ГИБКОСТЬ как Физическое качество СПОРТСМЕНА
Актуальность темы исследования. Недостаточная гибкость часто приводит к различным функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата, а также травматизации в спортивной и профессиональной деятельности. Важно сформировать оптимальный уровень данной двигательной способности у различных категорий населения.
Задача исследования: Изучить гибкость как физическое качество.
Методы исследования: Анализ и систематизация данных литературных источников по теме исследования.
Результаты исследования. Физическое качество, о котором пойдет речь в этой статье, является необходимым не только в спорте, но и в повседневной жизни. С его проявлениями мы встречаемся везде и всюду. Это качество в той или иной степени присуще каждому из нас. Многие не вспоминают о его существовании, пока не столкнуться с определенными неудобствами, вызванными его дефицитом. Этим качеством является гибкость [1].
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [2].
Специалисты различают два вида гибкости – активную и пассивную. Возможность выполнить движение с максимальной амплитудой за счет собственных мышечных усилий называется активной гибкостью. А если же выполнять движение с максимальной амплитудой за счет использования внешних сил (усилия партнера, собственный вес тела, дополнительные отягощения и т.п.), то это называется пассивной гибкостью. Разница между активной и пассивной гибкостью называется резервной растяжимостью или запасом гибкости. Из этого можно сделать вывод: чем выше показатели гибкости, тем легче поддается развитию активная гибкость.
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела. Специальная гибкость характеризуется максимальной подвижностью в отдельных суставах (т.е. гибкость в профилирующих движениях для данного вида спорта) [1].
По способу проявления гибкость подразделяется на динамическую, статическую и смешанную (статодинамическую). Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая – в позах, а смешанная, когда присутствует и то, и то.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов [2].
Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, анатомический. Еще со времен классических исследований геометрической формы суставных поверхностей на слепках и распилах установлено, что подвижность в суставах определяется степенью соответствия суставных поверхностей как по форме, так и по протяженности. Если суставные поверхности полностью соответствуют одна другой, то движения невозможны. Если соответствие неполно, то есть если головка суставной поверхности и суставная впадина не соответствуют полностью одна другой, либо по форме, либо по протяженности, либо по тому и другому, возникает возможность движения одной кости относительно другой [4]. Суставы можно классифицировать в соответствии с количеством движения, которое они обеспечивают, или согласно их структурному составу. Более простая форма классификации основана на количестве общего движения, которое возможно в данном суставе. В соответствии с этой классификацией различают три вида соединений: синартрозы, амфиартрозы, диартрозы. Также выделяют следующие формы суставов: шаровидные, эллипсовидные, блоковидные, цилиндрические, плоские, седловидные. Наибольшая анатомическая подвижность возможна в шаровидных суставах (например, плечевые и тазобедренные). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные и плоские суставы. Например, фаланги пальцев можно только согнуть или разогнуть, то есть движения выполняются лишь в одной плоскости и с ограниченной амплитудой [5]. Существует также шесть основных видов остеокинетического движения, которое может выполнять сегмент тела: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение, циркундукция [3].
Форма суставов под влиянием занятий физическими упражнениями не изменяется. А вот длина суставных поверхностей и их конгруэнтность, хотя и медленно и довольно ограничено, но поддаются положительным морфологическим изменениям под влиянием целенаправленных занятий физическими упражнениями (Жордочко, Ю.Соболев, Л.Соболев,1 980;Алтер,2001).Более выраженные положительные изменения происходят в детском возрасте и подростковом возрасте, когда проходит интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата [5]. Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. Гибкость могут ограничить и такие факторы как мышечный дисбаланс, неадекватный мышечный контроль, влияние процесса смирения на мышцы, влияние иммобилизации [2].
Степень утомления мышц по-разному влияет на проявление гибкости: показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются. При эмоциональном подъеме (в условиях соревнований) амплитуда движений возрастает. Гибкость в значительной мере определяется генетическими факторами. Есть люди с врожденной ограниченной подвижностью в отдельных суставах. Это следует принимать во внимание при проведении спортивной ориентации и отбора детей в те виды спорта в которых гибкость играет важную роль[6].
Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд других факторов, которые могут влиять на уровень гибкости человека. К ним относят возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и циркадные ритмы. Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости, и особенно о возможности увеличения или снижения уровня гибкости в период физического развития, довольно противоречивы. Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими и что в школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего она снова начинает возрастать. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется и затем начинает снижаться. Несмотря на то, что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных людей степень его снижения минимальна.
Установлено, что женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины (Allanoler и др., 1974; М.И. Jones и др, 1986). Это обусловлено как анатомическими, так и физиологическими факторами.
Многие тренеры и спортсмены считают, что прирост силы может ограничивать уровень гибкости или же значительное увеличение гибкости может отрицательно влиять на прирост силы (Hebbelink, 1988). Это мнение ошибочно. Результаты ряда исследований, проведенных учеными (Leighton, 1956; Wilmore и др., 1978), свидетельствуют, что занятия силовой направленности не только снижают уровень гибкости, но и в ряде случаев увеличивают ее. Таким образом, правильная организация тренировочного процесса может обеспечить прирост силы наряду с увеличением уровня гибкости [3].Из этого можно сделать следующий вывод: к факторам, положительно влияющим на проявление гибкости, следует отнести: возврастание мышечной силы, улучшение межмышечной координации, овладение произвольным расслаблением мышц. Отрицательно влияют на проявление гибкости такие факторы: низкий уровень физической подготовленности, низкая температура окружающей среды и, в особенности, тела, значительная физическая усталость, повышенный тонус мышц, чрезмерное возбуждение или состояние психической депрессии [5]. Таким образом, гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают два вида гибкости активную и пассивную. Гибкость обычно подразделяют на динамическую, статическую и смешанную. Выделяют множество факторов, ограничивающих развитие гибкости.
1. Степин, К. Н. Гибкость. Основы развития / К. Н. Степин. – Днепропетровск: АРТ- Пресс, 2003. – 176 с.
2. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2007. – 480 с.
3. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
4. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья / С.Н. Власенко. – Минск, 1992. – 99 с.
5. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие: в 2 т. / Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература. – Т. 1: Общие основы. – 423 с.
6. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Ю.Ф. Курамшин. – Москва, 2007. – 464 с.