Уайлд между золотом Сочи и бронзой Пекина: лечил колено, ссорился с чиновниками и боролся с апатией
Пережил развод.
Сноубордист Вик Уайлд занял третье место в гигантском слаломе и расплакался на награждении.
«Мне трудно подобрать слова, их немного. Вы знаете, что я не отлично говорю по-русски. Хочу сказать огромные слова благодарности людям, которые поверили в меня. Я говорил, что если завоюю медаль сейчас, то закончу выступления. Медаль есть», – заявил Вик после финиша. Но потом сказал, что еще недельку подумает.
Это уже третья медаль, которую американец приносит в копилку России на зимних Олимпиадах. Все помнят два золота в Сочи, но эта бронза была самой сложной: после успешного 2014-го были травмы, провал в Пхенчхане, проблемы с русскими чиновниками, развод и депрессия.
Говорил, что Россия помогла ему добиться успеха. В США спортсменам сложнее
Уайлд родился и вырос в небольшом городке в штате Вашингтон. С детства увлекался разными видами спорта – от бейсбола до сноуборда. Вик катался на доске с 8 лет – и очень неплохо.
Но желание заниматься спортом профессионально встретилось с суровой действительностью. В США дисциплины, в которых соревновался Уайлд, почти не финансировали – все уходило в более зрелищные и популярные виды типа хафпайпа или слоупстайла.
Поэтому какое-то время Вику помогала сборная Японии – с ними американец ездил на соревнования, тренировался. Во время одного из этапов Кубка мира Уайлд познакомился с Аленой Заварзиной, заобщались – и в 2011 году пара сыграла свадьбу.
Уайлд изъявил желание получить гражданство и выступать за Россию. Ради этого он пропустил весь сезон-2011/12, но потом вернулся и начал разрывать. Вершиной стала как раз победа в Сочи – там Заварзина и Уайлд стали самой красивой парой, которая принесла два золота и бронзу.
Свой успех Вик связывал как раз с переходом под российский флаг.
«Когда я выступал за американскую команду, было очень много стресса. Я должен был думать обо всем: был сам себе менеджером, техническим персоналом и так далее. Это очень негативно влияло на результаты. Только сейчас я чувствую, что занимаюсь своим делом. Это потрясающе на самом деле. Я никогда не думал, что буду чувствовать себя так свободно».
Сноубордист пообещал, что станет настолько русским, что все офигеют. И после Олимпиады переехал в Красноярск.
Переживал из-за допингового скандала. Из-за этого плохо выступил в Пхенчхане
После Сочи результаты Вика ухудшились. Но в Пхенчхан он все равно собирался – и как раз тогда грянул допинговый скандал. И Уайлда он задел. Сноубордист до последнего не понимал, пустят ли его на Олимпиаду-2018.
Вик все-таки поехал, но выступил неудачно – 9 место.
Но после Олимпиады Уайлд выдал пронзительную речь о том, что конкретно помешало.
«Перед Пхенчханом я чувствовал себя в каком-то смысле сломленным, мой олимпийский дух был мертв из-за того, что происходило до Игр. Кажется, 6 февраля я на сто процентов был уверен, что не поеду на Олимпиаду. Потом мне сказали, что я могу там выступить. Тогда подумал: «Знаете, все это уже не для меня». Слишком много страсти ушло.
Конечно, я хотел выиграть. Но в то же время чувствовал себя абсолютно разобранным. Мне все надоело: мой вид спорта, люди, которые меня окружали, слышать слово «допинг», носить на своей форме логотип «Олимпийский атлет из России». Это просто унижало мое человеческое достоинство. Я был недочеловеком, две трети человека. Мне казалось, что мне не рады на этой Олимпиаде.
11 мая 2016 года я получил письмо от The New York Times. В нем было сказано: «Ты принимаешь стероиды, и мы тобой займемся». У меня никогда не было нервного срыва до этого дня. Тогда я просто потерял контроль над собой.
Следующие полтора года с того дня и было сформировано ощущение, с которым я ждал Олимпиаду. Помогли ли мне ОКР? Нет. Министерство спорта России? Нет. Мы одни сражались с моей женой. Каждый день задавался вопросом, как игрушка йо-йо: «Возьмут или не возьмут? Что вообще происходит?»
Что касается меня, то хотел бы, чтобы Томас Бах передо мной извинился. Не хочу говорить за всех, но думаю, что он много перед кем должен извиниться. Как со мной обходились – это неправильно. Четыре года пройдут, все переменится. Посмотрим. Может быть, к лучшему».
