальные стальные часы Rolex Cosmograph Daytona.

Другие. Помимо тенниса и гольфа Rolex активен и в других дисциплинах с налетом элитарности: конном и парусном спорте (яхтинг).

По спонсорским вложениям в спорт Rolex единственный из часовых брендов входит в топ-50. Но при этом вы не увидите Rolex в АПЛ или НБА: видимо, так бренд подчеркивает обособленность от массовой аудитории этих видов спорта. Даже образцового с точки зрения имиджа Дэвида Бекхэма компания подписала только в качестве лица Tudor – часовой марки по более доступным ценам.

Это не мешает признанию Rolex со стороны игроков. Например, Лука Модрич в 2018-м потратил 2 млн евро на ролексы для всей команды. Эрлинг Холанд на прощание с «Боруссией» задарил часы на 600 тысяч. Такое же влияние у Rolex в единоборствах, куда компания тоже не вкладывается: чемпион мира по боксу Лоуренс Околи после одного из боев признался, что промоутер Эдди Хирн мотивировал его на победу дорогим подарком – часами Rolex. 

Символы статуса важны даже для лучших в мире.

«Войти в мир из Азии». История Kia – от банкротства до главной автокомпании в спорте

Телеграм-канал «Сирены» – креативной студии Sports.ru

Фото: ; /Leon Neal, Matthias Hangst, Steve Powell/Allsport, James Gilbert, Alex Caparros

Сирена
Сирена
Блог
Блог креативной студии Sports.ru
24 комментария
Афигеть, всегда думал, что это швейцарские часы...
+7
-3
+4
Ответ STZRRR
А какие? Ролекс практически единственные часы, которые производятся в Швейцарии одним производителем полностью - то есть грубо говоря, в одну дверь завода завозят сырье, из другой вывозят часы. Полный цикл - так почти никто больше не делает.
Вы продавец Rolex из Mercury что ли? Оперируете такими оборотами "практически единственные часы", "почти никто больше не делает". Так единственные или нет? Никто не делает или всё таки делает? Rolex может по ушам ездить, сколько угодно, вот только их "мануфактурные" механизмы, как и у Patek, AP, VC благополучно допилены на базе калибров от JLC и/или Zenith (привет Daytona), которые им продолжительное время продавали свои калибры в те или иные модели. Ах да, помимо JLC и Zenith там ещё стояли механизмы от Frederic Piguet. Такой же прикол, как и с OMEGA, которые вроде полного цикла, но в профессиональной линейке Speedmaster до сих пор используют механизмы на базе Lemania, а до появления их собственных калибров ещё и ETA вовсю использовали, но у них хотя бы есть грамотная отговорка - Lemania была выкуплена, а ETA - это разработка внутри их же концерна (Swatch Group), так что не так зашкварно.
+5
-1
+4
«а теперь они символ статуса»
Скорее символ дешёвых понтов, как и всяческая фирменная одежда/обувь/сумки
+6
-4
+2
Вы продавец Rolex из Mercury что ли? Оперируете такими оборотами "практически единственные часы", "почти никто больше не делает". Так единственные или нет? Никто не делает или всё таки делает? Rolex может по ушам ездить, сколько угодно, вот только их "мануфактурные" механизмы, как и у Patek, AP, VC благополучно допилены на базе калибров от JLC и/или Zenith (привет Daytona), которые им продолжительное время продавали свои калибры в те или иные модели. Ах да, помимо JLC и Zenith там ещё стояли механизмы от Frederic Piguet. Такой же прикол, как и с OMEGA, которые вроде полного цикла, но в профессиональной линейке Speedmaster до сих пор используют механизмы на базе Lemania, а до появления их собственных калибров ещё и ETA вовсю использовали, но у них хотя бы есть грамотная отговорка - Lemania была выкуплена, а ETA - это разработка внутри их же концерна (Swatch Group), так что не так зашкварно.
Извините, я простой юзер Ролексов и писал для простых людей. Для теоретика и историка вы во всем, наверное, правы.
+1
0
+1
Ответ STZRRR
В этой статье нет самого интересного факта - модели Сабмаринер, Дайтона, ГМТ практически невозможно купить в стали в бутике. Очередь на них от 2 до 10 лет. Цена у перекупщиков может быть в 2-3 раза выше официальной и ничего, берут.
ещё один факт Ганс Вильсдорф в 12 лет остался сиротой и работал на часовой фабрике в Швейцарии, а в 24 года переехал в Лондон и основал собственную компанию
+1
0
+1
Ответ STZRRR
В этой статье нет самого интересного факта - модели Сабмаринер, Дайтона, ГМТ практически невозможно купить в стали в бутике. Очередь на них от 2 до 10 лет. Цена у перекупщиков может быть в 2-3 раза выше официальной и ничего, берут.
кому они нахер нужны
+2
-1
+1
Когда цифры не важны)))))))))
+2
-1
+1
Ответ Andrey Wolf
Афигеть, всегда думал, что это швейцарские часы...
Так и есть
+1
0
+1
Комментарий удален модератором
Ответ potch66
https://www.jomashop.com/rolex-submariner-smurf-black-dial-blue-bezel-automatic-chronometer-mens-watch-126619lbbkso.html
Белое золото же
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий