Тибетская Олимпиада мертвых
Культурный геноцид снова в моде.
На этот раз его столица – Пекин, по совместительству являющийся еще и столицей летних Олимпийских игр-2008. Худшие опасения, высказывавшиеся еще 7 лет назад, при определении страны-организатора Игр, подтвердились. Впрочем, это не отменяет ни принятого тогда решения, ни возможных действий, которые могут предпринять команды-участницы.
Сейчас многие вспоминают о том, что право на проведение Игр считалось отличным шансом для Китая наладить отношения с западным миром, продемонстрировать, что с современной коммунистической страной можно развивать и социокультурные связи. New York Times тогда писала: «Есть основания надеяться, что яркий прожектор будущей Олимпиады осветит действия китайских властей в ближайшие семь лет», и от этого выиграют «те китайцы, которые хотят, чтобы их страна стала более толерантной и демократической». Впрочем, были и другие мнения, кое-кто вспоминал, как та же New York Times, только в 1936 году, писала, в частности, что Олимпийские игры «вернули Германию в семью наций», а нацизм является «нормальным явлением», и это в то время, когда немецкие войска уже занимали демилитаризованную Рейнскую зону, а в лагере Дахау уже находилось множество заключенных.
Дилемма, таким образом, состояла в следующем – сможет ли Китай дать своим гражданам больше свободы, в связи с неизбежно растущими контактами со внешним миром, и сохранится ли эта свобода после проведения Игр? Смогут ли другие государства как-то повлиять на этот процесс извне? Или мир увидит повторение событий 1936-го и, отчасти, 1980-го, когда тоталитарные по своей сути государства оказались готовы продемонстрировать миру лишь свой внешний фасад?
Сейчас, когда до Игр осталось совсем немного времени, вполне очевидно, что ни одна крупная сборная-делегация не может позволить себе не приехать на Игры. Все «смелые» высказывания о бойкоте пока касались только церемонии открытия соревнований. И такая позиция, безусловно, объяснима. Огромные корпорации, вроде General Electric, активно сотрудничающие с китайской стороной, заявляют о «силе добра», которую несут в себе Игры. Естественно, президент МОК Жак Рогге также всецело на их стороне. С ними едины и миллионы болельщиков по всему миру, которые хотят видеть на Играх свои национальные сборные. Даже сочувствующие Тибету обозреватели отмечают, что сами пострадавшие не требуют непременного бойкота игр, а значит «не следует быть большими тибетцами, чем сами тибетцы».
Но все ли готовы спокойно подсчитывать свои олимпийские медали, в то время как в той же самой стране тибетцев заставляют перестать быть тибетцами, а делают из них «китайцев»? Если это так, то в скором времени Китай будет напоминать США не только статусом спортивной сверхдержавы, но и почетным званием страны, полностью уничтожившей национальную культуру народа, чью территорию он когда-то захватил.
Масштабный бойкот Игр мог бы привлечь к обсуждению этой проблемы больше людей. В том числе и в самом Китае, который оказался бы в положении ЮАР времен апартеида, как говорят, больше страдавшего от отсутствия крикета, чем от экономических санкций. Помимо спортивного праздника людям пригодилось бы еще немного свободы, а пока что китайский диссидент Ян Чуньлинь (Yang Chunlin) приговорен к пяти годам тюремного заключения за написанное им воззвание, которое начиналось словами «Нам нужны права человека, а не Олимпиада».
Единственным доступным выходом для всех сочувствующих остается пассивный протест. Кажется, многие будут участвовать в Играх, всячески подчеркивая, как им это неприятно. Кроме того, во многих странах существуют независимые организации, ответственность за действия которых само государство не несет, также действуют и различные международные объединения. Одно из таких объединений, ассоциация «Репортеры Без Границ», уже заявило о своей позиции, частично сорвав церемонию зажжения Олимпийского огня в Греции. Президент РБГ Робер Менар и двое его коллег пытались прорваться к трибуне, за которой выступал президент китайского МОК, с транспарантом: «Объявите бойкот стране, которая нарушает права человека». В Китае в то время как раз отключили сервер YouTube, так что нельзя с уверенностью сказать, видел ли там это хоть кто-то.
Чуть позже правозащитная организация «Международное объединение в поддержку Тибета» (International Campaign for Tibet) обратилась к концерну Volkswagen с призывом не предоставлять свои автомобили для эстафеты олимпийского огня.
Если таких голосов станет больше, быть может, Олимпийское движение сумеет хоть чем-то помочь Тибету, пусть у того и нет своей олимпийской команды?
БОЙКОТ СРАНЫМ ИГРАМ В ПЕКИНЕ. ДОЛОЙ ОККУПАНТОВ ИЗ ТИБЕТА!
«Эти монахи только именуют себя избранными. На самом же деле они никакие не ученики Будды, а верные цепные псы клики Далай-ламы. Они раскольники, скрывающиеся за стенами монастырей».
а кто вообще предлагал сравнивать это с «нашими» правами?