Воевал с чиновниками: те считали, что он непригоден для занятий спортом
Сразу после Пхенчхана Уайлд лег на операцию на колене – оно уже беспокоило его какое-то время. И тоже сказалось на выступлении на Олимпиаде. Восстанавливался Вик с марта по ноябрь.
А в 2019-м олимпийский чемпион разругался с российскими чиновниками – причиной стала невозможность пройти углубленное медицинское обследование и получить допуск от федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Анализы показывали, что олимпийский чемпион не может заниматься спортом. По этой же причине Алена Заварзина в 2018 году закончила спортивную карьеру – тоже через ссору с ФМБА.
Но Вик боролся – и напоминал, что в любой момент может вернуться в Америку.
«Просто сумасшествие – осознавать, что если я и Министерство спорта не придем к какому-то решению, эта неделя будет моей последней неделей в качестве российского спортсмена.
Буду честен: ФМБА признало меня непригодным для спорта. В то же время мои австрийские врачи заключили, что я здоров и готов выступать. Не знаю, что будет дальше, но я не готов бросить сноуборд, и у меня все еще есть паспорт США. Я больше не позволю этим бессильным идиотам из ФМБА распоряжаться моей карьерой».
Уайлд поехал в Австрию, где сдал анализы, которые подтвердили – олимпийский чемпион полностью здоров и готов к стартам. Решить конфликт получилось только на уровне министра спорта.
В 2021-м потерял страсть и говорил о завершении карьеры. Но развелся, сменил борд – и приехал к бронзе
Перед Пекином Уайлд прямо говорил, что думает о завершении карьеры. Все зависело от отбора на Олимпиаду.
«Я практически закончил со своей карьерой в сноубординге. Поэтому сейчас просто наслаждаюсь, отрываюсь со своей командой. Осталась парочка месяцев до завершения. Может быть, три месяца. Зависит от того, попаду ли я на Игры. Чувствую, что готов к чему-то новому в своей жизни.
Мне кажется, я потерял страсть. Когда мне действительно был нужен сноубординг, нужны результаты, нужно было быть лучшим, то я отдавал всё, что имел. Отдавал все сноубордингу на протяжении длительного времени. Жертвовал многим в своей жизни, чтобы быть успешным в сноубординге. Сейчас я не готов жертвовать всем».
Звучало не очень весело. В декабре Алена Заварзина объявила о разводе с Виком – без деталей, просто поблагодарила за 10 прекрасных лет.
Уайлд не расклеился: признался, что после расставания стал лучше учить русский язык. Еще и отобрался на Олимпиаду. В январских интервью уже звучал оптимизм – Вик сменил борд, новый катил лучше. Появилась надежда на призы.
«Конечно, было бы очень здорово выступить успешно на Олимпиаде. Если я на нее попаду, то обещаю – вы увидите того самого Уайлда. Даже не так – такого, какого прежде еще никогда не видели, лучшего. Я знаю, что у меня есть шанс, я могу побороться за самые высокие места».
И ведь не обманул – затащил бронзу!
После такого тяжелого пути к медали и Алена Заварзина, и тренер сборной по сноуборду Денис Салгаев, и даже Татьяна Тарасова предложили сделать Уайлда знаменосцем сборной ОКР.
«Если бы мне доверили такую роль, это была бы честь для меня. Россия давно стала мне родной, и я очень люблю эту страну», – сказал сам Уайлд, когда разговор шел о церемонии открытия.
У вас еще остались сомнения, что Вик за 10 лет стал русским? Вот так он отреагировал на результаты четвертьфинального заезда, в котором Уайлд победил корейца: «Стоп-стоп, я обогнал его на 0,01 секунды? ###### [пипец]».
Слезы Вика Уайлда после бронзы Пекина и завершения карьеры: рыдал так, что не держали ноги
Фото: Gettyimages.ru/Maja Hitij, Lars Baron, Cameron Spencer; REUTERS/Andrew; РИА Новости/Владимир Трефилов, Максим Богодвид, Рамиль Ситдиков
1. Виктор Ан
2. Вик Уайлд
3. Джон Роберт Холден
Они навсегда заслужили уважение российских болельщиков. Карьеры в спорте имеют свойство заканчиваться. Пусть Вику способствует удача на том поприще, что он выберет для себя.
По прошлым интервью сложилось впечатление, что он больше русский, чем Заварзина.